Введение
Автомобильный транспорт является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся видов транспорта. Так с 1960 г. грузооборот на автомобильном транспорте вырос почти в 5, а пассажирооборот более чем в 7 раз. В 1997 г. автомобильным транспортом общего пользования доставлено 6,9 млрд. т. грузов, автобусами перевезено 50 млрд. пассажиров.
В дальнейшем высокие темпы развития автомобильного транспорта сохраняются, при этом в ближайшие 5- 10 лет необходимо обеспечить полное удовлетворение потребностей страны в перевозках грузов и пассажиров.
Если вода послужила источником жизни на земле, то о нефти можно сказать, что она стала основным источником «жизни» техники XX века.
Для эффективного использования техники необходимо правильно организовать эксплуатацию машин, тщательно изучить их конструкцию, в особенности одного из их главных агрегатов - двигателя внутреннего сгорания. Паросиловые установки конца XIX в. были тяжелы, тихоходны и неэкономичны. Это вызывало потребность изобретения более совершенных машин.
Идея постройки двигателя внутреннего сгорания получила широкое развитие в конце 70-х годов прошлого столетия. Основная особенность такого двигателя заключается в том, что горючая смесь получалась в нем вне цилиндра, затем она сжималась в цилиндре и воспламенялась электрической искрой. Первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на легком жидком топливе (бензине), был спроектирован в 1879 г. капитаном русского флота О.С. Костовичем. В 1893 г. немецкий ученый Р. Дизель предложил другой принцип осуществления воспламенения горючей смеси в двигателе. В цилиндре сжимается только атмосферный воздух, который вследствие большой степени сжатия нагревается до высокой температуры; зажигание осуществляется не от постороннего источника, а в результате самовоспламенении топлива, впрыснутого через форсунку в среду раскаленного воздуха. Первые двигатели работали на керосине. Распыление топлива осуществлялось сжатым воздухом с помощью компрессора, что значительно утяжеляло конструкцию.
В начале XX в. русский инженер Г.В. Тринклер создал и усовершенствовал конструкцию двигателя с воспламенением горючей смеси от сжатия, в котором топливо распылялось специальным устройством.
Быстрое распространение двигателей внутреннего сгорания было вызвано наличием у них целого ряда преимуществ по сравнению с паровыми машинами: отсутствие котельной установки, малые габариты и масса, небольшая потребность в воде, быстрый запуск, меньший расход топлива. В настоящее время двигатели внутреннего сгорания используются во многих отраслях народного хозяйства: на стационарных установках, судах, тепловозах, тракторах, автомобилях и автобусах.
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости металла, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании (ТО) и ремонте.
Автомобиль может работать надежно только при правильной эксплуатации. Для увеличения срока службы необходимо своевременно и тщательно выполнять все операции технического обслуживания. Все это требует от механиков и машинистов знания устройства узлов и деталей автомобиля, правил и приемов их ремонта и эксплуатации.
В данном проекте рассматривается один из наиболее важных этапов операции по ТО и ремонту - диагностика технического состояния автомобиля ВАЗ - 2111.
1.1 Расчет производственной программы
Таблица 1 Исходные данные для проектирования
№ п/п
Исходные данные
Условные обозначения
Принятые к расчету
Единица измерения
1 2 3 4 5 6
Марка автомобиля Списочное число автомобилей Среднесуточный пробег автомобиля Число дней работы в году АТП Категория эксплуатации Продолжительность работы автомобиля на линии
ВАЗ-2111 АС Lcc Дрп КЭ -
- 100 500 365 III 1
- шт км дней - час
Корректирование периодичности ТО и пробега до капитального ремонта.
Нормативы пробега корректируем исходя из следующих факторов.
1 Категория эксплуатации принята III поправочный коэффициент К1 на основании таблицы 3 (приложения) К1=0,8.
2 Коэффициент К2 учитывающий модификацию подвижного состава принимаем по таблице 3 (приложения) К2=1.
3 Коэффициент, учитывающий природно-климатические условия К3, принимаем по таблице 14 (приложения) К3=1.
Результирующие коэффициенты для корректировки принимаем следующие:
По норме пробег до ТО-1 4 тыс.
По норме пробег до ТО-2 16 тыс.
Пробег до капитального ремонта 125 тыс.
Производим корректировку пробега до ТО-1.
L1=Kто1Х (на пробег который есть) ТО-1. (1)
Где Кто=К1* К2*К3=0,8
L1=0,8*4000=3,200 тыс. км
L1=3,200 тыс.
Корректируем пробег до ТО- 2 (L2 корректируемый пробег до ТО-2)
L2=Ктох ТО-2 (2)
Кто= К1* К2*К3=0,8
L2=0,8*16,000=12,800 тыс.
L2=12,800 тыс. км.
Корректируем пробег до капитального ремонта.
Lц=Кто*125,000 (3)
Lц=0,8*125,000
Lц=100,000 тыс. км.
