Рефераты. Качество морских перевозок грузов






·        длительность перевозки н, следовательно, большая продолжительность взаимного воздействия соседствующих грузов.

Для судоходных компаний, осуществляющих морские перевозки гр в, обеспечение качества транспортных услуг имеет важное значение цены на услуги за| чества последних Выше качество - выше цены (фрахт), выше прибыль компании По-эт му в морском судоходстве с давних пор принимались меры к обеспечению сохранной и своевременной доставки грузов, полному выполнению условий договора морско! возки. При этом исходили из основных потребностей клиента (грузовладельца) в отношении транспортировки морем его товара. В первую очередь, это возможность получения судна, максимально приспособленного для перевозки конкретного груза в те сроки, к рые позволили бы ему своевременно отправить товар по назначению.

Доверив груз перевозчику, грузовладелец нуждается в том, чтобы груз был доставлен в сохранном состоянии, т.е. в том количестве и состоянии (с наличием свойств), в каком он был сдан в пункте отправления. Далее, грузовладелец обычно ограничен определенными сроками поставки товара. На время транспортировки средства, вложенные в то вары, изымаются из оборота, т.е. омертвляются. Поэтому грузовладелец заинтересован в быстрейшей доставке товаров к месту назначения. Очевидно, что чем полнее удовлетворяются эти потребности клиента судоходной компанией, тем выше эффект, получаемый клиентом, тем выше конкурентоспособность судоходной компании на рынке транспорт ных услуг.

С целью обеспечения надлежащего качества транспортировки грузов морем л второй половине XX века в судоходной индустрии начали разрабатывать и внедг эксплуатационную практику системы управления качеством.

В 1989 году проблема обеспечения управления качеством в судоходстве, с точки зрения предотвращения аварийности, обсуждалась в рамках Международной морской организации (ИМО). Сознавая всю важность скорейшего решения данной проблемы, 16-я сессия Ассамблеи ИМО приняла резолюцию А.647 (16) - «Руководство ИМО по безопасному управлению судами и предотвращению загрязнения морской среды» В документе указывается, что безопасность мореплавания, предотвращение загрязнения морской среды и эффективность деятельности судоходной компании - все это неотъемлемые составные элементы «управления качеством» На той же сессии Ассамблеи ИМО была принята и резолюция А 643 (16) «Долгосрочный рабочий план Организации (до 1996 года)», в которой указывалось, что Комитет по безопасности на море должен обеспечить разработку материалов по проблеме- «Управление на борту и на берегу для безопасности эксплуатации судов» Эти резолюции получили широкую поддержку в мировых деловых кругах, связанных с судоходством, и появились предложения о том, чтобы резолюция ИМО А 647 (16) стала обязательной для пассажирских судов.

Позже, с учетом требований стандарта ИСО 9002 так называемой «Группой пяти» (пять ведущих компаний в области судоходного менеджмента), был разработан и в начале 1991 года опубликован «Кодекс стандартов по управлению в судоходстве». В конце апреля 1991 года тридцать пять морских компаний учредили Международную ассоциацию судовых менеджеров (International Ship Manager's Association, ISMA), членами которой могут быть любые судовладельцы, самостоятельно эксплуатирующие свой флот, признающие данный Кодекс и готовые проходить сертификацию своих систем управления на соответствие его требованиям. Выданный компании сертификат означает, что ее система управления обеспечивает должное качество транспортных услуг.

Требования Кодекса применяются как к системам управления на борту судов, так и в береговых службах. Было установлено, что целью сертификации является безопасная я эффективная эксплуатация судна и перевозка грузов; предотвращение гибели людей и травматизма; защита морской среды; защита имущества на море; соответствие законодательным и классификационным требованиям; предоставление владельцем достаточной, точной и своевременной информации о судне и аспектах его деятельности; постоянное совершенствование навыков персонала и понимания выполняемых им работ; подготовка к чрезвычайным ситуациям.

Большое внимание в Кодексе уделялось обеспечению технических стандартов и поддержанию на надлежащем уровне технического состояния судна, вопросам страхования, работе с претензиями заказчиков, процедурам связи, проверкам выполнения требований самого Кодекса. В нем говорится, что компания должна ввести и поддерживать документально оформленную систему качества как средство достижения целей компании в этой области.

Позднее на основе этого Кодекса и других документов, разработанных ИМО, был подготовлен Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения моря (МКУБ), который в 1994 году утвержден ИМО - Резолюция А 741 (18), и рекомендован к применению всеми странами-членами этой Организации.

Таким образом, в настоящее время в мировой практике существует два раздельных подхода к системе управления деятельностью судоходных компании первый - обеспечение необходимого управления качеством (Quality Control) услуг в соответствии с требованиями стандартов ИСО (серия 9000), и второй - функционирование в компании системы безопасного управления судами и предотвращением загрязнения моря согласно МКУБ.

