|Самарский муниципальный институт управления | |Специальность «Государственное и муниципальное управление» | |Кафедра права |
|Курсовая работа | |по системе государственного управления | |на тему: | |Выборы в законодательные (представительные) | |органы государственной власти | |субъектов РФ. |
|Выполнила |Научный руководитель: | |студентка 4 курса |Старший преподаватель | |факультета ГМУ |кафедры права СМИУ | |группы 143 |Абрамов С.В. | |заочного отделения | | |Доронина Е.В. | |
| | | | | |
Самара
2003
Содержание
Введение ……………………….…………………………………………...стр.3
Глава 1. Нормативные источники, регулирующие выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ ……………………………………………………………...стр.5
§ 1. Характеристика нормативных источников ….……………….….стр.5
§ 2. Проблемы современного избирательного законодательства …..стр.9
Глава 2. Избирательный процесс ………………………………………стр.13
§ 1. Понятие и основные стадии избирательного процесса ………..стр.13
§ 2. Порядок проведения голосования ……………………………….стр.15
§ 3. Порядок подсчета голосов ………………………………………..стр.18
Глава 3. Основные гарантии прав граждан при осуществлении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ ……………………………………………………………..стр.23
§ 1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей ……………………………………………………………..стр.23
§ 2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями ……………………………………………………………..стр.26
§ 3. Обжалование решений избирательных комиссий …...………стр.28
Заключение ………………………………………………………………..стр.30
Список литературы ………………………………………………………..стр.32 Введение
Ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее не увеличивает постепенно свою власть, не расширяет своих прав и, так сказать, не внедряется в жизнь государственной машины.
Бокль Т.
Представительная демократия неосуществима вне и без избирательного процесса, обеспечивающего через систему избирательных правоотношений возможность выбора между различными кандидатами, претендующими на проведение в течение определенного в законе срока санкционированной избирателями государственной политики. Выборы - это необходимый и важнейший механизм осуществления демократии. Выборы - это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства.
Органы государственной власти могут формироваться двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти в демократическом обществе, осуществляются выборными органами или лицами, занимающими выборную должность. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. В любой стране гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавых столкновений, только если органы государственной власти будут образованы на справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны.
В данной курсовой работе, посвященной выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, я рассмотрела регулирующие выборы этого уровня нормативные источники, порядок организации и проведения выборов и основные гарантии субъективных прав граждан, которые должны соблюдаться при проведении выборов.
Глава 1. НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ § 1. Характеристика нормативных источников.
При осуществлении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ и регулирующие порядок осуществления этого права.
Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Именно в Конституции Российской Федерации проводится разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства.
Статьей 71 Конституции Российской Федерации установлено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»), а, следовательно, и избирательных прав, а также формирование федеральных органов государственной власти (п. «г») находятся в ведении Российской Федерации. В то же время защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст. 72). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации также относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72). Это означает, что в соответствии с федеральными законами субъекты Российской Федерации осуществляют детальное регулирование всех вопросов организации этой системы, что включает и определение конкретных способов формирования органов государственной власти в субъектах Российской Федерации[1].
Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросов избирательного права относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Так, субъект Российской Федерации самостоятельно определяет избирательную систему, применяемую при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, а также самостоятельно устанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и институтов в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации. Естественно, что при этом должны соблюдаться стандарты избирательных прав граждан, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.[2]
Конституция Российской Федерации определяет также содержание избирательных прав граждан Российской Федерации[3] и устанавливает общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан[4].
Проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Федеральными законами. Также ими устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет более высокую юридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этого Федерального закона «федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона»[5]. Очевидно, что после принятия данного Федерального закона принятые ранее акты федерального законодательства и законодательств субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с его положениями. В настоящее время эта работа проводится на уровне Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации, но до полного соответствия, на мой взгляд, еще далеко.
При проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации применяются и многие другие федеральные законы. Они регулируют отдельные институты избирательного права, упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.
Если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов РФ устанавливают порядок выборов только в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.
Важными источниками избирательного права субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд важнейших норм избирательного права. В частности, здесь определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Устав Самарской области согласно в ст.82,83 и 84 соответственно определяет, что:
- «Самарская Губернская Дума состоит из 25 депутатов, избираемых в одномандатных округах;
- Депутаты Самарской Губернской Думы избираются гражданами Российской
Федерации, проживающими на территории Самарской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
- депутаты Самарской Губернской Думы избираются сроком на 5 лет;
- порядок подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской
Думы определяется законом Самарской области»[6].
В системе избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации в настоящее время можно, как правило, выделить закон о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти (в Самарской области - Закон Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы»[7]). Некоторые субъекты провели кодификацию своего избирательного законодательства. В частности, избирательные кодексы приняты в Воронежской и Свердловской областях.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об избирательной комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Закон самарской области об избирательной комиссии Самарской области определяет положение данной избирательной комиссии в системе государственных органов Самарской области, ее статус, порядок формирования (расформирования) и деятельности, полномочия при подготовке и проведении выборов в том числе в органы государственной власти Самарской области[8]. На мой взгляд, принятие подобных законов на уровне субъектов Федерации лишь усиливает путаницу в выборном законодательстве, и гораздо продуктивнее было бы доработать основные законы на федеральном уровне, привести их окончательно в соответствие с основным Законом Российской Федерации – Конституцией Российской Федерации. Именно в них, как в законах, действующих на территории всей Российской Федерации в целом, я считаю, нужно уделить большее внимание гарантиям избирательных прав граждан. Что же касается законов об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, то, я думаю, этот по преимуществу процедурный вопрос можно осветить в законе о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти. Таким образом можно было бы несколько упростить современную систему законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4