Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность». Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее. Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей — столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства. Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права). Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.
Билет № 17 1) Соотношение ТГП с отраслевыми юридическими дисциплинами. ТГП входит в систему юр. наук, объединенных общим понятием юриспруденция. Существует именно система, множество юр. наук. Это объясняется тем, что ГиП – явления – сложные и многогранные, имеющие непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно, следовательно неизбежна специализация научных знаний о различных областях гос. и прав. жизни общества. На этой основе происходит классификация юр. наук по определенным отраслям знания о Г и П. Систему юр. наук можно подразделить на 3 основные группы:1. теоретико-исторические – ТГП, ИППУ (история политических и правовых учений), ИГП (история государства и права). 2. отраслевые – КП, АдмП, ФП, ГП, ТП и др. 3. специальные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, психология и др. Что же касается ТГП и отраслевых юр. наук, то для того, чтобы раскрыть сущность данного вопроса, необходимо ответить, в чем их единство, различие и взаимодействие. ТГП изучает основные общие закономерности гос-пр. явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественно жизни они имеют место. Отраслевые же юр. науки исследуют только части мех-зма гос-ва, его определенные органы (исполнительные, представительные, судебные), отдельные группы правовых норм, концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного виды общественных отношений. ТГП не подменяет и не растворяется в теории отраслевых юр-х наук. Каждая отраслевая юр-я наука исследует закономерности и особенности собственного предмета и отражает лишь отдельную, хотя и существенную сторону всеобщей связи гос.-пр. явлений между собой, фиксирует только некоторые моменты, части и черты этих связей. И если бы мы пользовались только понятиями, выработанными теми или иными отраслевыми юр-ми науками, то лишили бы себя возможности обнаружить закономерности развития г.ип. в целом, определить их место и роль общ-й жизни. Так даже доскональное знание ГР. или земельного права не может дать полного представления о значении права в жизни об-ва, его роли в межличностных отношениях. В этой связи Марченко отмечает, что задача ТГП в том и состоит, чтобы вскрыть внутреннюю связь и тенденции закономерного развития гос-пр явлений в целом, объяснить и показать их роль в управлении жизнедеятельностью об-ва. По отношению к отраслевым юр-м наукам ТГП выступает как общеправовая наука, наука обобщающая, базовая, имеющая руководящее, направляющее, методологическое значение при разработке спец-х проблем, сост-х предмет отраслевых юр-х наук. Выводы и общетеоретические положения ТГП ЯВ. основой для решения специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юр-е науки исходят из методолгических положений ТГП. ТГП яв-ся одновременно и обслуживающей наукой, т.к. она формулирует исходные понятия о г. и п. и тем самым обеспечивает отраслевые юр. науки необходимой теоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого понятийного аппарата. Общие понятия гос-ва, права, нормы права, правоотношения, юр. ответственности лежат в основе КП, АП, ГП, СП и др отраслевых наук. При этом, как считает Марченко, общее ТГП опирантся также на достижения отраслевых юо. наук, обобщает, синтезирует и систематизирует их выводы. Отраслевые юр. науки питают ТГП фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юр. наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития ТГП в целом. Необходимость выделения из системы юр. наук ТГП, как самостоятельной научной отрасли знания обусловлена тем, что в реальной жизни действуют объективные закономерности развития гос-пр. явлений, такие существенные их связи и отношения, которые явл. общими, присущими всем явлениям данного рода без познания которых невозможно более или менее глубоко изучить предмет отраслевых юр. наук, так, например, без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, нормы права и т.п. ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно разрабатывать вопросы своей спец. сферы знания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13