Применение первого подхода не является обязательным, однако в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке морских услуг представляется очень важным для обеспечения авторитета судоходных предприятий. Поэтому многие судовладельцы и операторы сертифицировали свои компании на соответствие стандартам ИСО. Для судов разработаны и применяются на практике соответствующие документы (Quality Manuals) по обеспечению качества судовых операций.

ИСО разработала н предлагает для применения серию стандартов ИСО 9000, определяющих требования к качеству продукции, в том числе к качеству услуг в судоходстве. Основная цель сертификации на основе этих стандартов - обеспечить качество услуг, соответствующее требованиям клиентов и, таким образом, обеспечить достаточную прибыльность своего предприятия. Конечно, при этом рассматриваются и решаются многие вопросы безопасности мореплавания.

Применительно к судоходной компании качество - это совокупность характеристик компании, относящихся к ее способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности грузовладельцев.

Качество управления в судоходном предприятии определяется тремя критериями.

·        удовлетворением потребностей клиента;

·        возможностью получения прибыли;

·        выполнением действующих международных и национальных требований в судоходстве.

Первый критерий выполним только при соблюдении определенных принципов на всех уровнях управления в компании, когда существует гармоничное взаимодействие между управлением, материальными ресурсами и системой качества. Качество предоставляемых услуг должно удовлетворять конкретного заказчика на данном рынке услуг.

Это положение важно для достижения второго критерия: система качества ИСО позволяет разграничить уровни качества и дифференцировать цены на тарифы. В результате выполняется сертификация систем качества управления в судоходных компаниях по международным стандартам независимой от заказчиков н поставщиков стороной Это дает возможность каждой судоходной компании четко определять свое место на рынке, устанавливать цены на услуги и обоснованно претендовать на высокую прибыльность своих операций. Заказчику (грузовладельцу) это поможет выбрать потребные ему услуги с достаточным уровнем качества и по умеренной цене.

Третий критерии, морской транспорт - интернациональная отрасль, поэтому судоходство должно удовлетворять многочисленным международным и национальным -техническим нормам и стандартам безопасности и охраны среды.

Под системой качества в судоходной компании подразумевается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества компании должна быть надлежащим образом документирована. В состав документов СК входят внешние нормативные документы (национальные и международные стандарты национальные нормы и законы, технические условия) и внутренние нормативные документы (руководство по качеству, стандарты компании, процедуры, должностные инструкции, методики). Комплекс внутренних нормативных документов определяет избранное компанией направление (политику компании) в достижении высокого качества перевозок грузов, управления эксплуатацией транспортного флота. Соответствующие инструкции, методики и процедуры регулируют многие производственные операции на судах компании, их требования должны знать и выполнять все члены экипажа.

В связи с обязательным применением положений МКУБ на многих судах сейчас могут действовать две системы управления: безопасностью (Safety Management System) и качеством (Quality Management System), которые нередко объединяются в одну систему управления безопасностью и качеством эксплуатации судна. В этой связи ниже приводятся краткие сведения о принятых в мировой судоходной индустрии стандартах качества.

Разработка систем управления в судоходной индустрии осуществляется, как правило, на основе стандартов ИСО серии 9000, которые были пересмотрены и переизданы в 1994 году. Эта серия стандартов используется в двух ситуациях - контрактной и неконтрактной.

В первой ситуации заказчик транспортных услуг заинтересован, чтобы определенные элементы системы качества обеспечивали выполнение его требований к услуге, что снижает риск возможных нарушений контракта при его заключении. Нередко при этом клиент требует, чтобы условие наличия системы качества компании указывались в договоре. К контрактным относятся стандарты 9001-9003, которые называют стандартными для внешних целей предприятия.

Стандарты ИСО 9000, 9004 являются неконтрактными. Это руководства, содержащие требования для предприятия по управлению качеством. То есть, это стандарты для внутренних целей предприятия.

В 2000 году стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 года были пересмотрены. Стандарты ИСО 9001-1994, ИСО 9002 1994 и ИСО 9003 1994 были объединены в единый стандарт ИСО 9001 2000. Последний используется в судоходной индустрии при разработке, внедрении и совершенствовании систем качества в компаниях - владельцах судов, сервисных и других морских организациях. Этот стандарт направлен на применение процессного подхода при разработке, внедрении и совершенствовании системы управления качеством.

Под процессным подходом понимается применение в компании (организации) для достижения ее конечных целен системы взаимосвязанных процессов, их определение и взаимодействие, а также управление этими процессами. В основу стандарта заложены требования постоянного улучшения, повышенной роли высшего руководства, установления четких целей для соответствующих функций и уровней; постоянный контроль за удовлетворением потребностей клиентов, определение эффективности подготовки персонала и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.