Рисунок 8.1 - Графическое решение уравнения сгорания
Найденная температура Tz=1985 К является максимальной температурой цикла, она используется в дальнейших расчётах.
Степень предварительного расширения:
В процессе расширения важную роль играют явления, связанные с участием теплоты:
в начале расширения имеет место подвод теплоты за счёт догорания топлива (точка “Z” обозначает конец условного сгорания, когда достигается максимальная температура);
в конце расширения происходит интенсивный теплоотвод в стенки за счёт большой разницы температур рабочего тела и стенок.
Поэтому процесс расширения является сложно - политропным с переменным показателем политропы. В расчётах он заменяется условно - политропным процессом с постоянным средним показателем политропы, который на основании многочисленных опытных результатов, выбирается в диапазоне n2=1,18 - 1,28 для дизельных двигателей
В дизельных двигателях степень расширения равна:
(9.2)
На основании уравнений для политропного процесса определяем давление в конце расширения:
(МПа) (9.3)
Температура в конце расширения:
(К) (9.4)
В процессе выпуска происходит дальнейшее расширение рабочего тела, то есть уменьшении давления и увеличение. удельного, объёма, и его вытеснение из цилиндра. В п.6 параметры начала впуска (или конца выпуска) принимались на основе статистических рекомендаций Рr и Тr.
Теперь правильность выбора этих величин можно, проверить.
Считаем процесс выпуска условно - политропным со средним показателем .
Тогда по уравнению политропы имеем:
(К) (10.1)
Допускается отличие величины Тr, рассчитанной по уравнение, от ранее принятой величины на 50-60 К. Если указанное условие выполнено, то это означает, что расчет правильный. В нашем случае отличие не выходит за допустимые границы.
Коэффициент остаточных газов проверяют по формуле:
(10.2)
гдe Упр - коэффициент продувки камеры в процессе газообмена (величина меняется от Упр =0 (отсутствие продувки) до Упр =1 (полная продувка)).
Значение , найденное по формуле сравнивают с ранее принятым между ними должно быть соответствие.
В целом можно отметить, что значительные ошибки в оценке величин Тr и сравнительно мало влияют на конечный результат, так как при положении поршня в ВМТ (в конце выпуска или начале впуска) а рабочей полости находится минимальное количество рабочего тела. Именно по этой причине указанное состояние принимается за начало цикла (начало расчёта).
Показатели рабочего цикла подразделяют на энергетические (работу, мощность, среднее давление) и экономические (к. п. д., удельный расход топлива). Сначала определяем индикаторные показатели, которые характеризуют энергетику и экономику в цилиндре.
Расчётное среднее индикаторное давление определяют по формуле, полученной на основе термодинамических соотношений, характеризующих работу при движения поршня в различных процессах цикла:
(11.1)
Действительное среднее индикаторное давление:
(МПа) (11.2)
где - коэффициент полноты индикаторной диаграммы, учитывающий отличие действительной индикаторной диаграммы от расчётной (в характерных точках a, с, z1, z, b на расчётной диаграмме, имеется изломы, в действительности все процессы протекают плавно, переходя один в другой) для дизельных двигателей
Упр = 0,92 - 0,95.
Индикаторный к. п. д. рабочего цикла:
(11.3)
Удельный индикаторный расход топлива:
(11.4)
Эффективные показатели двигателя, характеризующие энергетику и экономику на валу, отличаются от индикаторных показателей (в цилиндре) за счёт механических потерь, к которым относят:
а) потери на трение во всех движущихся элементах;
б) затраты энергии на привод всех вспомогательных механизмов (насосов, вентилятора, генератора и т.п.);
в) затраты энергии на газообмен (насосные потери).
Влияние механических потерь учитывают с помощью механического к. п. д., который лежит в пределах для дизельных двигателей: = 0,7 - 0,8.
