Значительная часть инфраструктурных объектов работает с превышением номинальной загрузки. Вместе с тем существуют объекты, оптимальная загрузка которых не может быть достигнута в среднесрочной перспективе. Темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации и социально – экономическим потребностям. Слаборазвитая автотранспортная система оказывает негативное влияние на экономику страны, сдерживая развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов, в которых не обеспечено круглогодичное транспортное сообщение, и резко усугубила социальные проблемы населения. Технико – экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также информатизации транспорта. Следствием этого на рынке являются недостаточное количество предоставляемых услуг, высокий уровень издержек, сохранение недопустимо высоких показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта, а на международных транспортных рынках в условиях постоянного ужесточения технических требований к транспортным средствам – снижение конкурентоспособности.
Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.
Основными направлениями в развитии инфраструктуры отдельных видов транспорта являются:
В области железнодорожного транспорта
Поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов железнодорожного транспорта, повышение безопасности движения и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов;
Внедрение информационно – управляющих систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;
Оптимизация эксплуатационной работы сети и совершенствование управления перевозочным процессом, создание единого центра управления перевозками и ряда региональных центров;
Реконструкция и модернизация железнодорожных линий;
Реконструкция и развития пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении и создание условий для проведения пограничного и таможенного досмотра;
Развитие скоростного и высокоскоростного транспорта.
В области автомобильного транспорта
Завершение формирования единой автодорожной сети и ее интеграции в системы автомобильных дорог международного значения;
Модернизация и реконструкция подъездов к железнодорожным станциям, речным и морским портам и другим объектам транспортной инфраструктуры;
Создание крупных терминальных комплексов;
Внедрение системы электронно – логистического сопровождения автотранспортных средств.
В области воздушного транспорта
Оптимизация количества международных и узловых аэропортов, осуществление в приоритетных аэропортах глубокой модернизации производственных объектов;
Техническое перевооружение системы организации регулирования воздушного движения;
Открытие новых воздушных трасс для полетов воздушных судов;
Повышение эффективности взаимодействия национальной системы с зарубежными системами организации воздушного движения.
В области морского транспорта
Создание систем безопасности мореплавания;
Диверсификация портовой индустрии в соответствии с перспективными сценариями развития внешней торговли;
Развитие систем, обеспечивающих навигационное обслуживание и безопасность судоходства;
Строительство инспекционно – досмотровых комплексов для таможенного контроля крупногабаритных грузов[12].
Заключение
Темпы развития и качественные перемены на транспорте в XXI веке сравнимы по своим масштабам с тем, что было достигнуто в целом за всю его предыдущую историю. В результате не только колоссально возросло значение транспорта, но и более зримо проявилась его роль как важнейшего звена инфраструктуры. Развитие транспорта и других средств коммуникаций определяет не только «освоение» и структуризацию пространства, то есть в принципе экстенсивный процесс экономического роста, но и качественное совершенствование экономики, то есть процессы интенсивного роста. В этом смысле сфера коммуникаций, включающая перемещение теперь уже не только материальных объектов, но и виртуальных ценностей (информации), превратилась в ключевую. Соответственно ее функционирование становится важнейшим фактором развития и экономики, и общества в целом.
Именно тогда возникают новые транспортные отрасли, либо не существовавшие ранее, либо делавшие до того свои первые шаги. В новом, XXI столетии они являются важнейшими компонентами мировой экономики.
Намного возросли количество и техническая оснащенность морских портов (только крупных насчитывается несколько тысяч). Благодаря железным дорогам, автомобильным коммуникациям и речным путям они оказались интегрированы в сети наземных транспортных систем. Бурное развитие электронных средств связи, глубоко пронизывающие эти транспортные системы, все больше превращает транспортную инфраструктуру в материальную базу процесса глобализации мировой экономики. Формируется мировая транспортная система.
В целом радикальные изменения на транспорте, имевшие место в XXI в., еще далеко не закончены. В ближайшие десятилетия следует ожидать не только количественных, но и глубоких качественных перемен. Кроме того, есть основания предполагать, что изменится сам подход к роли и значению транспорта, то есть будут пересматриваться теоретические положения, касающиеся этой сферы.
