Рефераты. Теория государства иправа. Проблемно-тематический курс






В юридической литературе выделяют формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Правовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения, а ее высокий уровень немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам, в первую очередь юристам-профессионалам, и зависит от правосознания данной группы, в том числе от правовых ценностей,
принятых в данном обществе, правовых ориентации данной группы.

Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства, а также от прочности правопорядка, существующего в стране.

Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя в этих целях правовое просвещение и правовое воспитание.


Тема № 5. проблема изложения правовых норм в нормативных актах.


Какие существуют способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта

Юридической наукой выделяются три способа: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе статья акта содержит одну норму права, причем все три ее элемента.

Отсылочный способ состоит в том, что статья содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того
же акта, где содержатся недостающие элементы. Например, ст. 518 ГК РФ, посвященная последствиям поставки товаров ненадлежащего качества, дает
ссылку на ст. 475 того же Кодекса, в которой перечисляются различные последствия передачи товара ненадлежащего качества.

При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а правила, которые нарушены, в статье не изложены — они содержатся в другом акте. Бланкетный способ отличается от отсылочного тем, что при отсылочном указывается конкретная статья того же акта, к которой следует обращаться. А при бланкетном способе отсылка не дается, а недостающие элементы нормы права восполняются из другого акта.

В зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права в статьях акта.

При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия. Например, ст. 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии. Казуистический способ моделируемые действия излагает путем перечисления их индивидуальных признаков. Например, ст. 14 СК РФ перечисляет препятствия к заключению брака: наличие другого нерасторгнутого брака, родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, недееспособность одного из лиц и др.


Тема № 6. Классификация правовых норм.


Какие существуют виды норм права

Нормы права разнообразны как по своему характеру, так и по содержанию, поэтому при их классификации используются разнообразные критерии. Например, в зависимости от роли норм права в механизме правового регулирования различают две их группы: нормы — правила поведения и исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые установления,
Большинство норм права представляют собой правила поведения, но исходные нормы также играют важную роль, так как они определяют цели, задачи, принципы и направления регулирования, закрепляют юридические понятия и категории. Этим нормам присуща высокая степень абстрактности, они устанавливают основы для правового регулирования и затем конкретизируются в нормах — правилах поведения. Исходные установления включают в себя нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др. Такого рода норм больше всего в Конституции РФ, в частности в гл. 1 «Основы конституционного строя».

В зависимости от предмета правового регулирования нормы подразделяются по отраслям: уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые, административные и др. Отраслевые нормы, в свою очередь,
делятся на нормы материальные и процессуальные. Материальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого,
непосредственного их регулирования. Они закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения, защиты, правовой статус российских граждан, виды юридической ответственности за правонарушения и проч. Процессуальные нормы закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права. Процессуальные нормы принято делить на два вида: 1) обслуживающие отрасль в целом, например нормы уголовного, гражданского или административного процесса; 2) обслуживающие конкретный правовой институт, например избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров и т. п.

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки. Они строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, поскольку предписывается только один вариант действий. Императивными являются нормы уголовного,
административного или налогового права, а также исходные (учредительные) предписания.

Диспозитивные нормы, устанавливая тот или
иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах. Этот вид норм характерен для гражданского, семейного, трудового и предпринимательского права.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Назначение этих
норм — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. При этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата, он свободен, выбирать или не выбирать предписываемое поведение, но обещание государственного поощрения есть серьезный стимул для достижения указанного в норме права результата.

Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкретного правомерного поведения, превосходящего обычные требования и пользующегося особым одобрением со стороны государства. Как правило, это нормы, устанавливающие государственные награды, льготы, почетные звания и др.

Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощрительным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств.

Рекомендательная норма не обязывает своего адресата совершать предусмотренные в ней конкретные действия или не совершать их. Ему предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант. Следование этому варианту поддерживается мерами позитивного характера, а в случае игнорирования рекомендации могут наступить и негативные последствия. Важно также отметить, что государство может рекомендовать только то, что входит в компетенцию данного предприятия, организации, частной фирмы, общественного объединения.

По средствам, используемым для регулирования общественных отношений, нормы права принято подразделять на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Обязывающие нормы предписывают
субъектам совершить определенные действия. Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия. Запрещающие нормы устанавливают запреты на совершение определенных действий под угрозой наказания.

По выполняемым функциям нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Это
большинство правовых норм. Охранительные нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей.

По времени действия нормы права принято классифицировать на постоянные и временные. К последним можно отнести установления раздела второго Конституции РФ «Заключительные и переходные положения». Но чаще всего нормы права принимаются без указания срока их действия, т. е. они действуют до отмены другим актом.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они делятся на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех, кто находится на территории данного государства, специальные — на конкретный круг субъектов: учащихся, военнослужащих, пенсионеров и др.

По субъекту правотворчества различают нормы законов и нормы подзаконных актов (указов президента, актов правительства).

Выделяют также локальные нормы, которые принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и т. д. и действуют только в пределах данной организации, например, правила внутреннего трудового распорядка, положения о проведении конкурсов и др.

Выделяют также так называемые специализированные нормы, например компенсационные. Их целевая направленность — возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера.

Другая разновидность специализированных норм — коллизионные. Они предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

Возможны и другие классификации норм права, например, в зависимости от характера структурных элементов нормы права — гипотезы, диспозиции,
санкции. Соответственно выделяют абсолютно-определенные, относительно-определенные, бланкетные, альтернативные, отсылочные нормы права.


Тема № 7. Проблема выделения отраслей и институтов права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.