Среднее эффективное давление составляет:
(МПа) (11.5)
Эффективный к. п. д. двигателя:
(11.6)
Удельный эффективный расход топлива:
(11.7)
Рабочий объём цилиндра:
(дм3) (12.1)
Литраж двигателя:
() (12.2)
Диаметр цилиндра:
(дм) =113 (мм) (12.3)
Ход поршня:
(дм) =124.3 (мм) (12.4)
Объём камеры сжатия:
() (12.5)
Объём в конце сгорания:
() (12.6)
Полный объём цилиндра:
() (12.7)
Проверочное соотношение:
().
Для выбора типа охладителя, для его расчёта и проектирования необходимы следующие данные:
снижение температуры наддувочного воздуха в охладителе:
(К) (13.1)
расход наддувочного воздуха:
13.2)
Для расчёта турбокомпрессора определяют мощность, потребляемую компрессором:
(13.3)
где - удельная адиабатная работа сжатия в компрессоре; R - газовая постоянная воздуха ().
Удельная адиабатная работа сжатия в компрессоре составит:
Мощность, потребляемую компрессором определяем по формуле 13.3:
(кВт)
Индикаторную диаграмму строят на отдельном стандартном листе, в системе координат в соответствии с расчётными величинами выбирается масштабы по осям давлений и объёмов и наносятся равномерные шкалы. На диаграмме обозначают характерные точки цикла: "t " - конец выпуска и начало впуска; "а" - конец впуска и начало сжатия; "с" - конец сжатия и начало сгорания; "z" - конец условного сгорания, "b " - конец расширения и начало выпуска.
Изображают горизонтальные линии, соответствующие Р0 = 0,101 кПа и .
Для точного построения процессов сжатия и расширения, которые являются политропными, выполняют дополнительные расчёты.
При расчёте и построении процесса сжатия:
1. Выбираем несколько значений объёмов в диапазоне между .
2. По уравнению политропы при каждом выбранном объёме рассчитываем давление, результаты заносим в таблицу 14.1.
3. Наносим соответствующие точки но индикаторную диаграмму.
Для процесса расширения выполняют аналогичные расчёты и построения с той разницей, что объёмы выбирают в диапазоне между .
Таблица 14.1 - Расчёт процессов сжатия и расширения
Vz=Vc
Vв=Va
Расширение
Vi
0,106
0, 206
0,306
0,346
0,586
0,826
1,066
1,324
Pi
12,000
5,349
3,304
2,845
1,497
0,985
0,722
0,554
Сжатие
5,002
2,046
1, 200
1,017
0,500
0,315
0,223
0,167
Нанесенные на диаграмму промежуточные точки сжатия и точки расширения соединяем плавными кривыми. После этого достраиваем процессы газообмена. Полученная индикаторная диаграмма двигателя внутреннего сгорания дизеля MAN изображена на рисунке 14.1.
Рисунок 14.1 - Индикаторная диаграмма ДВС MAN.
Результаты расчетов и общепринятые границы изменения расчетных параметров сводим в таблицу.
Таблица - Результаты расчетов.
