Рефераты. Юридическая ответственность и правовые санкции






В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).

“Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения:

1.     меры пресечения,

2.     меры взыскания,

3.     меры предупреждения.

Меры взыскания меры административного взыскания применяется за совершение определенных правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами."*

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

"- они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым  и наглядным способом;

- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

- все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания."

"Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний."

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний."

В соответствии со ст. 24 Кодекса Административных Правонарушений (КоАП) Российской Федерации (РФ) выделяют следующие виды административных взысканий:

-   предупреждение (ст. 26);

-   штраф (ст. 27);

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);

-   лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);

-    исправительные работы (ст. 31);

-    административный арест (ст. 32);

-    выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений (ст. ).

Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка."

3. Дисциплинарно-правовые санкции. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т. д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.Дисциплинарные санкции - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно - правовых норм на подчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки. Поскольку такие санкции осуществляются в рамках устойчивых коллективов, они могут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силу принуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом). К примеру, мера дисциплинарных взысканий для студентов включает: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из вуза (общежития, библиотеки).Процедура применения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. До наложения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения (не считая времени болезни студента или нахождения его на каникулах). Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Дисциплинарное взыскание морального плана (замечание, выговор) считается снятым в тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

4.  Имущественно-правовые санкции. Гражданское право регулирует отношения равноправных и независи­мых товаровладельцев. Гражданские правоотношения строятся как отно­шения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Эта взаимная связанность участников гражданского оборота имеет следствием тот факт, что ответственность по гражданскому праву есть ответственность одного контрагента перед другим, ответственность правонарушителя перед потерпевшим.

Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыски­ваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключи­тельных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонаруше­ние носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допуска­ется обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.

Из сказанного можно сделать вывод, что гражданско-правовая ответ­ственность есть одна из форм государственного принуждения, связан­ная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равноправных участников гражданского оборота.

2.2. Санкция как структурный элемент нормы юридической ответственности.

Вместе с тем установление в законодательстве санкций оказывает на поведение субъектов положительное мотивационное влияние, выполняет общепревентивную функ­цию, которая выступает одной из охранительных функций. Санкция — это предусмотренное в соответствующей правовой норме неблагоприятное последствие правонаруше­ния, применяемое к правонарушителю компетентными госу­дарственными органами. Единственным основанием для применения (реализации) санкции служит правонарушение. В юридической литературе существует и более широкая трактовка содержания санкций. Так, И. С. Самощенко по­лагает, что санкциями могут быть предусмотрены либо «меры непосредственного государственного принуждения, применяемые для обеспечения реального исполнения правовых обязанностей или в виде кары за нарушение правовых запретов, либо иные неблагоприятные последствия неиспол­нения нормы права». Согласиться с таким пониманием содержания санкции, по моему мнению, нельзя по следую­щим основаниям:

 Во-первых, следует отграничить санкции от тех неблаго­приятных последствий, которые наступают для лица, не исполнившего юридические обязанности процессуального характера (надлежащее оформление сделок, соблюдение процессуальных правил, сроков и т. д.). Несоблюдение или неисполнение подобных юридических правил не может влечь за собой применение санкций, так как такого рода «право­нарушения» причиняют вред самим нарушителям. Санкцией же предусмотрены материально-правовые последствия, ко­торые наступают за неисполнение юридических обязанностей и обеспечивают реализацию другими субъектами их нрав на обладание, пользование и распоряжение разнообразными социальными благами. Действительное правонарушение во всех случаях причиняет вред интересам других лиц, нару­шает их права, а санкция применяется к правонарушителю как средство государственного и правового воздействия.

Во-вторых, нужно отграничить собственно санкции от тех мер защиты прав, часть из которых могут применять сами потерпевшие в отношении правонарушителей.

Наказание — принудительно  осуществляемое средством воздействия. Следовательно, принудительно реализуются и санкции, предусматривающие наказание. Это обстоятельство нередко служит основанием для отождествления понятий  санкции, меры наказания и меры государственного принуждения.

Государственное принуждение есть совершаемое компетентными органами и должностными лицами властное воздействие в виде предписания определенного поведения (психическое принуждение) либо в форме непосредственного действия (физическое принуждение). Такой метод государственной деятельности применяется при решении разных  задач для достижения различных целей, но естественно, что  наибольшее применение он находит в сфере правоохрани­тельной деятельности государства. Разнообразные меры, охраны прав граждан, общественных и государственных организаций, предусмотренные нормами социалистического права, если они не осуществляются обязанными лицами добровольно, реализуются принудительно.

Следовательно, осуществление наказания  является одной из целей применения государственного принуж­дения. Государственное принуждение является средством, обеспечивающим реализацию предусмотренной в санкции нормы юридической ответственности наказания правонарушителя. Итак, санкция — это структурный элемент нормы юридической ответственности. Юридическая ответственность есть не что иное, как реализация санкции нормы права, ибо содержание санкции сводится к установлению определенных юридических последствий поведения[22].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.