Рефераты. Русская архитектура XVII века






p>Привлекает внимание и разместившаяся среди зелени церковь Богоявления из села Семеновского Пушкинского района. Она относится к широко распространенному в русском деревянном зодчестве типу «клетских» церквей.
Церковь состоит из трех разновидностей срубов: квадратного храма, увенчанного небольшой изящной главкой, пятигранной апсиды и прямоугольной трапезной. Она окружена галереей с крыльцом.

Церковь была построена триста лет назад народными мастерами. Реставраторы заменили ее обветшавшие конструкции, сменили кровлю, выложили новеньким лемехом главку и полностью восстановили архитектурно-художественный образ постройки второй половины XVII века.

Архитектура Пскова.

В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный,
Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским.
Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В
Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.

Архитектура Мурома.

На протяжении всего XVII века город Муром сильно менялся. К концу этого столетия он приобрел новый облик. Возникли богатые и причудливые ансамбли двух рядом находящихся монастырей - мужского Благовещенского и девичьего Троицкого. Строительство в этих обителях связано с именем известного в городе купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича
Цветнова, человека незаурядного. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня.

[pic]

Троицкий и Благовещенский монастыри. Современное фото

[pic]

Благовещенский собор. XVII в. Современное фото

Новый облик приобрел Благовещенский собор, который считается одним из лучших памятников Московской Руси XVII века. Это пятиглавый храм на высоком подклете, который производит впечатление двухэтажного здания за счет двух рядов окон. Своеобразно и сочно выполнено декоративное убранство. С запада к храму пристроены крытая паперть и шатровая колокольня. С южной стороны собор украшает торжественное крыльцо с тремя шатрами.

Неподалеку от Благовещенского были воздвигнуты сказочно красивые постройки Троицкого монастыря, основанного в 1643 году Т. Б. Цветновым.
Печать веры, вкуса, понимания устроителя обители лежит на облике строений
Троицкого монастыря. В одном из документов XVIII века говорится, что «оной строитель Цветнов усмотрел, что от состоящих весьма близко от монастыря… приходской св. Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов… имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты монастыря и церквей
Божих тем отняло». Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место.

[pic]

Троицкий монастырь. XVII в. Фото середины XX в.

В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за одиннадцать месяцев (1642 - 1643). Это пятиглавый небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций. Его стены обильно украшены декоративными элементами, главы были первоначально покрыты зеленой поливной черепицей. С южной стороны к храму пристроена крытая галерея. Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех восьмигранных столбах. Обилие декоративных деталей, включая поливные изразцы, придают собору Троицкого монастыря неповторимую нарядность.

В 1648 - 1652 годы на одном фундаменте были построены шатровые
Казанская надвратная церковь и колокольня. Эти постройки монастырского ансамбля фасадами выходили на торговую площадь и стали главным ее украшением. Декоративное оформление стен этих зданий еще прихотливее убранства Троицкого собора. Казанская церковь также украшена изразцами.
Колокольня совершенно лишена тяжеловесности благодаря прорезным граням шатра и деталям убора, подобного кружеву.

Великолепные сооружения купца гостиной сотни Цветнова в Благовещенском и Троицком монастырях служили образцами для местных муромских или муромо- рязанских мастеров. Во второй период каменного строительства XVII века, в
1650 - 1670 годы, они построили в городе ряд храмов по заказу местных купцов и посадских людей.

[pic]

Воскресенский монастырь. XVII в. Фото начала XX в.

В середине XVII века меняется облик девичьего Воскресенского монастыря. Вместо деревянных здесь были возведены каменные храмы на средства семьи муромских купцов Черкасовых. На монастырской территории сохранился монументальный пятиглавый Воскресенский собор 1658 года. К нему пристроены трапезная и открытая галерея с шатровыми крыльцами. Рядом расположена одноглавая надвратная Введенская церковь с колокольней 1659 года. Этот храм не совсем обычен для каменного зодчества XVII века. Его основное здание, имеющее в плане форму квадрата, перекрыто на восемь скатов. Длинная и низкая трапезная соединена с колокольней. В целом
Введенский храм напоминает деревянную клетскую церковь, вместо которой он и был возведен.

[pic]

Георгиевская церковь. XVII в. Фото П. И. Целебровского. 1912

Рядом с Воскресенским монастырем на самом северном городском холме вместо деревянной была заложена в 1651 году каменная Георгиевская церковь, уничтоженная в 1930-е годы. Ее строителем был муромский посадский человек
«Сидор Матвеев, сын Лопатин». В муромском музее сохранилась Благословенная грамота архиепископа Рязанского и Муромского, данная Лопатину на строительство храма после челобитной строителя: «Бил ты нам челом, а в челобитной твоей писано в Муроме де городе на посаде за ручьем в Кожевниках церковь Великого Христова мученика Георгия... древяна клетцка... в литовский приход сгорела, а от обещания дяди своего... велено для итое церкви готовить запасы каменные и кирпич и известь и в тех запасах воздвигнуть церковь».