НАЗВАНИЕ ПАРАМЕТРА
ЗНАЧЕНИЕ
ГРАНИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ
количество воздуха для сгорания 1 кг топлива, lo, кг/кг
14,4522
количество воздуха для сгорания 1 кг топлива, Lo, кг/моль
0,4946
Количество свежего заряда, m1, кг/кг
23,1235
Количество свежего заряда, М1, кг/кг
0,4796
Количество продуктов сгорания, m2, кг/кг
24,12347826
Количество продуктов сгорания, М2, кг/моль
0,8231
Коэффициент молекулярного изменения, b
1.04
Давление воздуха за компрессором, Р’к, МПа
0,1890
Степень повышения давления в компрессоре, pк
1,8713
Температура воздуха за компрессором, Т ’к, К
375,0667
Температура воздуха на входе в двигатель, Тк, К
309,4133
Давление в конце впуска, Ра, МПа
0,1665
(0,8-0,95) Рк
Температура в конце впуска, Та, К
355,7411
310-360
Коэффициент наполнения, ηv
0,8075
0,8-0,9
Давление в конце сжатия, Рс, МПа
7,6299
3,6-8,0
Температура в конце сжатия, Тс, К
958,9394
700-900
Давление в конце сгорания, Рz, МПа
12
10-12
Температура в конце сгорания, Тz, К
1985
1800-2200
Степень повышения давления, l
1,572754601
1,33-1,85
Степень расширения, d
12.434
Давление в конце расширения, Рв, МПа
0,5543
0,2-0,4
Температура в конце расширения, Тв, К
1140,1086
1000-1200
Среднее индикаторное давление, Pi, МПа
1,3041
0,75-1,5
Индикаторный КПД рабочего цикла, hi
0,4182
0,42-0,47
Удельный индикаторный расход топлива, gi, г/кВт*ч
202,5536
175-205
механический КПД, ηм
0,8000
0,7-0,82
Среднее эффективное давление, Ре, МПа
1,0433
0,85-1,1
Эффективный КПД двигателя, hе
0,3346
0,33-0,4
Удельный эффективный расход топлива, gе, г/кВт*ч
253, 1920
215-245
Рабочий объем цилиндра, Vh, дм3
1,2461
Литраж двигателя, i*Vh, дм3
7,4764
Диаметр цилиндра, D, мм
1,1300
Ход поршня, S, мм
1,2430
Объем камеры сжатия, Vc, дм3
0,0779
Объем в конце сгорания, Vz, дм3
0,1065
Полный объем цилиндра, Va, дм3
1,3239
Снижение температуры наддувочного воздуха, Тox, К
65,6533
Расход наддувочного воздуха, Gв, м3
0,00027250
Мощность потребляемая компрессором, Nк,
22,4642
Как видно из таблицы в результате теплового расчета ДВС большинство из расчетных параметров не выходит за допустимые границы, поэтому можно сделать вывод, что расчеты проведены верно. Превышение некоторых рассчитанных параметров обусловлено тем, что границы изменения приведены для отечественного автомобилестроения, а прототипом данного расчета является шведский двигатель.
1. Методические указания к курсовой работе по дисциплине "Основы теории и динамики автомобильных и тракторных двигателей" на тему: "Тепловой расчет автомобильного двигателя" для студентов специальности 15.02 "Автомобилестроение" / Сост. Я.А. Егоров, Запорожье: ЗГТУ, 1995. - 31 с.
2. Двигатели внутреннего сгорания: Учебн. для вузов по спец. "Строительные и дорожные машины и оборудование" / Хачиян А.С., Морозов К.А., Луканин В.Н. и др.: Под ред.В.Н. Луканина. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 311с.
3. Автомобильные двигатели. / Под ред. Проф. М.С. Ховаха. - М.: Машиностроение, 1977. - 591 с.
4. Двигатели внутреннего сгорания. Конструкция и расчет поршневых и комбинированных двигателей: Учеб. / Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 4-е изд. - М.: Машиностроение, 1984. - 382 с
Приложение А
Удельные теплоемкости рабочего тела
Таблица А.1 - Удельные теплоемкости рабочего тела при постоянном объеме, Cv, кДж/кмоль*К
t,C
воздух
продукты сгорания (a<1)
0
20,759
22,187
100
20,839
22,533
200
20,985
22,885
300
21, 207
23,293
400
21,475
23,712
500
21,781
24,15
600
22,091
24,586
700
22,409
25,021
800
22,714
25,441
900
23,008
25,847
1000
23,284
26,229
1100
23,548
26,593
1200
23,795
26,94
1300
24,029
27,265
1400
24,251
27,574
1500
24,46
27,866
1600
24,653
28,138
1700
24,837
28,395
1800
25,005
28,634
1900
25,168
28,863
2000
25,327
29,078
2100
25,474
29,283
2200
25,612
29,478
2300
25,746
29,658
2400
25,871
29,832
2500
25,993
29,993
2600
26,12
30,149
2700
26,25
30,298
2800
26,37
30,44
Страницы: 1, 2, 3