Таблица 2.1 Классы вязкости трансмиссионных масел
|Класс вязкости |Кинематическая вязкость|Максимальная температура, при| | |при lOO^'C.MM^c |которой t| < 150Па-с, | | | |°С | |9 7,0 ...10,9 -45 | |12 11,0... 13,9 -35 | |18 14,0 ...24,9 -18 | |34 25,0 ...41,0 |
С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют условные обозначения. Например, обозначение ТМ5-12 расшифровывается следующим образом: «ТМ» - трансмиссионное масло, цифра «5» - группа по эксплуатационным свойствам, цифра «12» - класс вязкости.
Таблица 2.2
Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам
|Группа |Состав |Рекомендуемая область применения | |ТМ-1 |Минеральные масла |Прямозубые, спирально-конические и | | |без присадок |червячные передачи, работающие при | | | |контактных напряжениях до 600 МПа и | | | |температуре в объеме до 90 "С | |ТМ-2 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и | | |противоизносными |червячные передачи, работающие при | | |присадками |контактных напряжениях до 1200 МПа и | | | |температуре в объеме до 90 С | |ТМ-3 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и | | |противозадирными |червячные передачи, работающие при | | |присадками |контактных напряжениях до 2000 МПа и | | |умеренной |температуре в объеме до 90 "С | | |эффективности | | |ТМ-4 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и | | |противозадирными |червячные передачи, работающие при | | | |контактных напряжениях свыше 2000 |
| |присадками высокой |МПа. Гипоидные передачи, работающие при| | |эффективности |высокой скорости и низком крутящем | | | |моменте или низкой скорости и высоком | | | |крутящем моменте с объемной | | | |температурой до 130 °С | |ТМ-5 |Минеральные масла с|Гипоидные передачи, работающие при | | |противозадирными |высокой скорости, ударных нагрузках, | | |присадками высокой |высоком крутящем моменте и объемной | | |эффективности |температуре 130 °С и выше | | |полифункциональн | | | |ого действия | |
Представителями группы ТМ-1 являются нигролы зимний и летний (ТУ 38- 101529-75), применявшиеся в старых моделях автомобилей. Нигролы - это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, характеризуются неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяются. К этой же группе могут быть отнесены базовые масла (ТБ-20, ТС- 14,5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных масел.
К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого управления - ТС (ОСТ 38.01260-82, прежнее обозначение ГОСТ 4002-53), класс 18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей.
В группу ТМ-3 входят масла Теп-10, ТАп-15В, ТСп-15К, выпускаемые по ГОСТ 23652-79.
ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов страны.
ТАп-15В служит для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спиралыю-конических передач грузовых автомобилей.
ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом ТАп-15В противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначенью для тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, в том числе болшегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ.
К группе ТМ-4 относятся масла Тсп-Нгип (ГОСТ 23652-79), Тсз-9гип (ОСТ 38-101158-78), Тсгип (ОСТ 38-01260-82, прежнее название -масло по ГОСТ 4003- 53).
ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при попадании в него воды; в этом случае масло следует немедленно заменить.
ТСз-9гип (класс 9) предназначено для применения в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре воздуха до -50...-55 "С. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний период.
ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизносных и антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется.
В группу ТМ-5 входят масла ТАД-17И (ГОСТ 236532-79) и ТМ5-12рк (ТУ 38.101844-80).
ТАД-17И (класс 18) получают смешением остаточного и дистиллятного масел с введением многофункциональной и депрессорной присадок. Масло обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и может применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой климатических зонах.
ТМ5-12рк (класс 12) получают из низкозастывающего масла селективной очистки, загущенного полимерной присадкой, с введением многофункциональной присадки. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве всесезонного, в первую очередь для эксплуатации в северных районах.
Основным сортом, применяемых для автомобильных гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179- 79). Оно имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатирующихся в северных районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38-401-494-84), которое по эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие низкотемпературные показатели - работоспособно до —50 °С.
В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях рулей, используют масло марки Р. Его применяют в качестве всесезонного в умеренной климатической зоне.
