Вышеприведенные значения параметров тормозных систем автомобилей удобны для использования, существенно экономят время и повышают производительность диагностических работ. Однако существующих литература содержит далеко не исчерпывающий перечень автомобилей с подобными показателями. В случае их отсутствия необходимо пользоваться стандартной (ГОСТ Р 51709-2001) методикой для определения значений показателей эффективности торможения и устойчивости автомобилей по результатам испытаний. Некоторые элементы этой методики применительно к одиночному автомобилю приведены ниже.
Значение общей удельной тормозной силы γτ определяют по зависимости
γτ = ∑ Рτ / Мg,
где ∑ Рτ – сумма максимальных тормозных сил на колесах автомобиля, Н; М – полная автомобиля, кг; g – ускорение свободного падения, м/с кв.
Относительную разность F, %, тормозных сил колес оси рассчитывают по результатам проверок тормозных сил на колесах автомобиля по формуле:
F = │ (Рτ пр. – Рτ лев / Рτ лев ) │* 100
где Рτ пр Рτ лев – максимальные тормозные силы соответственно на правом и левом колесах проверяемой оси автомобиля, Н.
Тормозная система автомобиля признается выдержавшей испытания, если номенклатура диагностических параметров соответствует требуемой, а их значения соответствуют приведенным нормативам.
Таблица 7.Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
АТС
Категория АТС
(тягача в составе автопоезда)
Усилие на органе
управления Рп Н, не более
Тормозной путь АТС,
Sτ м, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
М1
490
14,7
М2, М3
686
18,3
Легковые автомобили с прицепом
Грузовые автомобили
Ν1, Ν2, Ν3
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)
19,5
Таблица 8 Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
Усилие
на органе
управления
Рп, Н,
не более
Установившееся
замедление јуст,
м/с кв., не менее
Время
срабатывания
тормозной системы
τср, не более
5,8
0,6
5,0
0,8 (1,0)
0,9 (1,3)
Примечание. Значения в скобках – для АТС, изготовлены до 01.01.81.
Таблица 9. Нормативы эффективности торможения АИТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах
Усилие на органе управления Рп, Н, не более
Удельная тормозная сила γт, не менее
0,59
0,51
Таблица 10. Техническая характеристика прибора «Эффект»
Наименование параметра
Диапазон измерения
Единица измерения
Установившееся замедление
0…9,5
М/с кв.
Усилие нажатия на педаль
98…980
Н
Тормозной путь
0…50
М
Начальная скорость торможения
20…50
Км/ч
Время срабатывания тормозной системы
0…3
С
Линейное отклонение
0…5
Таблица 11. Техническая характеристика тормозного стенда СТС-2
Начальная скорость торможения, имитируемая на стенде
4
км/ч
Диапазон измерения тормозной силы на одном колесе
0…4900
Диапазон измерения силы на органе управления тормозной системы
0…980
Диапазон измерения времени срабатывания тормозной системы
0…1,5
с
Таблица 12. Техническая характеристика тормозного стенда СТС-10
Максимальная нагрузка на ось
98000
Максимальная измеряемая тормозная сила
19,6…29400
Скорость автомобиля, имитируемая на стенде
2
Максимальное значение измеряемой силы на педали тормоза
980
Максимальное значение измеряемой силы на рукоятке ручного тормоза
784
Таблица 13. Значения тормозных сил на колесах грузовых автомобилей и автобусов
Тормозная сила
на колесах, Н
Предельные значения диагностических параметров для автомобилей
ГАЗ-53
ЗИЛ-130
ЛиАЗ-677
КамАЗ
МАЗ-500
Передняя ось
3430
4410
7840
5390
5880
Задняя ось
8330
Средняя ось
-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9