Рефераты. Завершение политического объединения русских земель во второй половине XV в. – первой трети XVI века и создание единого государства






p> Большинство населения XV столетия может быть названо крестьянским, хотя и не все обрабатывали землю. Поскольку степи Южной Руси контролировались татарами, основная часть русских жила в лесной зоне, местами расчищенной и подходящей для пашни. Крестьяне занимались не только сельским хозяйством, их благосостояние зависело от рыбной ловли, охоты, пасечного хозяйства и разнообразных лесообрабатывающих производств, таких, как изготовление различной утвари, телег и лодок, равно как и дегтя и поташа.

Западная Русь через её связь с Великим княжеством Литовским не была изолирована от Запада. Вслед за первым объединением Польши и Литвы (1385 г.) римский католицизм стал официальной религией Великого княжества
Литовского, и русские в этом государстве лишь с большим трудом утвердили свое право оставаться приверженцами греческого православия (которое стало известно как «русская вера»). В особенно Литве римско–католическая церковь быстро и прочно укоренилась, и через эту церковь западные понятия распространились среди литовской знати. Однако греческая православная церковь на Украине в конечном итоге стала сама каналом западной культуры, приняв многие черты римско-католической образовательной системы, включая изучение латыни.

Среди всех русских земель западное влияние было наислабейшим в Московии.
Это может быть объяснено частично географически - отдаленностью Москвы от
Запада - и частично тем, что монгольское владычество длилось на столетие дольше в Восточной Руси, нежели в Западной Руси. [2.c.38]

Хотя московиты были насторожены по отношению к римско-католическому влиянию, они в принципе не относились враждебно ко всему западному.

Вскоре произошло событие, которое подготовило почву для прямого контакта между Москвой и Италией – Ферраро-Флорентийский церковный собор 1438-
1439гг. Русская церковь была представлена там митрополитом Исидором – греком, родившимся в Салониках, которого сопровождали около ста русских духовных лиц и мирян. Исидор подписал Флорентийскую декларацию об унии церквей, но когда он возвратился в Москву, то не был принят московским властями и должен был бежать из России. Несмотря на неудачу с признанием московитами унии, весь этот эпизод оказался важной вехой во взаимном ознакомлении России и Запада.

1.1.Новгород.

Благосостояние Новгорода и расцвет его культуры зависели от свободы, равно как и принадлежности к русскому миру. В соответствии с этим, политическая программа Новгорода состояла из двух основных положений - сохранение новгородских институтов и возрождения русского единства.
Большинство новгородских лидеров понимали, что Новгород может выжить лишь в сообществе русских земель.

Обстоятельства были против этого, поскольку в середине XV века два больших государства – великие княжества Московское и Литовское - поглотили большинство прежде самостоятельных русских княжеств. Если бы Новгород был мощным в военном отношении, на равных с Москвою и Литвой, он мог подумать о основании федеративного объединения трех главных государств –
Новгородского, Литовского и Московского, - в котором могли принять участие и малые государства (Псков, Тверь и Рязань). Однако Новгороду никогда не удавалось создать сильной армии, и это в дальнейшем оказалось для него роковым.

При сложившихся обстоятельствах единственной надеждой на спасение
Новгорода было сохранение превосходства Московии над Литвой и препятствие объединению в этих государствах. Поддерживая отношения с Литвой, новгородцы пытались сохранять дружеские связи с некоторыми меньшими князьями дома
Гедимина, в особенности, киевскими. В отношениях с Москвой, в борьбе между
Василием II и его дядей Юрием (и после сыном Юрия Дмитрием Шемякой) в
1430–х и 1440-х гг., новгородцы поддерживали соперников Василия. Василий совершенно естественно ненавидел их, и после победы в отместку попытался урезать новгородские свободы. По очевидным причинам новгородцы боялись силы великого князя московского и централизации московской армии и администрации; в то же время они не могли понять внутреннюю цель московской политики и поддержку ее значительной частью московитов. Москвичи устали от гражданской войны и что еще более важно, они страдали от постоянного ожидания татарских нападений, поэтому в полной мере осознавали необходимость сильного руководства и создания боеспособной армии. Это была борьба за выживание, и люди чувствовали, что им прежде всего нужна безопасность. Соперник Василя II Дмитрий Шемяка однажды пытался использовать против Василия одновременно Новгород и Казанское ханство. В глазах московитов новгородские симпатии Шемяки были связаны с его дружбой с татарами. Над Новгородом не довлела угроза татарских набегов, поскольку он был защищен от татар Московией. Не многие новгородцы осознавали это, и еще меньшее их число понимало влияние постоянной угрозы нападения татар на московскую политическую программу. [6.c.26]

Поскольку Литва была конституционной монархией и русские земли, подчиненные власти великого князя литовского, имели значительную автономию,
Новгороду следовало гораздо меньше бояться политического объединения с
Литвой, нежели признания власти великого князя московского. С экономической точки зрения Новгород был теснее связан с Московией, нежели с Литвой. В первую очередь, новгородские земли не давали достаточно зерна для населения, и поэтому Новгород покупал большую часть зерна в залесских городах. Любой конфликт с Московией означал недостаток хлеба и голод. Да и главный путь на восток по реке Волге контролировался Москвой, и новгородские купцы могли получать восточные товары, имеющие большую ценность на западе, в основном через Московию. Что же касается балтийской торговли, западнорусские и литовские города имели собственные выходы на
Балтику и были в определенном отношении соперниками Новгорода.

