факторы.
Особенности исторических периодов (этапов,эпох) в развитии го-
сударственно-организованного общества у различных народов в различ-
ное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные
общие черты, характерные для всех государств данного периода. Пер-
вые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического
опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем
и Полибием.
А р и с т о т е л ь считал, что основными критериями разграни-
чения государств являются; 1) количество властвующих в государстве;
2)осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал
правление одного, правление немногих, правление большинства. По
второму признаку все государства делились на правильные (в них дос-
тигается общее благо) и непраильные (в них преследуются частные це-
ли). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель
главное различие государств видел в том, какое место занимает в них
человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные ин-
тересыкаждого.
П о л и б и й говорил, что развитие государства, смена его ти-
пов (разновидностей)-естественный процесс,определяемый природой.
Государство развивается по бесконеному кругу,который включает фазы
зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы
переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Развитие госу-
дарства, его обновление и изменение- это замкнутый круг, считает
Полибей. История подтверждает, что цикличность в развитии государс-
твенно-организованного общества- закономерный процесс. Многие госу-
дарства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцвета
и упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной го-
сударственности, другие же выпали из замкнутого круга развития и
стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и дру-
гие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, что
за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения
в соотношении государственной власти и человека.
Прогрессивные мыслители прошлого искали те пути общественного
развития, при которых государство выступало бы главным инструментом
установления социальной справедливости. Из этого принципиального
положения исходила передовая политико-правовая мысль, конструируя
типологию государств. Однако единства взглядов на эту проблему не
было. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно
сложного и неоднозначного общественного явления стало обьетивной
основой концептуального плюрализма типологии государства.
ТИПЫ ПРАВА: различные подходы.
Типология права-это его специфическая классификация, производи-
мая в основном с позиции следующих подходов.
В рамках первого (формационного) главным критерием выступают
социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма-
ция). Именно базис (тип производсвенных отношений) является, по
мнению представителей данного подхода, решающим фактором обществен-
ного развития, который детерминируети соответствующий тип надстро-
ечных элементов; государство и право. В зависимости от типов эконо-
мического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный
и социалистический типы права.
ДОСТОИСТВО;
-продуктивна сама идея право на основе социально-экономичес-
ких факторов, которые действительно весьма существенно влияют на
общество.
СЛАБАЯ СТОРОНА;
- формационный подход не позволяет в должной мере учесть
конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юриди-
ческую специфику права.
В рамках данного подхода типология права производится на основе
конкретно-географических, национально-исторических, религиозных,
специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названны-
ми критериями выделяют такие типы права;
1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая
совокупность права, юридической практики и господствующией правовой
идеологии отдельного государства);
2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная
на основе общности источников, структуры права и исторического пути
его формирования). Различают слудующие правовые семьи; общего пра-
ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.
ДОСТОИНСТВО данной типологии заключается в том, что выделенны
национально-исторические, конкретнор-географические и техничес-
ко-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют
право.
СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают
роль социально-экономических факторов в природе права.
МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология государства и права базируется
на категории о б щ е с т в е н н о-э к о н о м и ч е с к о й ф о
р м а ц и и. Понятие общественно-экономической формации составляет
фундамент марксистского понятия истории. ФОРМАЦИЯ - это историчес-
кий тип общества, основанный на определенном способе производства.
Уровень развития призводственных сил определяет материально-техни-
ческую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся
на однотипной форме собственности на средства производства, состав-
ляют экономический базис общества, которому соответствуют опреде-
ленные политические, государственно-правовые и другие надстроечные
явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой
происходит в результате смены отживших форм проихводственных отно-
шений и замены их новым экономическим строем. Качественные измене-
ния экономического базиса закономерно влекут за собой коренные пре-
образавания в надстройке. Вывод о том, что решающей силой истори-
ческого процесса являются материальные производственные отношения
(экономический базис),дал "твердое основание для представления раз-
вития общественных формаций естественно-историческим путем ". Этот
принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государс-
тва и права.
Понятие исторического типа связывается с установлением законо-
мерной зависимости классовой сущности государства и права от эконо-
мических отношений, которые господствуют в классовом обществе на
определенном этапе его развития. Исторический тип государства,сог-
ласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой
сущности всех государств, обладающх общей экономической основой,
обусловленной господством данного типа собственности на средства
производства. Единство экономического строя различных стран прояв-
ляется в господствующем типе собственности на средства производс-
тва, а следовательно, в экономическом господстве определенного
класса, в общности основных черт классовой структуры общества, ока-
зывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и
права.
Господство производственных отношений одного типа в ризличных
странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической
формации, обуславливает общность классовой сущности государства в
этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой
экономический базис это государство защищает, интересам какого гос-
подствующего класса оно служит. При таком подходе государство при-
обретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве дик-
татуры экономически господствующего класса.
ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской типологии
государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государс-
тва; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний истори-
ческий тип- социалистическое государство, которое,теоретически, в
ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в об-
щественное коммунистическое самоуправление.
Перечислим основные характеристики различных типов государства,
выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства - первая государвенно-классо-
вая организация общества. По своей сущности рабовладельческое госу-
дарство - это организация политической власти господствующующего
класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важ-
нейшая функция этих государств-защита собственности рабовладельцев-
на средства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческо-
го строя и возникновения феодальной общественно-экономической фор-
мации.
Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они
характеризуются такими методами осуществления государстенной власти.
которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую
защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократи-
ческого государства выражается в следующем;
Во-первых,такой режим предоставляет свободу личности в сфере эко-
номической деятельности. которая составляет основу материального бла-
гополучия общества.
Во-вторых, реальная гарантированностьличных прав и свобод гражда-
нина, его возможность выражать собственное мнение о политике государс-
тва, активно участвовать в различных культурных, научных,профессио-
нальных и других общественных организациях придают высокую нравствен-
ность демократическому государству.
В-третьих, демократический режим создает эффективные механизмы
прямого воздействия населения страны на характер государственной влас-
ти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью
государственных органов).
В-четвертых, в демократическом государстве личность защищена от
произвола беззакония, так как ее права находятся под постоянной охра-
ной органов правосудия.
В-пятых,демократический режим является следствием реального раз-
деления властей как в унитарных, так и в федеративных государствах.
В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает ин-
Страницы: 1, 2, 3