Рефераты. Принципы советской системы представительства






p> . от уездных съездов - один делегат на 10000 человек населения.

Краевые и областные - из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и окружных советов, по расчету:

. от советов городов - один делегат на 5000 избирателей;

. от окружных съездов - один делегат на 25000 человек населения.

В краевых, областных, губернских, окружных, уездных, районных и волостных съездах Советов должны были принимать участие представители всех
Советов, находящихся на территории данной административной единицы.

В исключительных случаях Всероссийскому Центральному Исполнительному
Комитету было предоставлено право изменять нормы представительства на съездах Советов для отдельных местностей в зависимости от местных условий.

Нормы представительства на Всероссийском съезде Советов остались прежними.

Не претерпел существенных изменений состав избирательного корпуса, за исключением изъятия из Конституции нормы, позволяющей снижать возрастной ценз ниже 18 лет.

Переход к всенародным выборам

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1936 г. провозгласила СССР социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составляют
Советы депутатов трудящихся.

В Конституцию была включена специальная глава «Избирательная система», посвящённая принципам участия граждан СССР в выборах в Советы депутатов трудящихся. Получили юридическое закрепление все демократические принципы, лежащие в основе новой системы выборов: всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право было предоставлено только гражданам СССР.

Принцип всеобщего избирательного права раскрывался в ст. 135: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Депутатом Верховного Совета
СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

Принцип равенства был сформулирован в ст. 136-138:

. каждый гражданин имеет один голос;

. все граждане участвуют в выборах на равных основаниях;

. женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами;

. граждане, состоящие в рядах Вооруженных Сил СССР, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производились гражданами непосредственно путем прямых выборов (ст. 139).

Высшим органом государственной власти в стране являлся Верховный Совет
СССР. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета
Национальностей. Это отражало характер территориально-государственного устройства СССР – федерации национально-государственного типа. Порядок формирования палат, несмотря на их равноправие, был различный.

Совет Союза избирался по избирательным округам, сформированным по территориальному признаку, по норме: один депутат на 300 тысяч населения.
Т.к. в основу деления была положена численность населения, а не избирателей, это вело к фактическому неравенству выборов, опирающемуся на различный вес голосов избирателей в различных регионах страны.

В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой Автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа. Таким образом, получалось, что различные по численности избирателей союзные республики имели равное представительство в Совете национальностей.

Верховный Совет избирался сроком на 4 года.

Особенностью избирательной системы этого периода было выдвижение кандидатов в депутаты по производственному принципу. Право выдвижения принадлежало общественным организациям и обществам трудящихся:

. коммунистическим партийным организациям;

. профсоюзам;

. кооперативам;

. организациям молодёжи;

. культурным обществам.

Голосование же проводилось по территориальному принципу.

Каждый депутат был обязан отчитываться перед избирателями в своей работе в Совете депутатов трудящихся, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

В целом, созданная на основе положений Конституции СССР 1936 г. избирательная система опиралась на общедемократические принципы и была безусловным шагом вперёд по сравнению с прежними избирательными системами нашей страны.

Конституция РСФСР 1937 г.

Глава «Избирательная система» Конституции РСФСР почти дословно повторяла текст соответствующей главы союзной Конституции.

Верховный Совет был однопалатный и избирался по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 150 тысяч населения.

Верховные Советы Автономных республик избирались гражданами республик сроком на 4 года по нормам представительства, устанавливаемым Конституциями этих республики.

Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производились по избирательным округам по следующим нормам:

. краевого, областного Совета, в зависимости от размеров края или области, - один депутат не менее чем от 1500, и не более чем от

60000 человек населения;

. областного Совета автономной области, в зависимости от размеров автономной области, - один депутат не менее чем от 1500, и не более чем от 3500 человек населения;

. окружного Совета национального округа, в зависимости от размеров национального округа, - один депутат не менее чем от 300, и не более чем от 3000 человек населения;

. окружного Совета административного округа, в зависимости от размеров административного округа, - один депутат не менее, чем от

500, и не более, чем от 10000 человек населения;

. районного Совета - один депутат от 1000 человек населения; в районе с населением до 25000 человек избирается 25 депутатов; в районе с населением свыше 60000 человек избирается не более 60 депутатов;

. городского Совета и районного Совета в городах, в зависимости от размеров города или городского района, - один депутат не менее, чем от 350 человек населения, и не более, чем от 1000 человек населения; в городе и в городском районе с населением до 12000 человек избирается 35 депутатов;

. городских Советов в городах Москве и Ленинграде - один депутат от

3000 человек населения;

. сельского и поселкового Советов - один депутат от 100 человек населения; в селах (станицах, деревнях, аулах) и поселках с населением до 1000 человек избирается 9 депутатов, а с населением свыше 2500 - не более 25 депутатов (ст. 145).

Во всём остальном избирательная система РСФСР имела те же достоинства и недостатки, что и союзная.

