|Годы |1978 |1982 |1986 |1990 |1994* | | | | | | | | |Австралия |2900 |4500 |7250 |- |- | |Австрия |115 |190 |617 |1720 |2100 | |Бельгия |166 |220 |840 |- |- | |Великобритания|2100 |5000 |10100|13270|15000 | |Дания |65 |276 |470 |850 |1100 | |Испания |285 |382 |1875 |2700 |3900 | |Италия |600 |1800 |3608 |5320 |7400 | |Канада |664 |760 |2539 |4790 |6800 | |Нидерланды |558 |190 |366 |530 |800 | |Норвегия |133 |430 |1027 |1500 |2200 | |Португалия |- |8 |131 |280 |720 | |США |26500|57600|89390|- |- | |Финляндия |39 |311 |453 |780 |900 | |Франция |2100 |3900 |5635 |8360 |9800 | |ФРГ |3100 |7100 |8600 |11520|14200 | |Швейцария |131 |361 |652 |990 |1300 | |Швеция |199 |559 |1821 |2230 |2800 | |Япония |4000 |9200 |14320|18200|22000 | |- оценка | | | |
слаборазвитых стран, по-видимому, будет доминировать в международном лизинге в предстоящие годы./15/ Международный лизинг развивается в настоящее время чрезвычайно высокими темпами. Для некоторых стран ежегодный прирост международных лизинговых контрактов в конце 80-х годов составляет 30-40%. Среди 4-5 тыс. фирм-членов национальных лизинговых ассоциаций примерно половина в настоящее время занимается международной арендной деятельностью.
Уже в настоящее время объем интерлизинговых операций по разным оценкам составляет 18-20 млрд. долларов в год, т.е. около 3% мирового экспорта- импорта техники. К концу века доля международных операций, осуществляемых через лизинг, может достигнуть 6-10%.
Для наиболее развитых стран характерен, главным образом, лизинговый экспорт, для стран со средним и низким уровнем экономического развития — лизинговой импорт. Доминируют в международных арендных операциях США — около 11 млрд. долларов (по данным 1990 г.), значительно уступают им Япония—4,4 млрд. долларов, Великобритания— 0,8-1,8 млрд. долларов, ФРГ—0,8- 0,9 млрд. долларов./14/ Вместе с тем, международный лизинг сталкивается и с целым радом трудностей, связанных с торгово-политическими режимами. В странах-импортерах нередко существуют высокие, порой выходящие за рамки экономической выгоды, пошлины на ряд ввозимых, в том числе и по аренде товаров, их квотирование, ограничения на виды лизингуемых товаров. В странах с экономикой закрытого типа возникают трудности с оплатой за рубеж арендных платежей, с переводом их в конвертируемую валюту. В ряде стран правительства вводят квотирование лизингового импорта и ограничивают его объемы, поскольку опасаются роста внешней задолженности. Возникают и правовые сложности юридического порядка при передаче арендуемого имущества в собственность и при переходе от одного арендатора к другому. Все эти и ряд других факторов приходится учитывать тем, кто хотел бы заключить контракты по аренде с инофирмами. Лизинг, являясь в настоящее время одним из важнейших факторов мирового товарообмена и международной инвестиционной политики, постоянно расширяет сферу своего влияния как в плане географическом, так и в плане влияния различных видов лизинговых операций на экономическую политику компаний и стран. По некоторым оценкам, к концу века уже около трети всей продукции будет поступать на международный рынок. Причем, значительная ее часть будет реализовываться благодаря лизинговым контрактам, либо контрактам, содержащим элементы лизинга./5/
2.2. Качественные преимущества лизинга.
Лизинг как особая форма хозяйствования оказывает комплексное воздействие на основные составные элементы производственного процесса: на средства труда и на живой труд человека, на степень использования техники и рабочей силы. На поверхности хозяйственной жизни эффект лизинга складывается из объективного преимущества оперативного использования достижений научно- технического прогресса, увеличения масштабов деятельности, снижения удельных расходов и интенсификации всего производственного процесса. В самом общем методологическом отношении собственный эффект лизинга имеет по меньшей мере три особенности. Первая — мультипликативность. Возникнув в результате применения новейшей техники и превращения работника в самостоятельного предпринимателя — собственника в момент целесообразной деятельности, эффект лизинга распространяется по цепочке на все стадии воспроизводства, нарастает и умножается по мере перехода к распределению, обмену и потреблению.
