Рефераты. Проблемы разграничения административных деликтов от преступлений \Украина\






Правонарушения нередко разграничиваются и по признаку повторности деяния или ранее имеющему место факту применения административной ответственности или даже мер общественного воздействия за аналогичные деяния.

На повторность деяния как один из критериев разграничения административного проступка и смежного с ним преступления указано, например, в ч. 1 ст. 2154 УК Украины, которая предусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, осуществленную повторно в течение года. В других случаях для привлечения к уголовной ответственности необходимо совершение тождественного правонарушения, а при том условии, когда применение за первое нарушение мер административного воздействия. Так, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, влечет уголовную ответственность и наказывается исправительными работами на срок до 6 мес. или штрафом до 40 минимальных размеров заработной платы (ст. 207’1 УК Украины).

Действующим законодательством большое значение иногда придается форме вины - совершенное умышленно деяние рассматривается как преступление, а объективно такое же, но происшедшее по неосторожности, - как административное. Так, ст. 159 УК Украины признает преступлением только умышленную потраву посевов и повреждение плодоягодных и иных насаждении, причинивших значительный ущерб, а те же действия, совершенные по неосторожности, считаются проступком. За нарушения законодательства о труде установлена административная ответственность в виде штрафа до 10 минимальных размеров заработной платы (ст. 41 КоАП Украины); умышленное же нарушение должностным лицом законодательства о труде влечет, согласно ст. 167 УК Украины, уголовную ответственность - исправительные работы до 1 года или увольнение от должности. По моему мнению, следовало бы шире применять в законодательстве такой критерий, как форма вины, при отграничении административного проступка от смежного с ним преступления. Лица, совершившие по неосторожности даже серьезные по последствиям правонарушения, обычно не нуждаются в перевоспитании, и вряд ли справедливо подходить к ним с такой же строгостью, как к тем, кто совершил правонарушение умышленно.

При разграничении административных проступков и преступлений иногда выделяется «злостное нарушение» тех или иных правил. Под злостностью в уголовном праве понимается обычно совершение нарушения после применения к данному лицу мер административного воздействия. Несколько иначе решается этот вопрос в административном законодательстве. Например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника понимается как продолжение противоправного поведения его или неподчинение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующей о явном неуважении к органам, охраняющим общественный порядок. Если же неповиновение сопряжено с насилием и сопротивлением, то это уже преступление, предусмотренное ст. 1881 УК Украины.

Важным моментом иногда является способ совершения правонарушения. Например, мелкое хищение, как сказано в законе, считается административным проступком, если совершено путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением, но не путем применения каких-либо насильственных приемов (ст. 51 КоАП Украины). Если воспрепятствование свободному осуществлению избирательного права гражданином, права избирать и быть избранным Президентом Украины либо народным депутатом, вести предвыборную агитацию, сопряжено с применением, обмана, угрозы или подкупа, то такие действия рассматриваются как преступление, влекущее наказание лишением свободы на срок до 5 лет или исправительными работами до 2 лет или штрафом до 10 официально установленных размеров заработных плат (ст. 127 УК Украины). Под ч. 2 ст. 127 УК Украины подпадают действия должностных лиц или членов избирательной комиссии, совершенные путем подлога документов, фиктивных записей, заведомо неправильного подсчета голосов, наказываются лишением свободы на срок от 1 до 5 лет или исправительными работами до 2 лет либо наложением штрафа от 7 до 15 официально установленных размеров заработных плат. Такие же действия, но совершенные другими способами, квалифицируются как административные правонарушения (по ст. 1864 КоАП Украины) и влекут наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 6 официально установленных размеров заработных плат.

Мотив и цель - тоже один из признаков, определяющих водораздел между проступком и преступлением. Если изготовление самогона производилось, например, с целью сбыта, то это преступление, а если такая цель отсутствует, то административный проступок.

Таким образом, правильная квалификация «смежных» деяний возможна лишь на основе тщательного анализа соответствующих норм уголовного и административного права в их взаимосвязи. Причем нужно иметь в виду, что разграничительные линии между двумя видами правонарушений определяются государством с учетом конкретных исторических и социально-экономических условий. Поэтому одно и то же правонарушение может в разной обстановке (например, во время войны, стихийного бедствия или в обычное время) рассматриваться то, как преступление, то как проступок. Практика законодательной деятельности знает немало примеров изменения юридической квалификации одного и того же противоправного действия или бездействия путем перевода из числа уголовных преступлений в разряд административных проступков.





3. ОСНОВАНИЯ И ПРЕДЕЛЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


Одно из основных демократических требований, предъявляемых обществом к законотворческой деятельности, - точное указание в правовых нормах основании и пределов юридической ответственности.

