В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч статей. «Свод законов» должен был состоять из восьми разделов: 1) основные государственные законы; 2) учреждения: а) центральные; б) местные; в) устав о государственной службе; 3) законы правительственных сил: а) устав о повинностях; б) устав о податях и пошлинах; в) устав таможенный; г) уставы монетный, горный и о соли; д) уставы лесной, оброчных статей и счетные; 4) законы о состояниях; 4) законы гражданские и межевые; 5) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный; б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи; 7) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный; б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных; 8) законы уголовные.
2.2. Проведение кодификационной работы.
Кодификационная работа проводилась следующим образом: Из государственных сенатских, коллежских архивов были собраны реестры всех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг, содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись с подлинниками. Однако собрание узаконений не предполагалось использовать в практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I. Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было, прежде всего, то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения». 19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи».
В целом, данную попытку кодификации российского права можно считать успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского.
Глава 3. М.М.Сперанский: взгляды на организацию и управление.
(Извлечения из трудов)
ЗАКОНЫ, НАУКА И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ Взаимосвязь между законом и управлением Слово право происходит от слова править; правят по закону лица и места (должности и органы управления), законом установленныя; но закон сам по себе не правит. Управление действует по закону; но закон различен от управления [4, с.9]. От верховного правления различается собственно так называемое управление (administration). Власть верховная правит (gouverne) установлениями ею учрежденными; а установления управляют (administrent) делами им вверенными по уставам их и учреждениям. Управление прилагает законы к данным случаям; когда же случай не определен в законе: тогда он причисляется к чрезвычайным и порядком, для сего установленным, восходит на разрешение верховной власти [2, с.90]. Управление как условие равновесия в обществе Все постановления, коими государство управляется, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала истекающих. Бесчисленные последствия все имеют одно общее свойство, в том состоящее, что все они ограничивают отдельную и естественную свободу человека и приводят ее в совместность со свободой других, и, следовательно, все они могут быть признаваемы законом. Закон положительный не что другое есть, как ограничение естественной свободы человека [1, c.175].
Качество управления обусловлено качеством законодательства Поелику управление (администрация) .. не что другое есть, как исполнение закона, то само собою явствует, что доброта управления, по необходимости, зависит от доброты закона [1, с.103]. Трудности правового обеспечения управления 1) Недостаток законов на многие случаи и излишество их на другие; 2) смешение между законами непременными и временными постановлениями; 3) разум, в котором прежние законы составлены были, чрез долгое время и частыми переменами, а также и через пристрастные толки сделался темен и неизвестен; 4) несходство прежних времен и обычаев с настоящими [3, с.28]. Необходимость соединения науки и практики Теория без опыта почти бесполезна. Но когда дело настоит о приведении законов в систему, тогда опытность одна недостаточна: здесь нужно познание начал, из коих каждый род законов проистекает, связь их между собою, пределы их и взаимные отношения; здесь нужна теория, с опытностью соединенная [3, с.57].
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ Неустойчивость управления, не организующегося на принципах - «твердых началах» Недостаток твердых начал был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали [1, с.56]. Естьли свойства управления достигнуты, то можно утвердительно заключить, что оно правильно и основано на твердых началах [1, с.131]. Системность Теории редко полезны для практики. Они объемлют одну часть и не вычисляют трений всей системы, а после жалуются на род человеческий! [1, с.76]. Усовершенствовать высшие части управления и суда, оставляя низшие в бездействии или беспорядке, значит, то же, что хотеть удержать реку, не заградив ее источников. Между тем редко правительство доводило свои планы до сих источников [1, с.138]. Плановость Отчего все человеческие установления столь несовершенны? Сверх многих других причин оттого, что все они делаются по большей части отрывками и без общего начертания. Нетерпеливость, людям столь естественная, обольщение разума видами народного счастия и скорейшего улучшения, чаяние, что, поправив одну часть, дела пойдут лучше, все сие вводит нередко самые благоразумнейшие правительства в частные организации (здесь в смысле - мероприятия) и не дает, так сказать, созреть общему плану [1, с.111]. Соответствие системы управления духу времени По сим признакам (падение доверия народа к власти, ее ослабление, невозможность отдельных исправлений и желание обществом перемен) можно, кажется, с достоверностью заключить, что настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить и основать новый вещей порядок [1, с.164].
