МПС РФ
РГУПС
Кафедра экономики транспорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЧАСТКА НА
ПЕРЕМЕННОМ ОДНОФАЗНОМ ТОКЕ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ И
ПОСТОЯННОМ ТОКЕ
Выполнил студент группы 97-ЭМ-7110
Чунчуков В.Н.
Проверил руководитель доцент к.т.н.
Санникова Л.В.
Ростов-на-Дону
2001 – 2002 гг.
Содержание
Введение ……………………………………………………. 2
Задание ……………………………………………………. 3
Расчётная часть …………………………………………….. 5
Расчёт технико-эксплутационных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе …….……… 5
Расчёт стоимостных показателей по вариантам электрификации на переменном и постоянном токе ………………………………….. 12
Расчёт приведённых строительно-эксплуатационных затрат и годового сравнительного экономического эффекта ………………… 17
Заключение …………………………………………………… 19
Список литературы …………………………………………… 20
ВВЕДЕНИЕ
Железная дорога является основным хозяйственным звеном в отраслевой структуре железнодорожного транспорта. В ее функции входит разработка плановых заданий по перевозочной деятельности, а также финансирование и развитие материально-технической базы отраслевых производственных объединений с целью качественного удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров, повышения эффективности перевозочной работы на основе обновления техники и сокращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Железные дороги и некоторые другие виды транспорта являются федеральной, государственной собственностью с регулируемыми тарифами на перевозки по основной деятельности. От слаженной работы транспорта зависит экономическая и технологическая эффективность и функционирование отраслей промышленности, сельского хозяйства, деятельности всех структур с различной формой собственности. В конечном счёте транспорт обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность общества, государства и его экономические отношения и взаимодействия с транспортом и народным хозяйством стран ближнего и дальнего зарубежья.
Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции производится на основе технико-экономических расчётов с учётом конкретных требований рынка на перевозки. При использовании железнодорожного транспорта необходимо учитывать следующие особенности и преимущества технико- экономических характеристик: регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток; высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении; как правило, более короткий путь движения грузов по сравнению с речным, морским транспортом, сравнительно невысокая себестоимость перевозок груз и пассажиров; более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом и высокая манёвренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т. п.); высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, особенно маршрутами.
Однако, учитывая большие капитальные вложения при строительстве железных дорог, наиболее эффективно их использовать при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
ЗАДАНИЕ
Исходные данные для расчёта технико-экономических показателей
Эксплуатационная длина линии, L – 450 км;
Грузонапряжённость в грузовом направлении Ггр – 36 млн.ткм на 1 км линии;
Грузонапряжённость в порожнем направлении Гпор – 24 млн.ткм на 1 км линии;
Коэффициент неравномерности движения поездов во времени k – 1,2;
Коэффициент, учитывающий вспомогательный пробег электровоза к поездному k в об – 1,18;
Коэффициент, учитывающий вспомогательный линейный пробег электровоза к поездному k в лин – 1,14;
Средняя нагрузка четырехосного вагона в гружёном состоянии m в – 42,8 т/вагон;
Количество остановок по смене локомотивных бригад на участке обращения локомотивов n – 3.
Исходные данные по вариантам электрификации для расчёта технико- эксплуатационных показателей и расходов на электроэнергию
Участковая скорость:
Переменный ток V уч - 49 км/ч;
Постоянный ток V уч - 46 км/ч.
Вес поезда брутто:
Переменный ток Q бр – 4690 т;
Постоянный ток Q бр – 4200 т.
Вес поезда нетто:
Переменный ток Q н – 3600 т;
Постоянный ток Q н – 3230.
Норма расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто:
Переменный ток d – 132 кВтхч;
Постоянный ток d – 134 кВтхч.
Стоимость 1 кВтхч электроэнергии для тяги поездов – 30 коп.
Исходные данные для расчёта капитальных вложений
Стоимость четырёхосного вагона: Переменный ток – 140 тыс.руб; Постоянный ток – 140 тыс.руб.
Стоимость электровоза: Переменный ток – 3300 тыс.руб; Постоянный ток – 2890 тыс.руб.
Стоимость электрификации двухпутной линии, тыс.руб. на 1 км эксплуатационной длины:
сооружение контактной сети Переменный ток – 300; Постоянный ток – 360;
реконструкция линий связи Переменный ток – 160; Постоянный ток – 70;
реконструкция устройств СЦБ Переменный ток – 60; Постоянный ток – 36;
энергоучастки и прочие устройства Переменный ток – 62; Постоянный ток – 62;
жилищное строительство Переменный ток – 90; Постоянный ток – 90;
сооружение тяговых подстанций Переменный ток – 160; Постоянный ток – 240.