В последние годы это требование выдвигается все настойчивее: без четкого указания в законе признаков запрещенного поведения невозможно добиться нормального развития общественных отношений. В условиях же интенсивного правотворчества, вызванного реформированием общественной жизни, это требование соблюдается далеко не всегда.

Для того чтобы предупредить возможные отступления от него в будущем, очень важно критически проанализировать законодательство Украины последних лет.

Основополагающим принципом уголовного и административного права является признание в качестве (оснований ответственности совершения лицом преступления или административного правонарушения.) При этом под преступлением понимается общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (ст. 7 УК Украины), под административным правонарушением - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КоАП Украины).

Не может быть признано правонарушением выражение человеком своих взглядов и убеждений. Право каждого человека на свободное выражение своих мыслей признано международно-правовыми актами. Оно закреплено в ст. 19 Пакта о гражданских и политических правах, установившей, что "каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или в художественных формах выражения или иным способом по своему выбору". Согласно этой статье ограничения указанного права могут быть установлены лишь "для уважения прав и репутации других лиц", а также "для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения". С этой точки зрения следует считать оправданным включение в украинское законодательство правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной или расовой вражды или розни, за изготовление или сбыт порнографических предметов, за распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 66 УК Украины), и некоторые другие подобные деяния, а также за действия, выражающиеся в призыве к совершению преступления или иного правонарушения.

Украинскому законодательству последних лет не известны правовые нормы, устанавливающие ответственность за выражение своих взглядов и убеждений, за их пропаганду. Тем не менее, следует обратить специальное внимание на недопустимость их появления.

В правотворческой деятельности последних лет можно обнаружить случаи нарушения важного принципа юридической ответственности - принципа соответствия наказания и иных мер государственного принуждения тяжести совершенного правонарушения.

Нарушение указанного принципа, по моему мнению, порой выражается в установлении уголовной ответственности за деяние, представляющее по своему социальному содержанию административное правонарушение. Так, статья 1482 УК Украины, предусматривает уголовную ответственность в случаях умышленного уклонения от уплаты налогов, других обязательных платежей.

Нарушение принципа соответствия меры государственного принуждения тяжести совершенного правонарушения может привести к установлению уголовной ответственности за рядовые невыполнения норм гражданского, трудового и хозяйственного законодательства.

Недостаточная конкретизация составов правонарушений, несоответствие тяжести правонарушений и размеров санкций, предусмотренных за их совершение, по многих случаях являются следствием неправильного использования при установлении правовых норм так называемых бланкетных диспозиций.

Использование бланкетных диспозиций в нормах, как уголовного, так и административного права допустимо лишь в тех случаях, когда правила поведения, предусмотренные другими нормативными актами, достаточно конкретны. В противном случае общество не может быть гарантировано от необоснованного применения уголовного наказания или административного взыскания.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная - особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.

Проблема выражения в законе пределов уголовной и административной ответственности многопланова. Она тесно связана с вопросами криминализации и декриминализации деяний, разграничения уголовной и административной ответственности, определения размера наказания и административного взыскания за конкретные правонарушения, отграничения уголовной и административной ответственности от мер общественного воздействия и др. В последние годы при разработке этой проблемы в юридической литературе наибольшее внимание уделялось социальной обусловленности правовых норм. Правовые же аспекты оставались как бы в тени. Полагаю, что это явилось одной из причин наличия в законодательстве ошибок, связанных с определением границ уголовной и административной ответственности.

В настоящее время ошибки подобного рода носят единичный характер, но их число может увеличиться. Для того чтобы этого не произошло, необходимо в процессе подготовки нормативного акта, регулирующего уголовную или административную ответственность, определять состав правонарушения и размер санкции таким образом, чтобы они соответствовали положениям смежных правовых норм.























ЛИТЕРАТУРА


1.      Лунев А.Е., Административные правонарушения. - М.: Госюриздат, 1961.

2.      Никифоров Б.Е., Объекты преступления. - М.: Госюриздат, 1960.

3.      Шаргородский М.Д.. Некоторые вопросы причинной связи в теории советского права // Советское государство и право. -1956.-№7.

4.      // Государство и право / - 1994. -№ 12 ««Раздвоение вины» - свидетельство отстаивания науки уголовного права, от требований технического прогресса»

5.      Научно-практический комментарий Уголовного Кодекса Украины. - К.,1998

6.      Кодекс Украины об административных правонарушениях. - Харьков, Нефрит, 1997.

7.      Медведев А.М. Разграничение преступлений и административных проступков // Государство и право.-1990.-№6

8.      Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различия? // Государство и право.-1996.-№3

9.      Филимонов В.Д. О выражении в законе оснований и пределов уголовной и административной ответственности // Государство и право.-1993.-№12

10.  Шишов О.Ф. Преступление и административный проступок. - М., 1967.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.