Более того, отношения между Новгородом и Литвой были осложнены объединением Литвы и Польши. Верно, что между 1447 и 1567 гг. это объединение существовало только на уровне правителей. За немногими исключениями Польша и Литва избирали на собственные троны одного и того же человека, известного как король Польши и великий князь литовский. Внутренне
Литва была отдельным государством, но литовская политика не могла игнорировать польские интересы. С этим была тесно связана религиозная проблема, поскольку Польша была главным оплотом католицизма в Восточной
Европе. [5.c.24]

Согласно условиям первого договора об объединении Польши и Литвы ( 1385 г.) римский католицизм официально стал государственной религией Великого княжества Литовского, и лишь католики могли обладать политическими правами.
В результате литовцы были обращены в римский католицизм. Западнорусская знать, однако, резко возражала на любую попытку своего обращения в римско- католическую веру или отмены ранее имевшегося политического статуса. В 1432 г. Великий князь литовский должен был пойти на уступки своим русским подданным и отменить статью, лишавшую их политических прав. Таким образом, получило косвенное признание существование в Литве греческой православной церкви.

Религиозная проблема была тесно связана с общим положением русских в великом княжестве литовском. Численность русских составляла большинство населения великого княжества. Политически, однако, их положение было ослаблено после объединения Польши и Литвы и обращения литовцев в римский католицизм. Как указывал украинский историк Михаил Грушевский, несмотря на
«Привилеи» 1432 года лишь немногие русские были допущены к какому-либо высокому посту в государстве. Хотя римско-католические епископы играли важную роль в раде, мы не обнаруживаем там ни одного Греко-православного епископа. С другой стороны, литовские магнаты не могли исключить мирян из правящего слоя великого княжества, поскольку литовцы нуждались с их поддержке то против Польши, то против Москвы. В 1441 г. Казимир должен был признать своего дядю Свидригайло, популярного среди русских, князем Волыни, а своего двоюродного брата Александра (Олелько) князем киевским. Эти уступки были результатом слабого положения Казимира в начале его царствования и существования претендентов на трон. Позднее Казимир и литовские магнаты попытались воспрепятствовать подъему русского движения в великом княжестве, что создало оппозицию по отношению к Казимиру со стороны многих защитников прав русских. [3.c.15]

Взаимным интересом русских как в великом княжестве Литовском, так и в
Новгороде была координация своей политики. Новгородцы попытались это сделать, но без большого успеха.

Новгород был политически связан с Москвою правлением князя, который обычно был одновременно и великим князем московским. Князь в Новгороде, однако, обладал совершенно иным статусом, нежели в Москве. Прежде всего, пост князя в Новгороде был выборным. Во-вторых, новгородский князь имел лишь ограниченную власть. Каждый князь после избрания должен был дать особую клятву и подписать договор, в котором он обещал сохранять новгородские институты и ограничивать свои действия строго определенной сферой полномочий. Если новгородцы невзлюбят князя, они имели право отстранить его.
Из сказанного следует, что новгородский князь не правил Новгородом; он был официальным наемным лицом с ограниченными полномочиями. Фактически
Новгород был республикой - господином Великим Новгородом.

Высшей властью обладало городское собрание. Этот орган выбирал городскую главу и других высших должностных лиц, которые действовали от имени
Новгорода. Вече собиралось звоном особого колокола – главного символа новгородской свободы. Канцелярия веча располагалась на так называемом
«Ярославовом Дворище», где организовывалось и собрание.

1.2.Конфликты с Москвой, 1456 и 1470 гг.

Политическая программа Москвы, подобно новгородской, основывалась на сплочении русского народа. Ее методы достижения единства весьма отличались от новгородских. Москва предложила русским людям единство путем их подчинения политической и военной власти великого князя. Вся Россия рассматривалась в Москве как вотчина великокняжеской короны. Итак, в противовес республиканской идее свободной русской федерации (поддержанной новгородцами), Москва выдвинула монархическую идею централизованного русского государства. Вследствие подобного расхождения в основных политических целях, конфликт между Новгородом и Москвой стал неизбежным.

Но из за неравного количества и плохого облачения солдат, Новгород вынужден был признать победу московитов. Прося о мире великого князя, они его получили, но на тяжелых условиях. Был заключен новый договор от имени
Василия II и его сына Ивана III, который был тогда шестнадцатилетним подростком. Этот мастерский удар московской дипломатии дал позднее Ивану возможность объявить Новгород своей «отчиной». На новгородцев наложили штраф в размере 8500 рублей, кроме того великий князь мог теперь собирать с некоторых новгородских провинций специальный налог, так называемый «черный бор», остаток монгольской дани. Вече было лишено древнего права принимать договорные грамоты независимо от князя. Печать великого князя должна была присутствовать на всех договорных грамотах. Новгородцы обязывались не допускать в Новгород сына Шемяки, а так же кого-либо из других врагов
Василия. Тем самым новгородцы не только отошли от своего древнего правила давать убежище любому просящему его, но также приняли политический контроль
Москвы над их отношениями со всеми русскими князьями, не подчиненными власти великого князя московского. Более того, этим пунктом договора было введено новое понятие в отношениях между Москвой и Новгородом – предательство.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.