Приоритет объекта управления перед субъектом Сколько бедствий, сколько пролития крови можно бы было упредить, если бы правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа, сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народа [1, с.156]. Наличие самоуправления Здесь нет необходимости изображать, сколь волостное наше управление слабо и ничтожно. Одно только примечание, кажется, будет не излишним. Известно, что вообще злоупотребление власти менее действует на целые общества и сословия, нежели на частныя лица. От сего первоначально и возникли городския, а потом и сельския общества. Если бы земский чиновник имел дело с лицами и более с мирскими обществами, т.е. если мирские сии общества были лучше образованы и имели свое собственное твердое управление, то нет сомнения, что сим одним пресекся бы главный повод к притеснениям и жалобам, ныне столь вопиющим [5, с.102].
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ Принципы организации государства I. Законы суть правила, по коим силы государственные действуют к охранению лица, чести и имущества народного. II. Чтоб законы были неподвижны, нужно, чтоб пределы сил правительства были непременяемо ограничены. III. Расположение сих пределов есть образ правления (модель управления). IV. Образ правления есть внешний и внутренний. V. Внешний образ правления не может удостоверить пределы сил. VI. Сила правительства ограничивается равновесием сил народных. В сем состоит внутренний образ правления. VII. Равновесие сил народных требует, чтобы они все одно имели направление, но чтоб власть, стерегущая пределы, была отделена и независима. VIII. Прочие части народа должны быть совершенно равны в правах своих и составлять едино [1, с.42]. Ограниченность возможностей централизованного управления, необходимость децентрализации Власть верховного правления не может всем управлять непосредственно; ей нужны органы; сии органы суть установления [2, с.42-43]. Необходимость разделения властных полномочий Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная [1, с.145]. Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству; но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить в соответственности власти законодательной [1, с.166]. Общая система управления вмещает в себя четыре частные системы, из коих каждая составляет целое и все, однако же, связаны между собою неразрывно. Управление волостное подчинено управлению уездному, уездное - губернскому, губернское - государственному. Каждая часть управления имеет свойственную ей ответственность [1, с.114].
Разграничение компетенции между законодательными и исполнительными органами
Если бы власть исполнительная обязана была на всякий случай испрашивать определения власти законодательной, никакое государство не могло бы отправлять дел своих [1, с.104]. Закон поставляет общие правила, учреждение прилагает правила сии к частным случаям и назначает образ исполнения [1, с.108]. Критериальные требования к высшему органу исполнительной власти - правительству 1) Всякое законное на земли правительство устанавливается общею волею государства; 2) никакое правительство не может иметь другой цели в установлении своем, как только охранение граждан в их личности, в их имуществе, в их чести; 3) всякое правительство получает силы свои на тот только конец, чтоб достигнуть сея цели; 4) никакой силы собственной правительство иметь не может, источник сил его есть государство; 5) всякое правительство существует на условии, и доколе оно исполняет сии условия, дотоле оно законно [1, с.30]. Общие правила организации управления Определивчасти, составляющие управление, и познав внутренне их сложение, должно назначить каждой из них приличнейшую организацию. Организация управления вообще должна быть: 1) сообразна общему государственному закону и учреждениям; 2) основана на единстве исполнения; 3) подвержена отчету в форме и в существе дел; 4) постановлена на одном плане во всех частях своих; 5) соображена с местными уважениями и 6) соразмерена способам исполнения [1, с.102-103]. Учреждения всегда постановляются властию исполнительною.< ...>Всякое учреждение должно по необходимости быть сообразно государственному закону, а следовательно и способы, коими приводится оно в исполнение, должны быть на нем же основаны. Способы сии суть то, что называем мы организацией управления [1, с.104].
Страницы: 1, 2, 3, 4