Рефераты. Россия на пути экономических реформ






p> Сочетания этих направлений экономической политики разнообразны, зависят от национальных традиций, времени и конъюнктуры.

Масштабы государственного присутствия в экономике определяются такими агрегированными показателями, как объем государственного потребления
(расходы на покупку товаров и услуг, на зарплату госслужащих), вес расходов государства в ВВП.

Для российской экономики было всегда традиционным большая степень государ- ственного присутствия в экономике, ей также присущ меркантилизм.
Государственные монополии появились в России еще при Иване IV. Они принимали форму откупов и служили для пополнения казны. В торговле с соседями были установлены государственные монополии на продажу пеньки, поташа, смол, икры; наложены запреты на вывоз соли и воска. Издавна существовал и сохранялся довольно долго запрет на вывоз серебра и золота, а также полноценных монет. В XVII в. действовал указ об обязательной сдаче казне (продаже по принудительному курсу) золота и инвалюты, привозимых из- за границы (Новоторговый устав 1667 г.[20]). При Петре I любой вид торговли с иностранцами, в том числе внутри своей страны, должен был осуществляться при посредстве золота или ефимок[21] и при обязательной их сдаче в казну, а ввозные пошлины устанавливались в пределах от 25 до 75% к цене товара, выраженной в рублях.

С екатерининских времен (XVIII в.) система откупов становится на территории России всеобъемлющей. Она предполагает покупку у государства богатыми купцами и заводчиками (откупщиками) лицензий на монополии в железнодорожном хозяйстве, почтовом ведомстве, выражающиеся в произвольном установлении тарифов.

Предметом российского государственного внимания с давних пор являлась
«тарифная политика». Большинство экономистов – меркантилистов, физиократов, реформаторов – склонялись к протекционизму, к введению и повышению импортных пошлин.

Сперанский, будучи министром при Александре I, установил дифференцированный таможенный тариф (1810 г.). Мордвинов опубликовал в 1815 г. книгу, где предлагал по возможности «ослабить импорт», особенно предметов роскоши.

Дискуссия о тарифах завершилась в конце прошлого века резким поворотом к протекционизму. Если в 70-е гг. XIX в. средняя ввозная пошлина составляла 10%, то в 90-е гг. она повысилась до 33%.

Вследствие абсолютизма страна практически не переживала более или менее длительного периода «laissez-faire» ни в экономике, ни в общественной жизни.

В конце XIX в. экономическое присутствие российское государства подверглось изменениям. Имели место реформы Витте. Но все же для нашей страны в то время был характерен этатизм[22]. В экономике присутствовал огромный государственный сектор, ядро которого составляли казенные заводы в основном в сфере тяжелой промышленности. Эти предприятия были: 1) вне стихии конкуренции, 2) выключены из сферы рыночной экономики. Это явилось, во-первых, следствием плана С.Ю. Витте по индустриализации страны (Его план предусматривал: a) индустриализацию России и ее населения, b) изменение социальной структуры страны и общества (ее менталитета и т.д.) для создания в государстве индустриального общества.) и, во-вторых, логическим завершением процессов, начавшихся во время мануфактурного хозяйства и петровского периода. Государству принадлежало: 2/3 железных дорог; множество земель и лесов; заводы и фабрики. Этот удельный вес давал ему право вмешиваться в экономику, с одной стороны. Но с другой, это позволяло государству вести железнодорожное строительство и стимулировать развитие отрасли черной металлургии; проводить протекционистскую политику; создавать благоприятную почву для проникновения иностранных инвестиций в экономику страны. Таким образом, на переломе XIX – XX вв. в России были заложены основы профессиональной экономической политики.

После Октября 17-го г. была установлена государственная монополия практически на все виды хозяйственной деятельности. Она сочеталась с централизованным планированием и директивными методами макроэкономического руководства, распределения ресурсов и установления цен. Власть над вещественными факторами производства соединялась с властью над людьми.
Государственная монополия превратилась в своего рода насос; «отжатые» средства тратились нерационально, и экономическая жизнь обескровливалась.

Рудименты хозяйственной монополии государства сохранились до сих пор
(например, так называемые естественные монополии), к ней порой добавляется монополистическая политика новых структур в энергетике и банковском деле, в нефтедобыче и в нефтепереработке, цветной металлургии и некоторых других отраслях.

3.3. Проблемы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему.

Научный взгляд на проблему международной интеграции. Мировые организации: МВФ, ВТО и ОСЭР. Европейское направление: ЕЭС. Итоги и размышления.

Национальную экономику можно рассматривать, как систему, обращенную
«вовнутрь», и как звено мирового хозяйства, т.е. как открытую систему.
Нахождение компромисса между этими двумя подходами издавна занимало умы ученых.

Чем глубже страна или регион интегрированы в мировую экономику, тем шире они могут использовать возможности международного разделения труда и свои сравнительные преимущества. К сожалению, доля российского экспорта в мировом снизилась до 1%.