Рост населения, прежде всего в развивающихся странах, быстрое развитие мировой экономики, перемены в международном разделении труда будут и впредь влиять на объемы и товарную структуру грузопотоков, равно как и на географию перевозок. Глобализация мировой экономики будет воздействовать на развитие транспорта как непосредственно, так и через политику государств, и инфраструктурная роль транспорта вполне осознана руководством крупнейших держав и транснациональных корпораций.
Интеграционные процессы, внедрение новейших электронных информационных систем приводят к все большей унификации производственных процессов, использованию однотипных машин при производстве идентичных товаров, внедрению сходных или даже идентичных технологий. Это способствует нивелировке чисто производственных затрат. В результате на первый план в качестве решающего фактора ценовой конкуренции выходят транспортные затраты производителей. Проблемы логистики, таким образом, приобретают особое значение. Очевидно, что в XXI в. на все стороны развития транспорта решающее воздействие будет оказывать организация с пространственной точки зрения производственных процессов, прежде всего в основных отраслях промышленности. Иными словами, схемы перемещения в пространстве основных материальных элементов производства и готовой продукции. Рационализация транспортных схем безусловно будет сдерживать количественные показатели развития: объем перевозок, парк транспортных средств, протяженность дорог и трасс, размеры других инфраструктурных сооружений.
Список использованных источников
1. Приказ МПС от 16.06.2003 №21 «Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом».
2. Приказ МПС от 18.06.2003 № 28 «Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом»
3. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность – Дело, 2007. – 256 – 269 – 271
4. Кочетова С.Н. Транспорт во внешнеэкономических связях России. – М., 2006. – С. 7-8.
5. Кретов И.И., Садченко К.В. Логистика во внешнеторговой деятельности: Учеб. – М.: Маркетинг, 2006. – 115 – 118.
6. Кто такой экспедитор?//Международный экспедитор. – 2005. - №1.–С. 5.
7. Неверов К.Л. Анализ конкурентной способности видов транспорта//Международный бизнес. – 2006. - №3. – С.42.
8.Николаев Д.С. Транспорт в международных экономических отношениях.- МО, М., 2007 г. – 109 с.
9. Николашина В.М. Сервис на транспорте. – М.:Академия, 2006. – 141 с.
Приложение
Таблица 1.1.3.1
Вид транспорта
Обычно используется для:
Трубопровод
Жидкости и газы на большие расстояния, например вода, нефть
Воздушный
Технически все виды продукции, но высокая стоимость транспортировки при малых объемах сводит его использование к перевозке товаров только с высокой стоимостью при малых объемах, например, электротоваров
Водный (судно, баржа)
Все виды продукции. Большие объемы, но длительный срок исполнения заказа сводит использование только к перевозке нескоропортящейся, недорогостоящей продукции, как уголь, лесоматериалы, кирпич и т.п.
Железнодорожный
Все виды. Большие объемы, скорость. Ж/д системы состоят из узлов, так что могут использоваться в соединении с другими видами транспорта в перевалочных складах. Желательно, чтобы были условия для перегрузки и хранения
Автодорожный
Любая продукция (обычно готовые изделия), небольшие объемы, скорость
Таблица 1.1.3.2
задачи
Автомобильный
Ж/д
Водный
Скорость доставки
2
3
1
4
----
Надежность доставки
Стоимость
5
Гибкость маршрута
Возможности
Доступность
Частота
Общий балл
12
16
19
25
Оценка по 5-бальной шкале 1 - лучший, 5 - худший балл.
[2] Николаев Д.С. Транспорт в международных экономических отношениях. – М, 2006. – 10 с.
[3] Кочетова С.Н. Транспорт во внешнеэкономических связях России. – М., 2006. – С. 7-8.
[4] Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. – Дело, 2007. – 256 - 259
[5] Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. – Дело, 2007. – 256 – 260.
[6] Кретов И.И., Садченко К.В. Логистика во внешнеторговой деятельности: Учеб. – М.: Маркетинг, 2006. – 115 – 118.
[7] Приказ МПС от 16.06.2003 №21 «Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом».
[8] Неверов К.Л. Анализ конкурентной способности видов транспорта//Международный бизнес. – 2006. - №3. – С.42.
[9] Кто такой экспедитор?//Международный экспедитор. – 2005. - №1. – С. 5.
[10] Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. – Дело, 2007. – 256 – 269 – 271.
[11] Николашина В.М. Сервис на транспорте. – М.:Академия, 2006. – 136 с.
[12] Николашина В.М. Сервис на транспорте. – М.:Академия, 2006. – 141 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6