Исходные данные для расчёта эксплутационных расходов
Расходы на содержание, ремонт и амортизацию устройств электроснабжения: Переменный ток – 33 тыс.руб. на 1 км развёрнутой линии; Постоянный ток – 44 тыс.руб. на 1 км развёрнутой линии.
Стоимость всех видов ремонта электровоза, отнесённая на 1 км пробега: Переменный ток – 110 коп.; Постоянный ток – 100 коп.
Стоимость экипировки электровоза с учётом затрат на материалы, смазку, а также содержание и ремонт экипировочных устройств: Переменный ток – 240 руб. на 1000 локомотиво-ч; Постоянный ток – 240 руб. на 1000 локомотиво-ч.
РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
I. Расчёт технико-эксплутационных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе.
1. Размеры движения N, пар поездов в сутки, рассчитываются по формуле:
Ггр
Qн · 365
где Ггр – грузонапряжённость железнодорожной линии в грузовом направлении, млн.ткм нетто на 1 км линии в год;
Qн – вес поезда нетто, т;
365 – количество дней в году.
Подставляем данные.
1. Для переменного тока:
36000000
3600 · 365
1.2. Для постоянного тока:
3230 · 365
В результате расчёта получилось количество грузовых поездов в сутки в грузовом направлении, что в данном случае соответствует количеству пар поездов в сутки, поскольку локомотивы, отправленные в грузовом направлении, вернутся в таком же количестве обратно в порожнем направлении.
2. Оборот локомотива Ол, ч, определяется по формуле:
2L
Vуч
где L – длина участка обращения локомотивов, км; tосн – простой локомотива в пункте приписки, ч , принимаемый равным 2,5 ч; tоб – простой локомотива в пункте оборота, ч , принимаемый равным 1 ч; tсм – простой локомотива при смене бригад, ч , принимаемый равным 0,33 ч; n – количество остановок по смене локомотивных бригад в пути следования по участку обращения за полный оборот.
2 · 450
49
2. Для постоянного тока:
46
3. Среднесуточный пробег электровозов Sл, км/сут. Рассчитывается по формуле:
24
Qл
где 24 – количество часов в сутках.
3.1 Для переменного тока:
22,857
3.2 Для постоянного тока:
24,055
4. Эксплуатируемый парк локомотивов Мэ с учётом неравномерности движения поездов определяется по формуле:
N k kв лин Ол
где N – количество пар поездов, обращающихся в сутки; k – коэффициент неравномерности движения поездов; kв лин – коэффициент вспомогательного пробега.
4.1 Для переменного тока:
27,39 · 1,2 · 1,14 · 22,86
4.2 Для постоянного тока:
30,54 · 1,2 · 1,14 · 24,06
5. Объём работы ? Plбр , ткм брутто, включает тонно-километры нетто и тонно-километры тары и определяется в данном случае следующим образом.
Рассчитывается отношение веса поезда брутто к весу поезда нетто. Грузонапряжённость брутто в гружёном направлении – это величина, равная произведению данного расчётного коэффициента на грузонапряжённость нетто. Разность грузонапряжённости брутто и нетто даёт тонно-километры тары, приходящиеся на 1 км линии. Эта величина при равенстве вагонопотоков в грузовом в грузовом и порожнем направлении будет одинакова для каждого направления. Поэтому грузонапряжённость брутто на 1 км линии в порожнем направлении составит сумму заданной грузонапряжённости нетто в этом направлении и тонно-километров тары на 1 км линии. Суммарная грузонапряжённость брутто в т/км в год в грузовом и порожнем направлении, умноженная на всю эксплуатационную длину линии, даст объём работы ? Plбр, млн. ткм брутто.
В общем виде расчётная формула следующая:
24. Qбр
Qн
Данная формула легко преобразуется к виду, удобному для выполнения расчётов:
Qбр
где Гпор – грузонапряжённость в порожнем направлении, млн.ткм/км;
Qбр – вес поезда брутто, т.
Подставляем данные и производим расчёт.
Для переменного тока:
4690
3600
Для постоянного тока:
4200
3230
6. Производительность локомотивов Плок , ткм брутто в сутки на один локомотив эксплуатируемого парка, рассчитывается по формуле:
SPlбр
Мэ · 365
где Мэ – эксплуатируемый парк локомотивов.
36810000000
36 · 365
36730030960
42 · 365
7. Общий пробег локомотивов MS , тыс. локомотиво-км в год можно считать по формуле:
2L Гр kв об
Qн где kв об – коэффициент вспомогательного пробега.
2 ? 450 ? 36000000 · 1,8
2 ? 450 ? 24000000 · 1,8
8. Суточная потребность в четырёхосных вагонах, находящихся в пути с участковой скоростью, с учётом неравномерности движения поездов определяется по формуле:
Гр 2L k
mв Vуч ? 24 ? 365
где Vуч – участковая скорость, км/ч; mв – средняя нагрузка на один четырёхосный вагон, т.
Страницы: 1, 2