Рефераты. Сущность государства






          Осуществление функций государства, таким образом, происходит в трёх правовых нормах. Естественно, от содержания функции зависят особенности организационных и

правовых форм осуществления.



1 - Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. Гл..8

2 - Подробнее см.: Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М. 1968. с. 16-18.

3 - См.: Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства М., 1979. с. 184.

          Правовая форма осуществления экономической функции государства в переходный от тоталитаризма период  имеет свои особенности.

          На первом этапе государство объективно может лишь готовить почву, создавать предпосылки и условия, благоприятные для функционирования рыночной экономики. Поэтому основные задачи экономической функции сводятся к преодолению тоталитарного наследия в экономике, постепенному укреплению частного сектора, стимулированию многоукладности в экономике, реформированию сельского хозяйства, к привлечению иностранного частного капитала.

          Осуществление перечисленных задач вызывает принципиальные изменения в социально-экономической структуре общества. Экономическая функция становится выражением сложного взаимного воздействия экономической структуры общества и  характера государственной власти.

          Обобщение практики социально-экономических преобразований в странах бывшего социалистического содружества позволяет говорить о некоторых закономерностях, свойственных  экономической функции. К их числу относятся широкая приватизация, развитие частного сектора в экономике, расширение сферы её косвенного регулирования со стороны государства за счёт сокращения сферы непосредственного хозяйственного руководства.

          Нет сомнения, что решение экономических задач государства касается правовой сферы в целом. Правовая форма проявления экономической функции, по существу, универсальна, так как все разновидности экономической деятельности государства так или иначе затрагивают все отрасли права. Поскольку нормы права, регулирующие вопросы экономического развития, охватывают широкий круг отраслей права (конституционного, административного, гражданского, земельного, трудового, уголовного), можно констатировать, что характер экономической функции государства определяет магистральное направление развития национальной правовой системы. Принципиальные особенности посттоталитарного законодательства состоят в том, что оно регулирует и закрепляет новые принципы экономической политики.

          По мере углубления экономической реформы и формирования основ социального государства будет качественно меняться главная цель государственного воздействия на экономику. Прежней целью было создание материальной базы монопольного господства партгосноменклатуры. Отсюда экстенсивное развитие производства на базе дешёвой рабочей силы, особое внимание развитию отраслей военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим решение социальных задач.

          Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.

          Существенные изменения претерпевает объект экономического воздействия государства. Если прежде им были производственные отношения, существовавшие при монопольной государственной собственности, то теперь это будут производственные отношения за рамками этого сектора, а также экономические отношения обмена, прежде подменявшиеся детальным административным распределением, и, наконец, рыночные отношения в масштабе народного хозяйства в целом.

          Все эти объекты имеют свою специфику, которой и будет определяться характер возможного воздействия на них со стороны государства, т.е. содержание экономической функции.

          Далее можно выделить специфическую функцию государства переходного

периода - конституирование демократической власти. Это будет функция направленная не «вовне» (на общество), а на само государство как на систему органов.

          Обратимся ещё к одной стороне деятельности государства.

          Ранее в идеологическую функцию тоталитарной системы, в частности «культурно-воспитательную», было принято включать «руководство пропагандой и агитацией, образованием и наукой, детским воспитанием, печатью, радио, телевидением, литературой и искусством, физической культурой, спортом и т.д.»1.

          Идеологическая функция государства содействовала внедрению в сознание членов общества определённой системы политических, правовых, нравственных, этических, антирелигиозных, философских взглядов с расчётом на то, что идеологическими взглядами людей определяется их отношение к действительности, прежде всего к существующему общественному и государственному порядку, правопорядку и т.д.

          Место идеологической функции должна занять политика государственного содействия развитию науки, культуры, образования. И не больше.

          Правоохранительные функции в демократическом государстве сохраняются, но изменяются их формы и содержание. Им необходимо придать чёткую направленность на установление гарантий свободного становления гражданского общества, на защиту прав и свободных интересов граждан. Должны произойти изменения в структуре и содержании законодательства, ранее ориентированного на охрану прежде всего интересов власти. Теперь приоритет надо отдать личности. Другими словами сущность правоохранительной функции должна наполняться собственно правовым и демократическим содержанием.


          Итак, описание модели идеального государства можно считать оконченным. Стоит подвести краткие итоги всего вышесказанного и выделить всё само важное из понятия политической власти, признаков и функций государства.

Политическая власть - особый тип власти, главной отличительной чертой которого

является то, что решения принимаемые субъектом власти становятся обязательным для всех членов общества. В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. В основе же политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Только государство при осуществлении политической власти имеет право на осуществление легитимного (узаконенного) насилия. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных



1 - Общая теория государства и права Л., 1968. Т.1.

слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Существует три «чистых» типа легитимации политической власти - традиционная, харизматическая и рациональная легитимация.

С точки зрения международного права главными признаками государства

являются три элемента: государственная территория, государственный народ и государственная власть. Верховенство государственной власти состоит в универсальности, прерогативе, наличии у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает, непосредственном осуществлении властных велений по таким каналам, которые другим общественным властям обычно недоступны.

          Государство - целерациональная организация, деятельный продукт практического разума. Государственное единство имеет много  измерений: а) современное государство являются мирным единством; б) государство характеризуется единством решений; в) современное государство является единством деятельности и действия; г) единство решений и действий современного государства является условием его правового единства; д) государство, желающее осуществить свою программу действия в случае конфликтов, вопреки сопротивлению общественных групп обеспечить внутренний мир и сыграть свою партию в «международном концерте», с необходимостью является также

единством власти. Основой служит монополия на легитимное физическое насилие; е) государство является союзом солидарности, члены которого отвечают друг за друга и за целостность.

Структура государственной деятельности определяется системой тех общественных

отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Функция государства - это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.

          В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция). По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере. Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные.

          Существуют также идеологические, правоохранительные, информационные и многие другие функции государства.






Список использованной литературы:

 

1.     Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения.

2.     Политические проблемы теории государства

3.     Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права

4.     Халивов В. Введение в науку о власти

5.     Чиркин В.Е. Основы государственной власти

6.     Шевцов В.С. Государственный суверенитет

7.     Ранние формы политической организации

8.     Изензее И. Государство // Вестник МГУ, серия 12 //

9.     Чиркин В.Е. Легализация и легитимация // Государство и право, 1995, №8 //

10.  Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть // Советское государство и право, 1988, №1//

11.  Макаров О.В. Соотношение права и государства // Ãîñóäàðñòвî è ïðàâî, 1995, №5//

12.  Мушинский В.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов //Советское государство и право, 1988, №2// 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.