Из масел зарубежного производства в автоматических коробках передач используются только минеральные масла серии ATF, обычно марки "Дексрон" (Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и допускают смешение в различных пропорциях. Их ресурс до замены составляет 50...70 тыс. км. 6 коробку легкового автомобиля заливают б...9 л (для полноприводного "Форд-Бронко" - 18 л). В последнее время используют масла желтого и зеленого цвета. Смешивать их с Дексроном недопустимо.
Таблица 2.3 Рекомендации по применению трансмиссионных масел
|Масло |Тип передачи |Срок |Минимальная | | | |смены |температура | | | |масла, |применения, | | | |тыс. км |°С | |ТСгип |Ведущие мосты старых моделей |24...30 |-20 | | |легковых автомобилей | | | |ТАД-17И |Коробки передач и ведущие • мосты|60...80 |-30 | | |легковых и грузовых автомобилей | | | |ТАп-15В |Коробки передач грузовых |24...72 |-25 | | |автомобилей с карбюраторными | | | | |двигателями; ведущие мосты с | | | | |пегипоидными передачами легковых | | | | |и грузовых автомобилей | | | |ТСп-15К |Коробки передач, ведущие , мосты |36...72 |-30 | | |грузовых автомобилей с | | | | |негипоидными передачами | | | |ТСп-14гип |Ведущие мосты грузовых |36 |-30 | | |автомобилей с гипоидными | | | | |передачами | | | |ТСп-10 |Коробки передач грузовых |35...50 |-45 | | |автомобилей с карбюраторными | | | | |двигателями; ведущие мосты | | | | |грузовых автомобилей с | | | | |негипоидными передачами | | | |ТСз-9гип |Коробки передач и ведущие мосты |Зимний |-50 | | |автомобилей при эксплуатации на |период | | | |Севере | | | |ТМ5-12рк |Коробки передач и ведущие мосты |50 |-50 | | |грузовых автомобилей | | |
За рубежом для маркировки трансмиссионных масел используют классификации SAE и API.
По классификации SAE масла подразделяются на летние (например, SAE140), зимние (75W) и всесезонные (75W90). Соответствие классов вязкости по ГОСТУ и SAE приведено в табл. 18.8.
Таблица 18.8
Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по
ГОСТУ и SAE
|Класс вязкости |Вязкость при 99 |Соответствие классу вязкости по | |масел по SAE |°С,мм^с |ГОСТу | | | |не менее |не более | |75W |4.2 |1 |- | |80 W |7 |- |9 | |85 W |11 |- |- | |90 |14 |25 |18 | |140 |25 |43 |34 |
По классификации API трансмиссионные масла подразделяются по уровню противоизносных и противозадирных свойств:
GL-1 - применяются в зубчатых зацеплениях при невысоких давлениях и скоростях скольжения (не содержат присадок);
GL-2 - содержат притивоизносные присадки;
GL-3 - содержат противозадирные присадки, могут быть использованы для спирально-конических передач, в том числе гипоидных.
Всего 5 классов, которые соответствуют группам, обозначенным по ГОСТуТМ-1,-2,-3,-4,-5.
2.3. Пластичные смазки
Пластичные смазки (ПС) - это густые мазеобразные продукты. Имеют два основных компонента - масляную основу (дисперсионная среда) и твердый загуститель (дисперсная среда). Для улучшения консервационных, противоизносных свойств, химической стабильности, термостойкости в смазки вводят присадки в количестве 0,001...5%.
Ассортимент, ПС разделены на четыре группы: антифрикционные, консервационные, уплотнительные и канатные.
Антифрикционные предназначены' для снижения износа и трения скольжения сопряженных деталей. Они делятся на подгруппы: С - общего назначения для температур до 70 °С, О - для повышенной температуры (до 110 °С), М - многоцелевые (-30...130 °С); Ж - термостойкие (150 "С и выше), Н - морозостойкие (ниже -40 "С); И - противозадирные и противоизносные; П - приборные; Д - приработочные; Х - химически стойкие.
Консервационные предназначены для предотвращения коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации, обозначаются индексом "З".
Канатные смазки обозначаются индексом "К".
Уплотнительные делятся на три группы: А - арматурные; Р -резьбовые; В - вакуумные.
Кроме того, в классификационном обозначении указывают:
•тип загустителя;
•рекомендуемый температурный диапазон применения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7