В конкурентные показатели открытости национальной экономики входят внешнеторговая квота в ВНП, доля экспорта в производстве, доля импорта в потреблении, удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Интеграция в мировую экономическую систему – это сотрудничество с мировыми экономическими организациями, выход на мировой рынок и постепенное вхождение в эти организации в качестве полноправного члена и таким образом, выход национальной экономики на уровень развитых стран.

Каковы же мировые экономические организации и какие проблемы возникают у России на пути вступления в них ?

Для экономических отношений между странами, несомненно, важна внешняя торговля, для которой, в свою очередь, важно все то, что связано с валютой, т.е. курс и обмен. Поэтому первым в ряде мировых экономических сообществ стоит Международный валютный фонд ( МВФ ). Он был создан в 1946 г. и тогда его членами являлись 44 государства. Сейчас их количество возросло до 170.

Статья 8 устава МВФ предусматривает введение страной-участницей полной конвертируемости свой валюты. Россия движется в этом направлении.
Вслед за внутренней конвертируемостью вступили в силу разрешения на ввоз и вывоз рублей иностранной валюты в размере 35 млн. руб.; уполномоченные банки получили право на перевод рублей за границу и обратно; через корреспондентские счета они могут проводить операции с деньгами клиентов из других стран (в том числе из стран ближнего зарубежья).

Другой не менее важным мировым экономическим сообществом является всемирная торговая организация (ВТО). Она объединила в 1994 г. ГАТТ
(Генеральное соглашение по тарифам и торговле), ГАТС (Соглашение по торговле и услугам) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Сегодня ВТО насчитывает 125 стран-участниц.

Членство в ВТО позволяет обрести свободный выход на рынок государств- участников. Согласно оценкам, из-за его отсутствия Россия теряет около 1,5 млрд. долл. каждый год. Вступление в организацию облегчит, вероятно, также и доступ нашей технологии на внешние рынки.

Но вместе с тем страна, вступающая в Торговую организацию, должна обеспечить либерализацию импорта (сокращение тарифов и ограничений на ввоз), снятие скрытого субсидирования экспорта и т.д.

В отличие от ГАТТ ВТО не пользуется поддержкой ООН, свободна от предоставления кому-либо особых прав ( преимуществ ), но имеет право путем переговоров достичь взаимоприемлемого баланса интересов между ВТО и ее участником, между отдельными партнерами – членами ВТО. Эта организация готова помочь России приспособиться к мировой рыночной экономике.

С 1964 г. существует еще одна престижная экономическая организация, в которую России необходимо вступить – это Организация экономического сотрудничества и развития ( ОСЭР ). В 1996 г. она насчитывала 28 участников. Она объединяет индустриально развитые государства и занимается подготовкой международной статистики, исследованиями, выработкой рекомендаций по вопросам международной стратегии, проектов помощи экономически слаборазвитым странам. Наша страна подала заявку на вступление в ОСЭР, но по этому поводу могут возникнуть сложности, т.к. одним из условий приема является полная конвертируемость валюты.

Не менее важным для российской интеграции в мировую экономическую систему является европейское направление. Здесь приоритетной организацией является Европейский экономический союз ( ЕЭС[23] ). Он был образован
Германией, Италией, Францией и странами Бенилюкса[24] в 1958 г. для создания общего экономического рынка. Сейчас в нем состоят 15 стран ( 1996 г. ). Он также первопроходец в области интеграционных группировок, которые являются свидетельством высокой степени взаимозависимости и одновременно средством управления ею.

Сейчас Россию и Европу связывает не только традиционная хозяйственная взаимозависимость. Существует также ряд общеевропейских проблем, которые требуют совместных действий. Западная Европа получает российский газ по трансевропейскому газопроводу. В перспективе – создание единой энергосистемы. Необходимо к тому же строительство единой транспортной сети, позволяющей европейцам использовать экономически рациональные перевозки товаров и пассажиров на Восток. В силу географической, континентальной близости страны Евразии не могут решать в одиночку свои экономические проблемы.

Поэтому летом 1994 г. на острове Корфу было заключено рамочное соглашение о сотрудничестве между Россией и ЕС, его продолжением стало действующее сегодня Временное соглашение о торговле. Проблемой остается дисбаланс: ЕС ввозит в Россию товаров на 380 млн. долл., но принимает у себя российской продукции лишь на 140 млн. долл.

Полноправное членство в ЕС для нашей страны маловероятно. На это существует ряд вполне объективных причин, обусловленных нашими традициями, хозяйственной структурой, спецификой и величиной. Во-первых, структура этой организации очень хрупка, и члены «Европы 15-ти» боятся, что вступление новых членов нарушит с таким трудом достигнутый баланс интересов. И решение о приеме туда России было бы самоубийственным, потому что внедрение столь крупного тела разом разрушило бы его не очень прочную структуру. Во-вторых, наша страна органически не способна соблюдать «acquis communautaire», т.е. обязательства по членству в ЕС (а они там очень суровые ). В таком случае, нужно ли России членство в объединении, которое потребовало бы от нее принятия на себя заведомо невыполнимых обязательств? К тому же Союз весьма специфично относится к принятию политически нестабильных государств.
Демократия и стабильность были провозглашены как предварительные условия вхождения в группировку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.