Рефераты. Проблема происхождения государства и права






2

частная собственность имеет второстепенный характер;

3

государственная власть является деспотической;

4

имеется мощный чиновничий аппарат;

5

происходит сакрализация (освящение) власти;

6

устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается.


На территории Европы (европейский путь возникновения госу­дарства) главным фактором образования государства было клас­совое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. В южной Европе государ­ства возникли в эпоху железа. Там не требовалось таких обще­ственных работ, как при восточном (азиатском) пути возникно­вения государств. В результате разложения общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственно­сти (Спарта).

В Афинах появление государства нередко называют класси­ческой формой происхождения государства. Оно возникло не­посредственно из внутренних, классовых противоречий, кото­рые развились в недрах родоплеменного общества.

В Древнем Риме процесс формирования классов и государ­ства в силу целого ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулся на столетия. В основном про­цесс образования государства в Древнем Риме был таким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (при­шлого населения) против патрициев (римской родовой знати).

Плебеи — лично свободные, не связанные с римским родом, обладали торговым и промышленным богатством. Борьбой про­тив патрициев за власть они стимулировали разложение родоплеменного строя и образование государства.

В Древней Спарте появление государства обусловлено не только внутриэкономическими причинами, но и завоеватель­ными походами, в результате которых завоеванное население становилось не личными рабами завоевателя, а общинными ра­бами (илотами). Превышение количества илотов над спартан­цами и боязнь угрозы восстания с их стороны предопределило формирование государства на базе специфической формы зем­лепользования. Здесь частная собственность на землю и рабов не допускалась, земля распределялась поровну среди общинни­ков на правах владения.

У древних германцев образование государства было ускоре­но завоеванием значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к развитию прафеодального (или раннефеодального) строя на земле некогда могуще­ственной Римской империи. Путем возникновения прафеодального государства из первобытного строя шло развитие и госу­дарств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т. д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглаше­нием на княжение варягов.

В образовании каждого государства имеет значение целый комплекс причин — экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами.

Имеется немало народов и наций, которые создали свои го­сударства только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время вхо­дили в состав других многонациональных государств, испыты­вали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации (например, Украина в составе дорево­люционной России). Многие из них сумели добиться собствен­ной государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ран­них государств социальная неоднородность общества, его про­тиворечивость. Такие государства образовались в процессе лик­видации империй, колоний, суверенизации государственно-по­добных образований.

Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала СССР, от­носится Украина и другие страны СНГ.


II. Происхождение права

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать — зна­чит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядоче­ние поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нор­мативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становле­нию (возникновению и развитию) права.

В первобытном обществе нормативным социальным регу­лятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение дли­тельного времени. Обычное право — система норм, опираю­щихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общи­ны, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, перво­бытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их це­лью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода пе­ред другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регла­ментируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных пле­мен. В мононормах права членов рода представляли собой обо­ротную сторону обязанностей, были неотделимы от них, по­скольку первобытный индивид не имел выделенного осознан­ного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобре­тают права. Возникновение мононорм было свидетельством вы­хода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обы­чаи не воспринимались людьми как противоречащие их лич­ным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюда­лись добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, воена­чальников, взрослых членов рода. При необходимости к нару­шителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охра­ны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровно­родственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие спо­собы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания кост­ров, изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования перво­бытнообщинной жизни, — истоки формирования права.

 

1. Причины происхождения права

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые скла­дывались при наличии частной собственности, разделения тру­да, товарного производства и обращения, необходимостью за­крепления экономического статуса товаровладельцев, обеспече­ния для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных про­тиворечий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населе­ния и способной санкционировать обычаи, устанавливать юри­дические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельно­го индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения кол­лектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права было связано с:

(1) качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;

(2) обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существо­вания (социальную свободу);

(3) формированием государства, которому потребовался но­вый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

а) обеспечить функционирование общества как целост­ного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;

б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, оп­ределяющей чертой которого стала государственная принуди­тельность.

 

2. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе


Нормы первобытного общества (нормы-обычаи)

Нормы государства

(нормы права)

• по способу возникновения:

— возникают постепенно в процессе совместной жизни.

