Рефераты. Принятие Федерального закона Государственной Думой в первом чтении






Принятие Федерального закона Государственной Думой в первом чтении

Оглавление


Введение…………………………………………………………………..3

1. Основные признаки и виды Федеральных законов Российской

Федерации......................................................................................................4

2. Рассмотрение проекта Федерального закона Государственной Думой в первом чтении……………………………………………….…………11

Заключение………………………………………………………..……...17

Задание. Схема «Принятие Федерального закона Государственной Думой в первом чтении.»…………………………………………...…..18

Список использованной литературы……………………….………..19


 

Введение


Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: законодательную инициативу; обсуждение законопроекта; принятие закона;  обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции. Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных положений.

Цель настоящей контрольной работы – изучить содержание, порядок и последствия рассмотрения проекта Федерального закона Государственной Думой в первом чтении .

Исходя из цели работы, определены следующие задачи: рассмотреть основные признаки и виды Федеральных законов Российской Федерации, раскрыть особенности рассмотрения законопроекта в первом чтении Государственной Думой РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе законодательного процесса.

Предмет исследования ¾ рассмотрение проекта Федерального закона Государственной Думой РФ в первом чтении.

1. Основные признаки и виды Федеральных законов Российской Федерации.

 

Согласно новой Конституции, закон Российской Федерации:

– федеральный конституционный закон или федеральный закон,

– это принятый Федеральным Собранием – представительным и законодательным органом Российской Федерации – акт, обязательный для всех, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории Федерации (ст.ст. 4, 76, 94).

Названные признаки понятия «закон» во многом сходны с признаками, которые закреплялись и прежней Конституцией. Однако некоторые из них свойственны именно статусу закона по новой Конституции Российской Федерации.

Во-первых, такое понятие снимает многозначность органов, создающих законы: с упразднением Съезда народных депутатов единственным законодательным органом в России стало феде­ральное Собрание. Оно, в отличие от Верховного Совета, стало и подлинно прямым представительным органом народов России. Над ним уже не стоит Съезд, который мог отменять законы Верховного Совета (п.14 ст. 104 Конституции Российской Федерации– России с изменениями на декабрь 1992 г.). Поэтому всякий федеральный закон становится актом верховной, предста­вительной власти Российской Федерации.

Во-вторых, закон почти всегда – это нормативный акт, уста­навливающий, излагающий, отменяющий, или изменяющий общие предписания – нормы права. Хотя текст Конституции не содержит прямого предписания о нормативности закона, такой его характер прямо вытекает из двух оснований[1].

1. Этимологически (по своему смыслу) слово «закон» в рус­ском языке означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»[2]. Иначе говоря, под словом «закон « всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций.

2. Юридический смысл слова «закон» состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление высшей власти»[3].

С древних времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex – лат., Gesetz – нем., law – англ.).

Общее юридическое правило – это и есть норма права, а закон как акт, принимаемый высшей властью, – тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридичес­кий источник права.

Общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивные предписания – поручения Правительству, бюджет­ные или плановые показатели, программные положения, декларации. Закон о государственном федеральном бюджете в основном состоит из финансовых показателей, хотя включает и отдельные нормы обычного типа общих правил.

Также неверно полагать, что нормы права должны устанав­ливаться или отменяться только законом Федерального Собрания: ряд постановлений Федерального Собрания может содержать пра­вила о порядке применения норм закона, о порядке вступления законов в силу, переходные правила. Существуют также регламен­ты палат, не имеющие силы закона, но очень близкие к консти­туционным законам.

Непроходимой грани между общим и частным (отдельным) нет ни в природе, ни в общественной жизни. Поэтому качества явлений типичны для данного их рода или вида, но не абсолютны для всех случаев или особей. Важно, чтобы нетипичные черты не становились основными, главными для данного рода или вида явлений. Это положение распространяется и на правовые явления, в том числе на законы и другие нормативные акты.

К федеральным законам относятся различные виды законов, принимаемых специально уполномоченными высшими предста­вительными органами Российской Федерации или всенародным голосованием.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. различает три вида федеральных законов.

