Рефераты. Типы государства (Доклад)






факторы.

    Особенности исторических  периодов (этапов,эпох) в развитии го-

сударственно-организованного общества у различных народов в различ-

ное историческое  время позволяют тем не менее выявить существенные

общие черты,  характерные для всех государств данного периода. Пер-

вые попытки такого обобщения,  несмотря на отсутствие исторического

опыта государственного строительства,  были предприняты Аристотелем

и Полибием.

    А р и с т о т е л ь считал,  что основными критериями разграни-

чения государств являются; 1) количество властвующих в государстве;

2)осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал

правление одного,  правление  немногих,  правление большинства.  По

второму признаку все государства делились на правильные (в них дос-

тигается общее благо) и непраильные (в них преследуются частные це-

ли). Отвлекаясь от  конкретных  условий  того  времени,  Аристотель

главное различие государств видел в том, какое место занимает в них

человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные ин-

тересыкаждого.

    П о л и б и й говорил,  что развитие государства, смена его ти-

пов (разновидностей)-естественный   процесс,определяемый  природой.

Государство развивается по бесконеному кругу,который включает  фазы

зарождения, становления,  расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы

переходят одна в другую,  и цикл повторяется вновь.  Развитие госу-

дарства, его  обновление  и изменение- это замкнутый круг,  считает

Полибей. История подтверждает, что цикличность в развитии государс-

твенно-организованного общества- закономерный процесс. Многие госу-

дарства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцвета

и упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной го-

сударственности, другие же выпали из замкнутого  круга  развития  и

стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и дру-

гие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том,  что

за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения

в соотношении государственной власти и человека.

    Прогрессивные мыслители  прошлого  искали те пути общественного

развития, при которых государство выступало бы главным инструментом

установления социальной  справедливости.  Из  этого принципиального

положения исходила передовая политико-правовая  мысль,  конструируя

типологию государств.  Однако  единства взглядов на эту проблему не

было. Разнообразие научных  подходов  в  оценке  этого  чрезвычайно

сложного и  неоднозначного  общественного  явления стало обьетивной

основой концептуального плюрализма типологии государства.

    ТИПЫ ПРАВА: различные подходы.

    Типология права-это его специфическая классификация, производи-

мая в основном с позиции следующих подходов.

    В рамках первого (формационного)  главным  критерием  выступают

социально-экономические признаки  (общественно-экономическая форма-

ция). Именно базис (тип  производсвенных  отношений)  является,  по

мнению представителей данного подхода, решающим фактором обществен-

ного развития,  который детерминируети соответствующий тип надстро-

ечных элементов; государство и право. В зависимости от типов эконо-

мического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный

и социалистический типы права.

    ДОСТОИСТВО;

       -продуктивна сама идея право на основе социально-экономичес-

ких факторов,  которые действительно весьма существенно  влияют  на

общество.

    СЛАБАЯ СТОРОНА;

       - формационный  подход  не  позволяет  в должной мере учесть

конкретно-историческую, культурно-национальную и  специально-юриди-

ческую специфику права.

    В рамках данного подхода типология права производится на основе

конкретно-географических, национально-исторических,    религиозных,

специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названны-

ми критериями выделяют такие типы права;

    1) национальные правовые  системы  (это  конкретно-историческая

совокупность права, юридической практики и господствующией правовой

идеологии отдельного государства);

    2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная

на основе общности источников, структуры права и исторического пути

его формирования).  Различают слудующие правовые семьи; общего пра-

ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

    ДОСТОИНСТВО данной  типологии заключается в том,  что выделенны

национально-исторические, конкретнор-географические   и   техничес-

ко-юридические признаки,  которые  весьма определенно характеризуют

право.

    СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают

роль социально-экономических факторов в природе права.

    МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология  государства и права базируется

на категории о б щ е с т в е н н о-э к о н о м и ч е с к о й   ф о

р м а ц и и.  Понятие общественно-экономической формации составляет

фундамент марксистского понятия истории.  ФОРМАЦИЯ - это историчес-

кий тип общества,  основанный на определенном способе производства.

Уровень развития призводственных сил определяет  материально-техни-

ческую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся

на однотипной форме собственности на средства производства, состав-

ляют экономический  базис общества,  которому соответствуют опреде-

ленные политические,  государственно-правовые и другие надстроечные

явления.

    Переход от одной общественно-экономической  формации  к  другой

происходит в  результате смены отживших форм проихводственных отно-

шений и замены их новым экономическим строем.  Качественные измене-

ния экономического базиса закономерно влекут за собой коренные пре-

образавания в надстройке.  Вывод о том,  что решающей силой истори-

ческого процесса являются материальные производственные отношения

(экономический базис),дал "твердое основание для представления раз-

вития общественных формаций естественно-историческим путем ".  Этот

принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии  государс-

тва и права.

    Понятие исторического типа связывается с установлением  законо-

мерной зависимости классовой сущности государства и права от эконо-

мических отношений,  которые господствуют в классовом  обществе  на

определенном этапе его развития.  Исторический тип государства,сог-

ласно марксистско-ленинской  теории,  выражает  единство  классовой

сущности всех  государств,  обладающх  общей экономической основой,

обусловленной господством данного типа  собственности  на  средства

производства. Единство  экономического строя различных стран прояв-

ляется в господствующем типе собственности на  средства  производс-

тва, а  следовательно,  в  экономическом  господстве  определенного

класса, в общности основных черт классовой структуры общества, ока-

зывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и

права.

    Господство производственных  отношений  одного типа в ризличных

странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической

формации, обуславливает  общность  классовой сущности государства в

этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой

экономический базис это государство защищает, интересам какого гос-

подствующего класса оно служит.  При таком подходе государство при-

обретает сугубо классовую определенность,  выступая в качестве дик-

татуры экономически господствующего класса.

    ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ,  лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государс-

тва; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний истори-

ческий тип- социалистическое государство,  которое,теоретически,  в

ближайшей исторической  перспективе  должно было бы перерасти в об-

щественное коммунистическое самоуправление.

    Перечислим основные характеристики различных типов государства,

выделяемых на основании данной концепции.

    Рабовладельческий тип государства - первая государвенно-классо-

вая организация общества. По своей сущности рабовладельческое госу-

дарство -  это  организация  политической власти господствующующего

класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важ-

нейшая функция этих государств-защита собственности рабовладельцев-

на средства, в том числе на рабов.

    Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческо-

го строя и возникновения феодальной общественно-экономической  фор-

мации.



























     Демократические режимы складываются в правовых государствах.  Они

характеризуются такими  методами  осуществления государстенной власти.

которые реально обеспечивают свободное развитие личности,  фактическую

защищенность ее законных прав и интересов.  Конкретно режим демократи-

ческого государства выражается в следующем;

     Во-первых,такой режим предоставляет свободу личности в сфере эко-

номической деятельности.  которая составляет основу материального бла-

гополучия общества.

     Во-вторых, реальная гарантированностьличных прав и свобод гражда-

нина, его возможность выражать собственное мнение о политике государс-

тва, активно участвовать в  различных  культурных,  научных,профессио-

нальных и  других общественных организациях придают высокую нравствен-

ность демократическому государству.

     В-третьих, демократический  режим  создает  эффективные механизмы

прямого воздействия населения страны на характер государственной влас-

ти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью

государственных органов).

     В-четвертых, в  демократическом  государстве личность защищена от

произвола беззакония,  так как ее права находятся под постоянной охра-

ной органов правосудия.

     В-пятых,демократический режим является следствием реального  раз-

деления властей как в унитарных, так и в федеративных государствах.

     В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает  ин-

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.