С целью ускорения оборачиваемости оборотных средств необходимо уделять особое внимание нормированию запасов сырья, совершенствованию их нормирования и управления товарными ресурсами. Следует регулярно исследовать ассортимент закупаемого сырья и материалов, выявлять те видов товаров, оборачиваемость которых дольше и исключать их. Вышеперечисленные действия являются частью коммерческой работы организации. Поэтому большое значение для повышения доходов и улучшения финансового состояния организации в целом имеет улучшение коммерческой работы.
Основными задачами для ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» в этом направлении являются:
- формирование отношений хозяйствующих на рынке субъектов на взаимовыгодной основе;
- повышение роли договоров поставки, укрепление договорной дисциплины;
- развитие длительных прямых хозяйственных связей, повышение их эффективности;
- защита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;
- повышение уровня работы по изучению спроса, экономическому обоснованию потребности в товарах;
- стимулирование продаж, оказание дополнительных услуг;
- совершенствование механизма управления спросом и предложением;
- своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие на рынке.
Но наиболее важными направлениями совершенствования коммерческой деятельности являются совершенствование управления товарными ресурсами, повышение качества обслуживания и совершенствование системы контроля за состоянием выполняемых работ.
Нужно сказать, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом.
Для улучшения финансового положения ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» необходимо:
- привлекать кредиты, что, конечно, сказалось бы на рентабельности в сторону ее уменьшения, но позволило бы повысить платежеспособность предприятия, улучшить структуру баланса и, возможно, заинтересовало бы потенциального инвестора;
- увеличить долю финансовых вложений в низкорисковые активы;
- предприятию также следует попытаться сохранить оборачиваемость материальных оборотных средств на прежнем уровне при увеличении объема работ и увеличении объема материальных оборотных средств;
- контролировать состояние расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности;
- увеличить производительность труда за счет автоматизации производственных процессов, внедрения новой техники;
- в процессе производства использовать новые технологии, инновационные предложения с целью понижения затрат на сырье и материалы, что повлияет на снижение себестоимости;
- постоянно повышать профессионализм и квалификацию промышленно-производственного персонала;
- усилить маркетинговую службу для улучшения реализации продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ.
Одним из путей совершенствования управления оборотными средствами в ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» является совершенствование кредитной политики организации.
Снижение риска невозврата кредита и совершенствование кредитной политики тесно связано с обоснованной оценкой кредитоспособности предприятия. Для поддержания высокой мобильности имущества, как постоянного финансового показателя, ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» необходимо привлекать как можно меньше заемных средств и по возможности увеличивать собственные. Если судить о дебиторской задолженности, то в ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» дебиторская задолженность на конец отчетного периода по сравнению с началом года выросла, увеличение дебиторской задолженности вызвано неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров; наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей; слишком высокими темпами наращивания объема оказываемых услуг и выполняемых работ.
Вместо привлечения кредитных ресурсов ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» может использовать лизинговую схему.
Рассмотрим использование лизинговой схемы ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» для приобретения автобетономешалки на базе шасси КамАЗ-6540-1010-10.
Описание автобетономешалки:
Автобетономешалки применяются для доставки отдозированных компонентов бетонной смеси с приготовлением бетонной смеси в пути следования, а также для доставки готовой бетонной смеси на строительный объект с перемешиванием во время транспортировки. Автобетономешалки предназначены для эксплуатации в любых климатических условиях.
Автобетономешалка состоит из загрузочного устройства, смесительного барабана, бака с оборудованием для подачи и дозирования воды, привода смесительного барабана и системы управления. Все узлы автобетономешалки смонтированы на раме, которая крепится к шасси автомобиля. Загрузка автобетономешалки может осуществляться специализированными установками для выдачи сухих смесей, а также передвижными и стационарными бетонными заводами, приспособленными для выдачи сухих смесей. Автобетономешалка обслуживается одним человеком.
Параметры автобетономешалки:
- привод: гидромеханический от автономного двигателя;
- двигатель: дизельный Д-242;
- полезная емкость, м3: 8 при плотности 1,8 т / м3;
Описание шасси КамАЗ-6540:
Новая разработка камского автозавода - шасси КамАЗ-6540 - призвана, со временем, заменить аналогичные автомобили этого класса разработок прошлых лет. Колесная формула шасси - 8 × 4, этот четырехосный автомобиль выполнен с двускатной ошиновкой. Вторая управляемая ось, введенная в конструкцию этого автомобиля, позволила увеличить несущую способность автомобиля до 22 000 кг.
Монтажная длина платформы предлагаемой модификации автомобиля составляет 5.095 м. Грузоподъемность автомобиля - 22 000 кг. Автомобиль снабжен десятиступенчатой коробкой передач. Двигатель шасси - КамАЗ-740.13, мощностью 260 л.с. Емкость топливного бака машины - 240 л. Шасси рекомендуется для создания на его базе спецавтомобилей массой до 31 000 кг. Так, например, уже существуют и успешно эксплуатируются различные модели мощных автокранов на базе этого шасси. Шасси может работать при любых дорожных условиях, кроме того, шасси можно использовать на трассах с допустимой осевой нагрузкой не более 9 000 кг.
Характеристики: КАМАЗ-6540:
- колесная формула: 8 × 4;
- монтажная длина платформы: 5,855 м;
- грузоподъемность: 22000 кг;
- снаряженная масса: 11 850 кг;
- полная масса: 30 500 кг;
- коробка передач: десятиступенчатая;
- сцепление: двухдисковое;
- подвеска: рессорная;
- кабина: 3-местная, без спального места;
- топливный бак: 250 л;
- колеса: Дисковые;
- шины: 10.00 R20 (280 R508);
Стоимость автобетономешалки на базе шасси КамАЗ-6540-1010-10 составляет 50 тыс. долл. США.
