Московская государственная академия водного транспорта
РЕФЕРАТ по предмету «Общий курс водного транспорта»
Тема: "Классификация, характеристика и устройство портов"
|Выполнил: |студент гр. ЭУ | | |Данилов Евгений | | | | |Проверил: |Шиврин Л. К. |
Москва
1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВ 3 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕСТЕСТВЕННОГО РЕЖИМА ПОБЕРЕЖЬЯ 5 2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ 5 2.2. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 6 2.3. ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 6 2.4. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 9 3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРТА 10 3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 10 3.2. ДЛИНА ПРИЧАЛЬНОГО ФРОНТА 11 3.3. РАЗМЕРЫ ПОРТОВОЙ АКВАТОРИИ 12 3.4. ГЛУБИНА ПОРТА И ОТМЕТКА ПОРТОВОЙ ТЕРРИТОРИИ 13 3.5. РАЗМЕРЫ СКЛАДОВ 14 3.6. ЧИСЛО ПРИКОРДОННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ 15 4. ПЛАН ПОРТА И ЕГО УСТРОЙСТВО 15 4.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОРТОВ 15 4.2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЛАНУ ПОРТА И ЕГО ЭЛЕМЕНТАМ 16 4.3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЙОНИРОВАНИЯ ПОРТОВ 17 4.4. НАЧЕРТАНИЕ ПРИЧАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ПОРТА 21 4.5. НАЧЕРТАНИЕ ВНЕШНИХ ОГРАДИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ПОРТА 23 4.6. ВНЕРУСЛОВЫЕ ПОРТЫ 24 4.6. МОРСКИЕ ПОРТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ 25 5. ПРИМЕР СОЗДАВАЕМОГО МОРСКОГО ПОРТА 27 ЛИТЕРАТУРА 28
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВ
Рассматривая все береговые устройства с прилегающей акваторией, объединяемые общим названием «порты», следует прежде всего обратить внимание на их большое разнообразие. Поэтому порты классифицируются по ряду признаков, что удобно не только для их изучения, но и для производственных целей.
Основными классификационными признаками портов являются;
а) назначение;
б) народнохозяйственное значение;
в) географическое положение;
г) годовая продолжительность эксплуатации;
д) отношение к уровню воды;
е) отношение к международной торговле.
По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и порты-убежища.
Транспортные порты, предназначенные для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой, могут быть разделены на порты общего назначения, в которых перерабатываются самые различные грузы и пересаживаются пассажиры, и порты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.). Как правило, специальные порты имеют мощные высокопроизводительные перегрузочные устройства, которые служат для переработки одного лишь вида груза.
Устройства для перегрузки других видов грузов и пассажирские причалы в специальных портах если и существуют, то имеют второстепенное значение. Нередко встречаются и специальные пассажирские порты, в которых грузовые операции ограничиваются перегрузкой багажа.
В портах общего назначения перегружаются различные грузы, а перегрузочные устройства более универсальны. Наиболее крупные отечественные и зарубежные порты являются портами общего назначения.
Военные порты или базы флота предназначены для обслуживания военно- морского флота. Они характеризуются наличием больших рейдов, бассейнов для ремонта судов, специальных складов военного снаряжения и продовольствия. На территории военного порта нередко размещаются обширные казармы. Для обороны порта имеются фортификационные и другие инженерные сооружения.
Промысловые порты, из которых наибольшее развитие получили рыбные порты, оборудуются складами-холодильниками и имеют в своем составе перерабатывающие предприятия. Такие порты, являясь базами промыслового флота, располагают, как правило, и собственными судоремонтными устройствами.
Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Как правило, для портов-убежищ используют естественные бухты и лагуны, производя в них минимальный объем дноуглубительных работ для создания рейдов. В некоторых случаях для создания защищенных рейдов возводят оградительные сооружения (порт Адамовка на Днепре). Максимальное расстояние между портами-убежищами определяется из условия, чтобы суда и плоты могли достичь их, находясь в любой точке судоходной трассы, с момента получения сигнала о подходящем шторме. На водохранилищах иногда организуют сопряженные порты-убежища, используемые судами и плотами в зависимости от направления ветра (рис. 6). К портам-убежищам следует отнести и специальные огражденные акватории у судопропускных сооружений в верхних бьефах водохранилищ (так называемые аванпорты), где суда отстаиваются в ожидании шлюзования в нижний бьеф или выхода в водохранилище.
По народнохозяйственному значению основным классификационным признаком порта является объем выполняемой портом работы.