Вторая — эмерджентность, качественная новизна эффекта лизинговой деятельности, в силу чего величина его значительно превосходит арифметическую сумму результата обычной деятельности без привлечения дополнительных технических средств. Такой эффект является интегративным эффектом и проявляется не только локально, но и в масштабе всей производственной системы, увеличивая ее производительную силу. Третья — получаемый эффект проявляется не только в процессе производства, но и в социальной сфере жизни и деятельности людей, т.е. он имеет как экономические критерии, так и социальные ценности, выражающиеся в повышении содержательности труда, осознании работником своих творческих возможностей, росте личных доходов, независимости и т.п. В совокупности все перечисленные особенности раскрывают эффект лизинга как своеобразного экономического мультипликатора, дающего импульс развитию всех звеньев предпринимательской деятельности. Если первая особенность отражает динамику эффекта лизинга, механизм его реализации (путем умножения), а вторая раскрывает экономическую сущность эффекта как проявление новых эмерджентных свойств лизинговой формы предпринимательства, то третья показывает его социальную направленность и тесную связь с удовлетворением личных, коллективных и общественных интересов. При этом лизинговую деятельность можно считать эффективной: с точки зрения личных интересов — если она улучшает возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей предпринимателей, с позиции коллективных интересов организации — если обеспечивает условия для расширенного воспроизводства; с точки зрения общества — если рынок насыщается необходимыми товарами и от увеличения масштабов производства товаров растут поступления в бюджет. Источником развития лизингового бизнеса являются заложенные в нем широкие возможности и преимущества для каждого участника сделки. Производитель (продавец) находит в лизинге прежде всего дополнительный канал сбыта машин и оборудования, позволяющий расширить объем продаж.
2.3. Оформление лизинговых отношений.
Оценивая формирующийся лизинговый рынок стран СНГ, нельзя не отметить его сложность, умноженную на усугубляющиеся экономические трудности, способные привести в отчаянье даже больших энтузиастов этого только нарождающегося вида предпринимательства. Тем не менее очевидно, если мы желаем успеть в "поезд мировой экономики", необходим напряженный и квалифицированный труд. Специалисты,, занимающиеся лизинговыми операциями, должны обладать глубокими знаниями в области коммерции, организации кредитования, рынка (фондов, лимитов) нового и подержанного оборудования, технологии производства, бухгалтерского учета, инспектирования юридической службы, страхования имущества. При организации проведения лизинговых операций лиссорам следует принимать во внимание ряд факторов:
- структуру потенциальных рентеров (хозорганы, кооперативы, учреждения банков, совместные предприятия, общественные организации, частные предприятия);
- отрасли приложения лизинга (промышленность, строительство, транспорт);
- типы контрактов и имущества (оборудование, ЭВМ, транспортные средства, недвижимость и т.д.); - транспортные расходы по доставке сдаваемого по лизингу имущества. Специалист по лизингу собирает в картотеку информацию о потенциальном клиенте, оценивая его способности выплачивать арендную плату за эксплуатацию лизингуемого оборудования. Важнейшим вопросом является возможность замены оборудования ( например, заменить стандартное оборудование значительно легче, чем специальное). Если фирма нашла оборудование и срок его амортизации неизвестен или утерян технический паспорт, то комиссия на предприятии может восстановить паспорт так, чтобы оставалось 2-3 года до полной амортизации имущества. При этом, нужно пригласить представителя фирмы и представителя рентера, который потом будет пользоваться этим оборудованием. Оборудование можно оценить по его эксплуатационным качествам, например, не ниже 30% от первоначальной стоимости. Для полноценного ведения лизинговых операций в лизинговой фирме должны быть специалисты, целенаправленно занимающиеся изучением этого сектора рынка финансовых и посреднических услуг. Сначала создается банк данных об имеющемся в области (регионе, стране) оборудовании, которое можно лизинговать или использовать при посредничестве в лизинге. Ценными могут быть контакты с другими лизинговыми организациями в стране и за рубежом. Полезно организовать работу по определению спроса и предложения на виды имущества, рекламе лизинговых операций. Начинать лучше с несложного оборудования, техническое обслуживание которого сможет обеспечить сам рентер. Клиент, потенциальный рентер, может обращаться в лизинговую фирму или банк, занимающийся лизинговыми операциями, либо фирма сама находит потенциальных клиентов как рентеров, так и поставщиков имущества. Заявка на лизинг с точным указанием оборудования оформляется специальным документом. Последующие отношения регламентируются целым рядом документов, основным из которых является лизинговый договор. Лизинговый договор может строиться а функциональном или в условно-правовом плане. В первом варианте договора последовательно перечисляются все возможные операции, связанные с его реализацией: покупка, транспортировка, монтаж, ремонт, выплата арендных платежей, страхование и др. При этом в каждом из пунктов оговариваются права и обязанности договаривающихся сторон. Во втором варианте договор подразделяется на пункты, в которых перечисляются условия его принятия и расторжения, отдельно права и обязанности рентера, отдельно права и обязанности лиссора, права и обязанности третьих сторон, если таковые имеются и т.д. Однако, в большинстве случаев, используют принцип комбинированных договоров, где реализуются преимущества как функционального, так и условно- правового договора.
Рассмотрим подробнее структуру обоих типов договоров.
Условно-правовой договор
Условно-правовой договор обычно содержит следующие положения: 1. Предложение по лизингу, в котором оговариваются требования к организации лизинговой сделки и лимит времени, в течение которого эта сделка должна быть заключена. 2. Условия лизинга. В этот раздел входят основные показатели сделки, как то название имущества, поставщик, продажная цена, срок действия соглашения, условие поставок, платежей, уплата налогов, взносов, пошлин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7