Конституция СССР 1977 г.

Как и Конституция СССР 1936 г, новая Конституция содержала специальную главу «Избирательная система». В частности, ст. 95 содержала перечень принципов избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании.

Субъектами, обладающими избирательным правом, по-прежнему являлись только граждане СССР.

Возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права при проведении выборов в Верховный Совет был снижен до 21 года.

По новой Конституции палаты Верховного Совета состояли из равного числа депутатов. Численный состав Совета Союза определялся числом депутатов
Совета Национальностей, порядок формирования которого не изменился. Таким образом, если прежде стабильным было нормативное число избирателей Совета
Союза – 300000 жителей, а переменным число депутатов палаты, то теперь число депутатов стало постоянным, а число избирателей менялось от выборов к выборам.

Расширился круг субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов в депутаты. Право выдвижения кандидатов в депутаты получили:

. организации Коммунистической партии Советского Союза;

. профессиональные союзы;

. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи;

. кооперативные и другие общественным организациям;

. трудовые коллективы;

. собраниям военнослужащих по воинским частям.

Получила конституционное закрепление норма об обеспечении проведения выборов в Советы избирательными комиссиями, образуемыми из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Таким образом, подчёркивался принцип близости Советов к народу, их непрофессионализм, участие общественности, как в выдвижении, так и в избрании депутатов.

Гражданам и общественным организациям гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Конституция закрепила положения о недопустимости избрания гражданина более чем в два Совета народных депутатов.

Появилась норма о наказах избирателей, однако исчезла норма об обязательной отчётности депутатов и возможности их досрочного отзыва.

В Конституцию была включена специальная глава, регламентирующая статус народного депутата.

Получил конституционное закрепление принцип исполнения депутатом своих полномочий без отрыва от производственной или служебной деятельности.

Депутат получил право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны были дать ответ на запрос на сессии Совета.

Была установлена обязанность руководителей соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки

Во всём остальном Конституция СССР 1977 г. не внесла существенных изменений в советскую избирательную систему.

Конституция РСФСР 1978 г.

Конституция РСФСР 1978 г. в части, касающейся нормативных основ организации избирательной системы, являлась зеркальным отражением
Конституции СССР 1977 г., за исключением нормы о порядке формирования
Верховного Совета РСФСР.

Высший орган государственной власти РСФСР по-прежнему оставался однопалатным, однако порядок его формирования претерпел те же изменения, что и порядок формирования Совета Союза по Конституции СССР 1977 г.

Верховный Совет РСФСР стал избираться по избирательным округам с равной численностью населения и состоял из 975 депутатов.

В остальном российское избирательное законодательство полностью соответствовало союзному.

Заключение

Российская избирательная система советского типа первоначально формировалась как узкоклассовый институт, имеющий целью отстранить от участия в выборах представителей эксплуататорских классов и асоциальных, сточки зрения господствующей идеологии, лиц. Она характеризовалась ярко выраженным классовым характером и отсутствием почти все выработанных к тому времени демократических принципов представительной системы - всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Вместе с тем, несмотря на весьма недемократичный характер выборов, советская система обладала рядом безусловных преимуществ по сравнению с порядком выборов в
Государственную Думу Российской империи. Такими преимуществами были отмена ценза пола, имущественного ценза, существенное снижение возрастного ценза, предоставление избирательных прав военнослужащим.

К середине тридцатых годов социальный состав советского общества качественно изменился. Представители эксплуататорских классов были полностью истреблены, а крестьяне-единоличники составляли незначительный процент населения. Это дало возможность отказаться от избирательной системы, действовавшей в стране с 1918 г. и перейти всеобщим равным и прямым выборам при тайном голосовании. В число лиц, лишённых права избирать и быть избранными, попали только признанные в установленном порядке умалишенными. Действующая же Конституция РФ лишает избирательного права и лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суд.

Все союзные и республиканские советские Конституции четко закрепляли и формулировали главные принципы советского государственного строительства.
Они состояли в том, что вся власть в нашей стране принадлежит трудящемуся народу в лице Советов, то есть выборные представительные органы составляют основу государства и им подчиняются все другие государственные органы.

Список источников и литературы:

Источники:

. Конституция РФ

. Конституция (Основной закон) СССР 1977 г.

. Конституция (Основной закон) СССР 1936 г.

. Конституция (Основной закон) СССР 1924 г.

. Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г.

. Конституция (Основной закон) РСФСР 1937 г.

. Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 г.

. Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 г.

Литература:

. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б, Чудина С. Ю. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. – Иркутск:

Издательство ИП «Макаров С. Е.», 2001.

. Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Избирательное право: Вопросы и ответы / под ред. д. ю. н. Ю. А. Веденеева. – М.: Юриспруденция, 2001.

. Лукьянов А. И. Метаморфозы российского парламентаризма // «Искра».

2002 г. №3.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.