Срок договора лизинга - 5 лет.
Годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление – 20 %.
Процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение оборудования - 5 % годовых от среднегодовой стоимости оборудования, рассчитываемой как половина его стоимости на начало и конец года. Стоимость же на конец года определяется как остаточная (за вычетом из первоначальной суммы начисленного износа).
Сумма использованных кредитных ресурсов под оборудование - 50 тыс. долл. США.
Комиссионное вознаграждение лизингодателю - 3 % годовых от среднегодовой стоимости оборудования.
Дополнительные ежегодные услуги, предоставляемые лизингодателем (затраты на привлечение гарантии по договору, платежи по всем видам страхования объекта лизинга и рисков, затраты лизингодателя, связанные с осуществлением капитального ремонта объекта лизинга), - в расчет не приняты.
При равномерной системе амортизационных списаний размер ежегодной амортизации составит 10 тыс. долл. США (50 тыс. долл. США × 20 / 100).
Расчет лизинговых платежей за первый год приведен в таблице 1.
Таблица 1. Расчет лизинговых платежей по договору
Показатели
Год
Расчет
Сумма, долл.
Амортизационные отчисления
1
50000 × 20 / 100
10000
Сумма процентов за кредитные ресурсы
45000 × 5 / 100
2250
Комиссионное вознаграждение
45000 × 3 / 100
1350
Облагаемый оборот для расчета НДС
2250 + 1350
3600
НДС в сумме
3600 × 18 / 100
648
Итого:
стр.1 + стр.2 + стр.3 + стр.5
14248
Таким образом, общая сумма лизинговых платежей в первый год составит 14248 долл., в том числе:
- амортизационные отчисления - 10000 долл.;
- проценты за кредит - 2250 долл.;
- комиссионные лизингодателю - 1350 долл.;
- выручка по лизинговой сделке, облагаемая НДС - 3600 долл.;
- НДС - 648 долл.
Общий размер лизинговых платежей за 5 лет представим в таблице 2.
Общая сумма лизинговых платежей за 5 лет составит 61928 долл. Эффективность лизинговой сделки для ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» будет увеличивается с каждым годом реализации проекта, поскольку размеры лизинговых платежей с каждым годом уменьшаются.
Таблица 2. Расчет лизинговых платежей
Период, год
Амортиза-ционные отчисления, долл.
Проценты за кредит, долл.
Комиссионные лизингодателю, долл.
Выручка по лизинговой сделке, облагаемая НДС, долл.
НДС, долл.
Общая сумма лизинговых платежей, долл.
2
1750
1050
2800
560
13360
3
1250
750
2000
400
12400
4
450
1200
240
11440
5
250
150
80
10480
50000
6250
3750
61928
Примечание. Источник: собственная разработка
Поведем сравнительный анализ эффективности лизинга и банковского кредитования покупки автобетономешалки на базе шасси КамАЗ-6540-1010-10. Стоимость автобетономешалки у лизингодателя 50000 тыс. долл. с равномерной рассрочкой платежа в течение пяти лет. При покупке на заводе-изготовителе - 40000 тыс. долл. Если использовать вариант покупки, то можно получить кредит в банке на 5 лет под 10 % годовых. Ставка налога на прибыль 24 %. Сравнительный анализ эффективности лизинга и банковского кредитования покупки автобетономешалки на базе шасси КамАЗ-6540-1010-10 приведен в таблице 3 и на рисунке 1.
Таблица 3. Сравнительный анализ эффективности лизинга и банковского кредитования покупки данного оборудования
Показатель
Итого
6
7
Вариант 1
Лизинговый платеж
Налоговая льгота по лизингу
-2400
12000
Посленалоговая стоимость лизинга
7600
38000
Дисконтный множитель (1+r)-n
0,909
0,826
0,751
0,683
0,621
-
Дисконтированная стоимость лизинговых платежей
6908
6278
5708
5191
4720
28805
Вариант 2
Возврат кредита
8000
40000
Остаток кредита
32000
24000
16000
Проценты за кредит
4000
3200
2400
1600
800
Общая сумма платежа
11200
10400
9600
8800
52000
Налоговая льгота по процентам за кредит
-1200
-960
-720
-480
-240
-3600
Посленалоговая льгота
10800
10240
9680
9120
8560
48100
Амортизация (5 лет)
Налоговая льгота на амортизацию
-12000
Налог на имущество
320
160
Посленалоговая стоимость объекта
8160
7520
6880
6240
37600
Дисконтированная стоимость объекта
7999
6740
5648
4700
3875
28962
Рисунок 1. Сравнительный анализ эффективности лизинга и банковского кредитования покупки автобетономешалки на базе шасси КамАЗ-6540-1010-10
Как видно из данных таблицы 3 и рисунка 1, более выгодным для ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» является лизинг автобетономешалки на базе шасси КамАЗ-6540-1010-10, так как он позволяет снизить стоимость оборудования на 157 долл. США (28962 долл. - 28805 долл.).
Для ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» активная работа на рынке лизинговых услуг обусловливает оперативное обновление основного капитала, без крупных разовых инвестиций. Кроме того, участие в лизинговых операциях даст возможность производительно использовать необходимое им оборудование, не приобретая его в собственность и не прибегая к разорительным кредитам. Для предприятия будут снижение размеры платежей налога на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на затраты, включаемые в себестоимость продукции.
Таким образом, лизинг для ДЭУ № 66 РУП «Минскавтодор-Центр» - это способ ускорения обновления основных средств. Он позволит предприятию получить в свое распоряжение средства производства, не покупая их и не становясь их собственником.
Страницы: 1, 2