Это, во-первых, сама Конституция (основной закон, которо­му должны соответствовать все другие законы и любые иные акты).

Во-вторых, это федеральные конституционные законы, пред­усмотренные Конституцией.

В-третьих, это федеральные законы, не имеющие значения конституционных. В правовой доктрине они называются обыкно­венными законами.

Конституция 1993 года предусматривает особый порядок вне­сения поправок в Конституцию Российской Федерации и приня­тия новой Конституции. Этот порядок обеспечивает стабильность основ конституционного строя и конституционного статуса прав и свобод человека и гражданина (гл.гл. 1 и 2), а также – самой Конституции (гл. 9). Поправки и пересмотр положений гл.гл. 1, 2 и 9 Конституции могут быть осуществлены не Федеральным Собранием, а особым Конституционным Собранием, созываемым для разработки и вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Для внесения соот­ветствующих поправок и выработки проекта требуется квалифи­цированное большинство голосов. Новая Конституция принимается всенародным голосованием (ст. 135)[4].

Характерно, что никаких иных условий, кроме предусмотрен­ных ст. 135, для пересмотра положений названных глав 1, 2 и 9 новая Конституция не устанавливает.

Данный, весьма усложненный порядок пересмотра Консти­туции, несомненно, будет способствовать обеспечению ее стабиль­ности. Однако он может создать затруднения для внесения даже технических, явно назревших изменений, например, в уровень обеспеченности тех или иных прав граждан. Сейчас это очевидно в отношении ч.-2 ст. 43 Конституции об общедоступности и бесплатности только основного общего образования, т.е. девяти­летнего вместо одиннадцатилетнего. Вряд ли целесообразно для повышения уровня гарантий каждого из прав граждан (что пред­усмотрено международными пактами и конвенциями о правах человека как естественный процесс развития законодательства каждой страны) развертывать процесс принятия новой Конститу­ции.

Особое положение среди законов Российской Федерации занимают федеральные конституционные законы. Эта форма ре­гулирования установлена впервые в истории Российской Федера­ции, и в прежних российских конституциях не предусматривалась.

К федеральным конституционным законам относятся те за­коны, которые:

- во-первых, приняты по вопросам, предусмотренным Консти­туцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 108);

- во-вторых, приняты квалифицированным большинством го­лосов, т.е. не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108).

В отношении федерального конституционного закона, при­нятого Федеральным Собранием, не предусмотрена возможность возвращения его на новое рассмотрение, очевидно, ввиду того, что он уже принят квалифицированным большинством голосов. Такой закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Прези­дентом и обнародованию (ч. 2 ст. 108).

Юридическая сила федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции, в которой говорится о том, что федеральные законы не могут противоречить федераль­ным конституционным законам. Было бы более уместно закрепить эту норму в ст. 108, специально посвященной федеральным кон­ституционным законам, и дополнить данное положение Консти­туции естественной гарантией сохранения стабильности правового регулирования в случае наличия такого противоречия, т.е. устано­вить приоритет федерального конституционного закона перед обыкновенным федеральным законом[5].

Формула ч. 1 ст. 108 о том, что федеральные конституцион­ные законы «принимаются по вопросам, предусмотренным Кон­ституцией», была бы яснее, если ее уточнить: к конституционным законам относятся те, издание которых предусмотрено Конститу­цией Российской Федерации в качестве конституционных. Ведь толкуя приведенную норму буквально, можно понять, что консти­туционные законы принимаются по всем вопросам, предусмот­ренным Конституцией Российской Федерации. Но такой вывод опровергается уже тем, что по некоторым вопросам, в частности о выборах в Государственную Думу и о формировании Совета Федерации (ст. 96), о Счетной палате (ч. 5 ст. 101), о Прокуратуре (ч. 5 ст. 129), принимаются обыкновенные федеральные законы.

Предложенная формула определения круга конституци­онных законов установила бы жесткий предел числа случаев издания конституционных законов. Сейчас их предусмотрено в Конституции всего 12. Для расширения круга конституционных законов потребуется внесение дополнений или изменений в текст даже тех глав Конституции, которые не подлежат рассмотрению Федеральным Собранием.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.