— устанавливаются государством

• по волевой направленности норм:

— выражают волю рода или племени

— выражают государственную волю

• по форме внешнего выражения:

— находятся в сознании людей, существуют в неписаной форме

— находят внешнее выражение в письменных правовых актах

• по времени вступления в силу:

— возникают и отмирают по­степенно

— вступают в силу или прекра­щают действие в строго уста­новленном порядке, официаль­ным путём

• по способу обеспечения исполнения:

— осуществляются в силу при­вычки, традиций; в случае на­рушения принуждение исходит от рода

— обеспечиваются принуди­тельной силой государства


3. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира

Можно выделить два пути формирования права:

— посредством норм, исходящих от государства;

— посредством норм, исходящих от общества (общин, иных социальных групп, например, купцов, религиозных объедине­ний: церкви и т.п.) и поддерживаемых государством.

Первоначально право складывалось путем перерастания обы­чаев в правовые обычаи, которые записывались, объединялись в особые списки. В результате этого появилось обычное право — система норм, основывающихся на обычае, которая регулирует общественные отношения в государстве, в определенной мест­ности либо в этнической или социальной группе.

У разных народов мира обозначились различные ведущие элементы социально-юридического содержания права: преце­дент, религиозная норма, норма-обычай, закон, которые в ходе дальнейшего развития народов и государств привели к форми­рованию отличающихся друг от друга национальных правовых систем и их типов. Типами (семьями) правовых систем начали называть правовые системы государств, у которых преобладали общие черты, общие исходные элементы, в том числе общий источник (форма) права: закон (нормативно-правовой акт), су­дебный прецедент, религиозная норма, норма-обычай.

Первые письменные памятники права древности (Законы Ману, Законы XII таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи и др.) и средневековья («Салическая правда», «Русская правда» и др.) состояли из норм обычного права, судебных прецедентов и пря­мых законодательных положений.

В первобытном обществе обозначились контуры правосуд­ной деятельности, при которой регулирование осуществлялось по схеме: норма (обычай) плюс индивидуальное решение (реше­ние родовых собраний, старейшин, «судов»). Так постепенно формируются судебные прецеденты — решения конкретных дел, которые в процессе повторения ситуаций приобретали значение образцов, моделей, становились общей нормой. Они стали пред­вестниками прецедентного права — в Англии, США, Канаде, Ав­стралийском Союзе (англо-американский тип правовой системы).

В странах континентальной Европы с развитием письмен­ности наряду с обычным правом возникают нормы права, уста­новленные актами короля, князя, их чиновников, которые име­нуются законами (законодательное право) — во Франции, Испа­нии, Австрии. ФРГ (романо-германский тип правовых систем).

В странах азиатского континента (Иран, Ирак) важную роль в формировании права, наряду с обычаями, играли и до сих пор играют нормы религии в религиозно-доктринальной интерпре­тации (религиозно-традиционные правовые системы).

В ряде государств Африки, Латинской Америки право фор­мировалась на основе норм-обычаев и традиций общинного быта (традиционно-общинное право) — традиционно-общинные пра­вовые системы.

В настоящее время различают два классических типа право­вых систем. Один — романо-германский или континентальный — (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.), где первенствует нор­мативно-правовой акт. Здесь право выступает преимуществен­но в форме закона. Второй — англо-американский тип или обще­го права (Англия, США и др.). Здесь отдается предпочтение судеб­ному прецеденту, т.е. судебному решению, посвященному конкретному делу, которое становится образцом, примером для подобных же жизненных случаев. Кроме того, выделяют сме­шанный (скандинавские и латиноамериканские группы право­вых систем) и традиционно-религиозный типы правовых систем. Последний тип разделяется на подтипы: дальневосточно-традиционный (основные группы — китайская, японская), религиозно-общинный (мусульманская, индусская, иудейская, христианская группы), обычно-общинный (африканская группа).


Список литературы

1. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000.

2. Лисенков С.Л. Конституція України / Матеріали до вив­чення. — К., 1997.

3. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — Нижний Новгород, 1993.                   

4. Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М., 1994.

5. Основи держави і права / Під ред. А.М. Колодія і А.Ю. Олійника. — К., 1997.

6. Основы теории государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. — М., 1988.

7. Рабінович П.М. Основи загальної теорії права і дер­жави. — К., 1994.

8. Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М., 1985.

9. Теория государства и права / Под ред. А.И.Королева и Л.С.Явича. — Л., 1987.

10. Сурилов А.В. Теория государства и права. — К.—Одесса, 1989.

11. Теорія держави і права / Під ред. В.В.Копєйчикова. — К., 1995.

12. Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995.

13. Колодій Л.Ю., Олейніков А.М. Основи держави і права. - К., 1995.

14. Марченко М.Н. Загальна теорія держави і права. - К., 1996.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.