По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Верховный суд РФ – является высшим судом судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции – это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Надо отметить, что судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127). Арбитражные суды в России делятся на арбитражные суды субъектов, федеральные арбитражные суды округов и один Высший Арбитражный Суд. Арбитражные суды призваны рассматривать экономические споры между юридическими лицами.
Следует также отметить, что все судьи и все суды являются федеральными и не подчиняются местным органам.
Третьим звеном судебной системы Росси является Конституционный Суд. Конституционный Суд играет огромную роль в системе разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 года[12].
Согласно действующему законодательству Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1. Решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле;
4. Дает толкование Конституции Российской Федерации;
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.
Заключение.
В результате проделанного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. “Разделение властей”, как теория о соотношении властей в государстве, которая была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш. Монтескье. Непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.
2. Существуют различия между общей теории разделения властей и «национальной» практики ее применения.
3. Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.
Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что Президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.
К сожалению сложившаяся ситуация, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления.
Использованная литература.
1.Конституция РФ. 1993.
2.Федеральный закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.1995 года, № 4-ФЗ, Собрание законодательства РФ , № 3, 1995 г.
3.Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 1997.
4.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.
5. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997.
6.Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1996.
7.История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.
8.Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.
9.Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
10. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. М., 1996.
11. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994
12. Алексеев С.С. «Государство и право». Москва, «Юридическая лит-ра», 1996.
13. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М: “Новый юрист”, 1998.
14. Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998.
15. Пиголкин А.С. «Общая Теория Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.
16. Хропанюк Н.В. «Теория Государства и Права», Москва, «ДДТ», 1994.
13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 1998.
14. Исаев Игорь Андреевич « История государства и права России»:Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
[1] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 312.
[2] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 290.
[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права, М: “Новый юрист”, 1998. С. 33.
[4] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 1998. С. 195.
[5]Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М.,
1997. С. 403.
[6] Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997. С. 182.
[7] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 80.
[8] Конституция РФ. 1993.
[9] Конституция РФ. 1993.
[10] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 81.
[11] Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 86.
[12] Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст.1447.
Страницы: 1, 2, 3, 4