На основании этих данных видно, что автомобиль:
ТО-1=L1/Lcc=3200/500=6,4 дней (через 6 дней)
ТО-2=L2/Lcc=12800/500=25,6 дней (через 26 дней)
L=Lц/Lcc=100000/500=200 дней (через 0,5 года)
Определение производственной программы по ТО и Lц (за цикл принимаем пробег до капитального ремонта).
Nкрц=1
(4)
N2ц = 100000 -1 (количество ТО-2 за цикл)
12800
N2ц = 7
Количество ТО-1 за цикл.
(5)
N1ц = 23
Количество ежедневных обслуживаний за цикл.
(6)
Nеоц = 200
Так как все планирование АТП ведется на год, необходимы показатели производственной программы за цикл, перевести на годовую программу для всего подвижного состава.
т2 - коэффициент технической готовности.
u - коэффициент использования парков и автомобилей.
г - коэффициент перехода от цикла к году.
1.1.1 Определение коэффициента технической готовности
Коэффициент технической готовности определяем с учетом дней эксплуатации автомобилей за цикл.
Дэц - дней простоя автомобиля в ТО и ремонте за цикл эксплуатации.
Коэффициент технической готовности определяем по формуле.
Дэц=Кэоц
(7)
Дру = 48д
Где Дк - простой в капитальном ремонте на авторемонтном заводе из таблицы 4 (приложения) применяем 18 дней за цикл.
Дорср - удельный простой в ТО и ТР по таблице 4 (приложения) принимаем - 0,3
1.1.2 Определение коэффициента использования парка
Данный коэффициент определяется с учетом числа дней работы парка в году.
(8)
Определить коэффициент перехода от цикла к году.
(9)
Определение количества ТО и КР по всему парку за год.
Количество капитальных ремонтов за год.
Nкрг=Nкрг*г*А (10)
Nкрг=1*1,46*100
Nкрг=146
N2г= N2г*г*А (11)
N2г=7*1,46*100
ТО-2 N2г=1022
N1г= N1ц*г*А (12)
N1г=23*1,46*100
N1г=3358
Nеог=Nеоц*г*А (13)
Nеог=200*1,46*100
Nеог=29200
Определить количество ТО по парку за сутки.
Для этого принимаем количество дней работы зоны ТО-1.
Дрз1=252
Дрз2=252 (рабочих дней)
Дрзво=365=Дрг
Количество ТО-2 за сутки.
(14)
N2c4
(15)
N1c=13
(16)
Neeo=80
1.1.3 Определение годовой трудоемкости работы цеха
Годовая трудоемкость работ для цехов берется как доля от общей трудоемкости работ по текущему ремонту для всего парка, который определяется по формуле.
Ттр=Lгп х tтр
Lгп - общий годовой пробег всего подвижного состава в тысячах километров.
Ттр - удельная трудоемкость по текущему ремонту каждые 1000 километров.
Lгп=365 х х Lccх А (17)
Lгп=365*0,8*500*100
Lгп=14600000/1000=14600 км.
tтр=2,8
Так указанные нормативы даются для основных базовых моделей новых автомобилей I категории эксплуатации необходимо произвести корректировку Ттр с учетом поправочных коэффициентов.
К1К2К3К4К5
(18)
К4=1
К4 - коэффициент, характеризующий пробег автомобиля и парка с начала эксплуатации.
К5 - коэффициент, характеризующий размер АТП и следовательно, его техническую оснащенность.
К5=1,05
Т1тр=Ттр*К*1К*2*К3*К4*К5 (19)
Т1тр=2,8*0,8*1*1*1*1,05
Т1тр=2,4
Ттр=Lгп* Т1тр (20)
Ттр=2,4*14600=35040 чел/час
Определяем долю работ от годовой трудоемкости, приходящейся на диагностический участок.
Доля цеха по таблице 8 (приложения).
Дц=0,15
Определяем годовую трудоемкость для диагностического участка по формуле.
Тгц=Ттр*Дц (21)
Тгц=35040*0,15
Тгц=5256 чел/час
1.2 Определение количества рабочих на диагностическом участке
Определяем технологически необходимых рабочих по формуле.
(22)
где Фм годовой фонд рабочего места с учетом количества дней работы в году отделения и продолжительности смены.
По таблице 10 (приложения)
Фм=2070 ч/час
Рт=2,5
Определяем штатное количество рабочих по формуле.
(23)
Рш=2,8=3 человека
где Фр действительный фонд рабочего времени с учетом отпусков, болезней и т.д. таблица 10 (приложения)
Фр=1840 ч/час.
1.3 Общая площадь участка
При укрепленных расчетах площади производственных участков основного и вспомогательного производства (Fуч) определяется по формуле
Fучм2=f*Х0*К0 (24)
f - площадь машины
Х0 - число постов
К0 - удельная площадь (4-5).
Длина машины 4,265 м
Ширина 1,680 м
Площадь 7,165 м
Fуч=7,2*2*5=72 м2
1.3.1 Подбор необходимого технологического оборудования для диагностического участка
Производим подбор оборудования с учетом технологического процесса производимых работ, количество выбранного оборудования принимаем с учетом количества рабочих мест.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6