Рефераты. Законность и правопорядок






Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции.


Правопорядок – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».[6]

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды или идеи.

Если же под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.

Установление твердого правопорядка является одной из основных задач современной России. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так и называется «Порядок во власти – порядок в стране». В нем, в частности говорится: « России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны пренебрежением к правовым нормам, с другой – неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя – правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок – начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов».[7]

Мысль сформирована вполне четко – России нужен не полицейский порядок, а демократический, и соответственно методы его достижения должны быть демократическими.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в дей­ствиях законодательной, исполнительной и судебной власти, актив­но осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потреб­ности.

Формирование правового порядка участвует все элементы меха­низма правового регулирования общественных отношений. Их причин­но - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового по­рядка.

1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.

2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодате­лем правопорядка к установлению конкретного возможного или дол­жного поведения участников общественных отношений, предусмотренно­го правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регули­рования подключается законность, призванная гарантировать возмож­ное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима закон­ности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким обра­зом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано норма­ми права и достигло цели правового регулирования.

Структура правопорядка - это единство и одновременное разделе­ние урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семей­ные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нор­мами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институ­тами права.

Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым. [8]

Особенность правопорядка как специфической системы обществен­ных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. По­этому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имею­щие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере дей­ствия норм морали, норм различных общественных организаций и дру­гих не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопоря­док является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.


2.1. Соотношение правового и общественного порядка.


Необходимо различать два понятия «правопорядок» и общественный порядок», так как они соотносятся между собой как часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является центральной частью общественного порядка, которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом. Этими отношениями являются: отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности: семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения.

Правовое поле достаточно широко, так как за его пределами находятся только морально-этические, личные, дружеские и иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные такому воздействию. Правопорядок выражает в первую очередь волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

В целом различия между общественным порядком и правопорядком заключаются в следующем:

Данные категории не совпадают по своему происхождению и эволюции.

Общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования, правопорядок же в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, когда возникает публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства.

Правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основывается на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества.

При нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия. В первом случае могут быть применены юридические санкции, а во втором – только меры морального характера.

Данные категории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – насилу общественного мнения, меры негосударственного воздействия.

Правопорядок и общественный порядок различны по своему объему, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.

Глава III. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии

и государственной дисциплины.


Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.

Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не моет действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более.

Демократия – это не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.