В 1670-е годы на средства купца Веневитинова рядом с разрушенной церковью XVI века Николы Можайского была воздвигнута каменная пятиглавая церковь Казанской Богоматери с приделом Николы. По своей архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме.
Несохранившееся здание находилось на площади по улице Никольской
(Первомайской), где ныне установлен памятник Р. А. Белякову.

[pic]

Казанская (Николо-Можайская) церковь. XVII в. Фото начала XX в.

[pic]

Николо-Зарядская церковь. XVII в. Фото начала XX в.

В это же время и на той же улице другой муромский купец Иван
Леонтьевич Смолин построил каменный храм Николы вместо обветшавшей деревянной церкви. Этот храм получил название Зарядского, т. к. располагался за торговыми рядами на базарной площади. В 1930-е годы он был снесен. В муромском музее хранится закладная каменная плита из него с резной надписью: «Лета 7183 (1675) мая 30 начата сия церковь созидатися во имя чудотворца при благочестивой державе Государя Царя и Великого Князя
Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца в 31-е лето благочестивой державе царствия Его. А совершена же сия церковь при благочестивой державе Государя Царя и Великого Князя Федора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца в 3-е лето государства державе царствию его лета 7185 (1677)».

Несохранившийся храм Николы Зарядского был одним из лучших памятников зодчества второй половины XVII века в Муроме. Он, в отличие от других церквей города - пятиглавых и трехапбсидных, был одноглавым, с одноабсидным алтарем. По стенам в два яруса шли окна, обрамленные изящными колонками с типичными для Мурома завершениями в виде теремков. К церкви была пристроена колокольня с восьмигранным шатром, на южной стене которой в двух местах были резные горельефные изображения двуглавых орлов. Одно из них сохранилось в муромском музее. Кресты Никольской церкви были увенчаны царскими коронами.

Каменное церковное строительство в Муроме в XVII столетии было завершено постройкой новой Покровской церкви в Спасском мужском монастыре.
Она необычна тем, что служила не только храмом, но и одним из хозяйственных корпусов. Об этом сделана запись во вкладной книге Спасского монастыря XVII века: «В нынешнем же 199 (1691) году августа... дана вкладная стольнику
Василию Ивановичу Черткову, что в прошлом годе ж в Муроме в Спасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный
Варсонофий митрополит Сарский и Подонский церковь божию каменную в имя
Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою и сподкелернею и с папертью сход каменный под этою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня».

Это одноглавая двухэтажная теплая церковь с трапезной на втором этаже.
Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом Спасского собора.

Здесь же, в монастыре, сохранилось и единственное в Муроме жилое здание XVII века - настоятельский корпус (1687), расположенный с западной стороны собора. Прямоугольное в плане двухэтажное здание выполнено в очень скромных архитектурных формах. Оно украшено простыми наличниками из профилированного кирпича. Это единственное здание в Муроме, которое дает возможность представить, какой была гражданская архитектура города XVII века.

[pic]

Спасский монастырь. Слева - Покровская церковь. XVII в.

Фото 1890-х гг.

[pic]

Настоятельский корпус Спасского монастыря. 1687.

Борисоглебский монастырь. В XVII веке вблизи Мурома в древнем
Борисоглебском монастыре на месте обветшавших деревянных храмов возник замечательный ансамбль каменных строений. Из трех великолепных сооружений - церквей Рождества (1648), Вознесенской с приделом Бориса и Глеба (около
1681) и Никольской (1699) - в настоящее время сохранилась лишь церковь
Рождества, бывшая центром архитектурной композиции монастыря.
Рождественская церковь пятиглавая. Небольшие глухие главы поставлены на полную четырехскатную кровлю. В отличие от многих муромских церквей того времени, этот храм - двухэтажный, с двухэтажной трапезной. С северо- западной стороны к ней примыкает колокольня в три яруса с восьмигранным шатром, который завершается небольшой главкой. Сложно и оригинально выполнена декоративная обработка оконных проемов в виде разнообразных кокошников.

[pic]

Церковь Рождества Христова в селе Борисоглеб. XVII в.

Современное фото

В северной части монастыря располагалась пятиглавая кубической формы
Вознесенская церковь, очень близкая по своим архитектурным формам к
Благовещенскому, Троицкому и Воскресенскому соборам в Муроме. Ее стены были декорированы двумя ярусами проемов и ниш, обрамленных богатыми наличниками.
Окна располагались несимметрично, что придавало своеобразие зданию.

В южной части монастыря стояла одноглавая Никольская церковь, построенная в самом конце XVII столетия. В ее архитектуре отразился переходный момент от старых традиций к стилю сооружений Петровского времени, а резные разнообразные детали не имели аналогий в муромской архитектуре.

Памятники архитектуры Мурома - страницы его многовековой истории. Их значение для русской культуры неповторимо. Они вошли в сокровищницу нашего древнего искусства и занимают место в ряду с прославленными памятниками зодчества Москвы, Ярославля, Углича, Ростова, Костромы, Рязани и других древнерусских городов XVI - XVII веков.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.