Рефераты. Характеристика основных теорий происхождения государства и права






Характеристика основных теорий происхождения государства и права

академия 

государственной службы  и  управления 

 

 

 

Кафедра истории и теории государства и права





Реферат

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА














                                                                  Исполнитель:

                                                                  Шошгнашгищшо-щль

                                                                    

                                                       

Научный руководитель:

                                                                  грзщолхздбхщшипе

                                                                 






Сыктывкар

2006


                                                Содержание




   Введение

1.     Теории  происхождения  государства и права  не связанные  с  материалистическим  пониманием  истории

1.1  Теологическая  теория

          1.2   Патриархальная  теория

          1.3   Договорная  и  естественно-правовая  теории

     2.   Историческая  школа  права

          2.1   Психологическая  теория

     3.   Материалистические  теории   происхождения  государства и права

           3.1   Органическая  теория

           3.2   Теория   насилия

           3.3    Историко-материалистическая (марксистская) теория

           3.4    Историко-материалистическая (немарксистская) теория

           3.5    Ирригационная   теория

    Заключение

    Библиографический  список



















                                                                 Введение



Теория  государства и права, как следует из ее предмета, - наука политическая. Политика – это искусство управлять государством  и  она по определению не может быть беспристрастной,  так как  является сферой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной  власти. Поэтому неудивительно, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются по-разному. Так в строго теоретическую проблему о происхождении государства и права вносится чисто политический момент. Что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права.  Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно,  а  истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а  выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности  полнее  всего  соответствуют  истинному  положению  вещей.

Поэтому объектом исследования в данной работе станут -  основные    теории  происхождения  государства  и  права.

Предметом исследования – социально-правовые положения и политические  особенности   теорий   происхождения  государства  и  права.    

Цель работы – изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения  государства  и  права,  усвоение характерных отличий  и  общностей  теорий,   взглядов,  позиций.

Задачи:  достижение понимания исторической и практической   мотивации   авторов  теорий  государства  и  права.

     Актуальность  данной  темы  обусловлена  тем,  что   изучение  теорий  происхождения   государства  и   права,  их  характерных  особенностей  не  завершёно  и  не  исчерпано.  Так  как  процесс исчезновения  одних  государств  и  появления  других  продолжается  и  в  наши  дни,  равно  как  и  смена  политических  режимов.   Например,  такие  памятные   события    как    объединение  Германии,  развал СССР, Югославии, Чехословакии,   «революция    роз»  в  Грузии,  «оранжевая»  революция  на  Украине  и  в  Киргизии,  пока   не  получили  каких-либо  оценок,  характеристик  с   точки   зрения   происхождения   государства   и   права,  то  есть  дают  новую  почву  для   размышлений.  























1. Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории

1.1 Теологическая теория

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога.  Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.  

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии  или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.

В теологической теории - учении богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая  в более позднее время, именовалось  как  «томизм», процесс возникновения  государства  и  права рассматривался  аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную  обязательность  неограниченной  власти монарха.

В  древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) – также является сторонником божественного  происхождения  государства  и  права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый  божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе  мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.

 Своего  рассвета  теологическая  теория  достигла  в  эпоху  средневековья.  На  стадии   перехода  народов  к  феодализму и в  феодальный  период  на  рубеже  XII-XIII веков  в  Западной  Европе получила  развитие  теория  «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что  нет государства и  права "не от бога".



                                         1.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения.

В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642),  "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.

 Средневековые     светские  феодалы  также  прибегали  к   патриархальной

теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца  своих  подданных  и  всей  нации.

Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а  на Западе - английского историка права  Г. Мэна  и  других.

 Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как  и  отец  в  семье,  так  и  монарх  в  государстве  не   выбирается.

     Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя,  вместе с государством.

                          

      1.3 Договорная и естественно-правовая теории

Эта теория содержит чрезвычайно много аспектов, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития.  Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Ряд авторов выделяет договорную - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

1)    Возникновению государства предшествует естественное состояние
людей.

2) Государство возникло и основано на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди     объединились   в государство  на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности  и личной безопасности, заключивших договор.
      3) В результате создания государства в обществе образуются две системы
права: естественного и позитивного (или положительного).  Первая – естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в  себе  безусловный  разум  и вечную справедливость, словом то, что присуще  человеку от рождения  и заложено в самой его сущности.  Вторая – позитивное  благоприобретенное  право,  исходит  от  государства (законы, одобряемые  им  обычаи, прецеденты). Первичным является  право естественное – вечное и неизменное  для  всех  времён и народов.  Подчинёнными  ему  выступают  нормы (правила  поведения), устанавливаемые  и  изменяемые (отменяемые) государством.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.