Рефераты. Рим первых царей: власть и социальное управление






p> В соответствии с уровнем достатка люди, независимо от принадлежности к родам и куриям, призывались в армию. Самые богатые формировали тяжеловооруженную пехоту и кавалерию, менее состоятельные - легковооруженные отряды; бедные освобождались от несения военной службы, поскольку не имели средств для экипировки. Эти люди назывались
"пролетариями", так как все их достояние заключалось в потомстве (по латыни
– proles).

Войско делилось на центурии, т.е. на отряды из 100 человек. Но фактически в центурии богатых воинов было гораздо меньше ста, а в пролетарской центурии – намного больше. Это имело огромное значение для внутренней жизни Рима, так как центурия была не только воинской, но и голосующей единицей.

Оставив за собраниями по куриям решение лишь некоторых, связанных с религиозными установлениями, вопросов, Сервий Туллий
Перенес важнейшие дела в Собрания по центуриям. Таким образом, он ввел новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Поскольку центурий состоятельных разрядов было много больше, чем центурий, включавших людей победнее, голосование всегда оказывалось в пользу богатых, хотя и необязательно родовитых.

Создав новое войско вместо прежних родовых ополчений, Сервий укрепил свою власть и принизил родовую знать, которая этим ополчением командовала. А чтобы еще больше подавить ее царь провел земельные конфискации и наделил землей бедняков.

Сервий стал царем с согласия отцов – сенаторов, но его убивает молодой и сильный Луций Тарквиний, начав царствовать не избранный народом и неутвержденный сенатом. Он обрушил на головы патрициев страшные репрессии, сам творя суд, окружал себя телохранителями. Одних он уничтожал как явных недоброжелателей, других из подозрения в нелояльности, третьих польстившись на их богатство. В результате число сенаторов ополовинилось. Ни сенат, ни народное собрание не созывались. Все вершилось волей царя, который советовался только со своими близкими. Вокруг него сгруппировались содалы, то есть сподвижники, преимущественно из числа его родственников, объединенных клятвой верности.

Возмущенные бесчинствами царя римляне стали вооружаться и стекаться под знамена начальника царских телохранителей. Организаторами и главной силой в борьбе с тираном оказались патриции, отождествляющие себя
"народом" (populous) и поведшие за собой плебейское простонародье. Царю было объявлено об изгнании, были центуриатные комиции и проведены выборы должностных лиц.

Так в 509 г. до н.э. была установлена в Риме республика во главе которой оказались патриции.[4]

III. Общественный строй, социально-экономическая структура, взаимоотношения.

Итак, из приведенных выше исторических сведений следует, что в
Риме начала царского времени были разрозненные поселения, затем они начали объединяться между собой. Первыми объединились деревни Палантинского холма и возвышенности Велии. Затем в единую с ними общину слились поселки на холмах Эсквилине и Цэлии, потом – Виминала и Квиринала. Таким образом, начало царской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.

В начале царской эпохи народ Рима (populous) состоял из трех родовых триб, или племен.

Вторым элементом общества было 30 курий. Курия – это союз мужчин- воинов. Курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов.

Основой социальной структуры были роды (gentes). Сначала их было
100, а затем стало 300.

Римский род царского времени был отцовским, экзогамным. Он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а так же обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от предка.

Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Однако, члены рода пользовались сообща лишь частью земли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями.
Это были большие патриархальные семьи (familia), включающие 3-4 поколения потомков главы семьи (pater familias). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой общую хозяйственную единицу. Постепенно в ней возрастало значение главы семьи, который превращался в единственного собственника, распоряжался всем достоянием и членами семьи.

Управление Римом

Управление Римом состояло из сената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин. Его название (senatus) происходит от латинского слова senex – старец. Комиции в

переводе с латинского означает – сходку. Это народное собрание, точнее – собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям, отсюда его название – куриатные комиции. На комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Родичи были равны между собой.
Каждый старший в роду входит в сенат, в совет отцов (patres), так что римский народ или все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, т.е. людей имеющих свой совет отцов (patres).

Таким образом, в Риме были элементы военной диктатуры. Однако римское общество с началом царской эпохи уже стало выходить за пределы союза племен и родоплеменного строя.

Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родового характера складывались соседские общины с присущими им коллективными формами землевладения, что вело к появлению патриархально рабства и частного владения землей внутри родовых коллективов.
Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственные первобытности принципы авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности, родовитости.

Патриции и плебеи: происхождение и взаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя.

Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря, солеварен. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее стал прекращен, и новые поселенцы оказались
На положении неполноправных, так как были лишены права участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, их стали называть плебсом (plebe – наполнять).

Плебеи как и патриции, жили большими патриархальными семьями, составлявшими часть рода. Но в силу того, что эти семьи не входили в три римские трибы, они и не подлежали наделению землей, кроме небольшого участка при доме; не могли они пользоваться и общей землей. Потому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, земледелием, а главным образом ремеслом и торговлей. В этой среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и

имущественной дифференциации. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя покровителей, становились клиентами, плебеи включались в состав рода и получали землю и имя покровителя.

Таким образом, в рамках царской эпохи развилось социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия между патрициями и клиентами, а затем началось формирование классов-сословий патрициев и плебеев. Этот процесс усилился при трех последних царях.

Сервианская реформа: государственно-правовые причины, содержание, следствия.

Важной заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, создал отряд из 300 телохранителей – целеров, сражавшихся в пешем и конном строю. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, Сервий Туллий совершенно изменил сам принцип комплектования войска, он поделил все мужские населения
Рима, т.е. патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния служил земельный надел. Все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинских единиц – центурий (сотен).

"Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и младших возрастов; все они получили "первый разряд", старшим надлежало быть в готовности для обороны города, "младшим" – вести внешние войны. Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий".[5]

Значение этой реформы Сервия Туллия выходит далеко за пределы только военной, так как на основе центурийского порядка создавался новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Каждая центурия была не только войсковой, но и голосующей единицей. Фактическое количество людей в центуриях было неодинаковым: пролетарская насчитывала несколько сотен человек, а перворазрядная – несколько десятков. Поскольку перворазрядных центурий было гораздо больше, дела в центуриатных народных собраниях практически решались голосами самых богатых римлян, в том числе, которых были не только патриции, но и плебеи.

Этим было положено начало включению плебеев в состав основной массы народа
(populous). Все это усиливало царя и ослабляло патрициев[6].

IV. Заключение.

Итак, история Рима царского времени являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от начавшейся социальной дифференциации в пределах родовой организации с появлением патриархального рабства до формирования классов -–сословий патрициев и плебеев и образованием государства. На протяжении царской эпохи в VIII – VI в.в. до н.э. вырабатывались элементы государства в специфически античной форме полиса (civitas), т.е. гражданской общины, социально- экономической основой, которой была античная форма собственности.

-----------------------
[1] Кузищин В.И. "История древнего Рима", Москва 1981 г.
[2] Плутарх "Сравнительные жизнеописания", "Ромул" гл. IV-VI, стр. 40-41,
Изд. Дальневосточного университета Владивосток, 1987 г.
[3] Плутарх "Сравнительные жизнеописания", "Нума" гл. III, стр. 108 , Изд.
Дальневосточного университета Владивосток, 1987 г.

[4] Маяк И.М. "Римляне ранней республики" изд. МГУ 1993 г.
[5] Тит Ливий "История от основания Рима", Книга I, стр.98. "Историки античности", Том второй, "Древний Рим", Москва, Издательство "Правда", 1989 г.
[6] Игнатенко А.В. "Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре", Свердловск, 1988г.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.