В зависимости от грузооборота и пассажирооборота все порты подразделяются на несколько категорий. По категории порта определяются: административная структура порта и его эксплуатационные штаты, размеры ассигнований на его эксплуатацию и ремонтные работы, объемы работ по его развитию, класс основных сооружений, отметки территории и расчетные уровни воды. Ввиду неодинаковой трудоемкости переработки различных грузов категория порта определяется по грузообороту в условных тоннах. Нормы технологического проектирования рекомендуют следующие коэффициенты для приведения грузооборота в условные тонны:
|Штучные и тарно-упаковочные грузы |4.6 | |Грузы в универсальных контейнерах | 3.1 | |Металлогрузы, оборудование, железобетонные детали и конструкции | 3.4 | |Уголь каменный | 1.0 | |Руда | 1.1 | |Лесные грузы в пакетах | 2.5 | |Лесные грузы в непакетированном виде | 3.0 | |Соль. Минеральные удобрения насыпью | 2.1 | |Камень строительный | 1.3 | |Гравий и щебень |1.3 | |Песок и песчано-гравийная смесь, выгружаемые средствами |0.6 | |гидромеханизации | | |То же, выгружаемые другими средствами механизации | 0.8 | |Цемент насыпью | 4.6 | |Зерновые грузы насыпью | 2.5 | |Нефтегрузы наливом |1.1 |
Если пассажирские причалы расположены в общем причальном фронте с грузовыми причалами, категорию порта определяют по среднесуточному грузообороту грузового района (в условных тоннах). При проектировании отдельно расположенного пассажирского района его категорию определяют в зависимости от среднесуточного пассажирооборота (в условных пассажирах). Для приведения числа пассажиров к условным единицам рекомендуются следующие коэффициенты:
|Пассажиры местные |1.00 | |Пассажиры транзитные | 2.50 | |Пассажиры пригородные и внутригородские | 0.15 |
Если грузооборот транспортного узла не превышает 50 тыс. т в навигацию или если он предназначен только для пересадки пассажиров местных и пригородных линий, то его называют пристанью. С точки зрения классификационной, пристани относятся к IV категории портов. К внекатегорийным портам РФ относятся Санкт-Петербургский, Новороссийский и Находкинский.
Морские порты, в зависимости от годового грузооборота, делятся на три основные категории:
|Характер грузооборота |Категории портов в зависимости от годового | | |грузооборота, тыс. т | | |I |II |III | |А. Порты общего назначения | | | | |Общий грузооборот |Более 1400 |601—1400 |600 и менее | |Грузооборот по генеральным и|Более 400 |101—400 |100 и менее | |лесным грузам | | | | |Б. Порты специального | | | | |назначения, перегружающие: | | | | |а) навалочные грузы (уголь, |Более 4500 |3001—4500 |3000 и менее | |руда) | | | | |б) инертные |Более 10000 |7001—10000 |7000 и менее | |минерально-строительные | | | | |грузы | | | |
По географическому положению различают порты: речные, водохранилищные, устьевые, береговые, лагунные и островные.
Речные порты на свободных реках, в зависимости от расположения на реке, подразделяют на русловые, вся акватория которых и причальный фронт находятся непосредственно в русле реки и внерусловые или затонные, в которых акватория и причальный фронт находятся в естественном затоне или в искусственном ковше; в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используются и для зимнего отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонтные заводы. Нередко в крупных портах имеются и участки, расположенные в русле реки и участки ковшовые. В этом случае порт относится к категории смешанных портов.
Водохранилищные порты располагаются в верхних бьефах водохранилищ. Волны во время шторма могут достигать на этих участках значительной высоты. Поэтому водохранилищные порты, так же как и морские, имеют оградительные сооружения, защищающие рейды и причалы от волнения. Такие порты являются одновременно портами-убежищами.
Устьевые порты характерны тем, что в них сходятся морские и речные водные пути. Почти все крупнейшие порты мира (Ленинградский, Лондонский, Нью-йоркский, Гамбургский, Роттердамский, Антверпенский и др.) расположены в устьях рек. Портовые устройства размещаются, как правило, по берегам реки или в вырытых в берегу бассейнах. При этом порты стремятся разместить на некотором расстоянии от моря, чтобы избежать строительства оградительных сооружений. В некоторых случаях на крупных реках морские порты располагаются на значительном расстоянии от устья, и их следует отнести к особому разряду внутренних морских портов. Таковы, например, Архангельский и Херсонский порты.
Береговые морские порты создаются на открытом морском берегу, и для защиты их акваторий и причалов от волнения приходится строить оградительные сооружения. Длина этих сооружений в портах на песчаных побережьях измеряется километрами. Если порт размещается в естественной, частично защищенной бухте, то длина оградительных сооружений бывает небольшой.
Лагунные порты размещаются в глубине лагун, образовавшихся на песчаных берегах вследствие отложения естественных кос, отделяющих лагуны от моря. Такие порты не нуждаются в защите от волнения, но имеют подходные каналы, на которых необходимо поддерживать глубины, удаляя наносы землечерпанием.
Островные порты, как видно из названия, располагаются на островах и не имеют сухопутной связи с берегом. Они создаются для перевалки грузов с судов одного типа на другие или для приема судов, которые ввиду большой осадки не могут подойти к причалам главного порта.
По годовой продолжительности эксплуатации порты на внутренних водных путях подразделяют на постоянные и временные. Постоянные порты эксплуатируются в течение всей навигации. Временные сезонные порты функционируют только часть навигации, что обусловливается гидрологическими условиями (продолжительностью периода высокой воды, когда возможен подход судов к причалам) или сезонностью груза (например, продукции сельского хозяйства). Обычно временные порты не имеют больших размеров — это, скорее, пристани. Временные порты, строящиеся для обслуживания крупных строек и функционирующие всего несколько лет, за время своей эксплуатации принимают иногда миллионы тонн грузов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9