Рефераты. Принципы разделения властей как основа построения системы органов правового государства






К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полу-года свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ. (см. Приложение 3)

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126)[21].

Высшим Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127)[22].

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125)[23].

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения  властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России[24].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям.

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Принцип разделения властей в той или иной мере про­водится в жизнь во всех демократических странах. Его пло­дотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделе­нию труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на "своей" ра­боте), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государ­ства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения вла­стей взаимоусиливает высшие органы государства и повы­шает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает не­малые возможности для негативных последствий. Нередко за­конодательные и исполнительные органы стремятся перело­жить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей - устранить злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей - законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе.

Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

В результате проведенного исследования по проблеме разделения властей можно сделать следующий основополагающий вывод.

Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед  государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Таким образом,  в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов  и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей  не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно "чистых" форм своего осуществления.



БИБЛИОГРАФИЯ


Нормативные акты

1.     Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. - Юридическая литература, 2005.

2.     Федеральный конституционный Закон от 31.12.96г. “О судебной системе Российской Федерации”.// Федеральное законодательство. М., 1997.

3.     Федеральный конституционный Закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от24.06.94г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 1.

4.     Федеральный закон о выборах Президента РФ // СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1924.

5.     Федеральный закон от 20. 12. 2002 № 175-ФЗ “О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ” // РГ: 2002, 25 декабря.


          Научная литература


6.     Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфра, 1996.

7.     Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.,2003.

8.     Бойцова В. В., Бойцова Л. В. “Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ”// “Государство и право”, №4 1996.

9.     Валуев М. Исторические типы философии. - М.: Знания 1992.

10. Венгеров  А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998.

11. Габричидзе Б. Н., Елисеев В. Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М.,2001.

12. Головистикова А. Н., Груцына Л. Ю. Конституционное право России в схемах и таблицах. М., 2006.

13. Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М.: Юрист, 1995.

14. Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002.

15. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2006.

16. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. – 2000.

17. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1998.

18. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М.: Юрайт, 1997.

19. Костенко Н, И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995, №11, с. 12-21.

20. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: Зерцало, 1998.

21. Мирошниченко Е. В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993, №6, с. 141-147.

22. Михайлева Н. А. Конституционное право России. М., 2006.

23. Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. - 1998. - №4.-с. 51-54.

24. Политология.  Энциклопедический словарь - М., 1999.

25. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2000.

26. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. акад.- Ростов н/Д, 2000.

27. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1999.

28. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997.

29. Тоболин В.В. Право муниципального управления. - М.: ЭЛИГ, 2001.

30. Усанов В. Е., Хмелевский С. В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. М., 2003.

31. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных организаций/ Под ред В.Г. Стренозова. - М.: Добахов, Ткачев, Димов, 1999.

32. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 1996.

33. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран.  М., 1997.

34. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996.

35. Чиркин В. Е. Конституционное право России. М.,2003.

     32.Экимов А. И., Гончаров В.Д. Рецензия на книгу Б. П. Елисеева “система органов государственной власти в современной России” // Законодательство и экономика. – 1997. - № 23-24. – С. 66-67.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996.





























ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1998.




 


















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1998.





 













[1] Валуев М. Исторические типы философии. - М.: Знания, 1992, С. 149.

[2] Валуев М. Исторические типы философии.-М.: Знания, 1995, С. 241.

[3] Хропанюк В. Н. “Теория государства и права”// М., “ДТД”, 1996. – С. 129.

[4] Исаев И. А., Золотухина М. Н. “История политических и правовых учений России”// М., “Юрист”, 1995.

[5] Там же, - С. 210.

[6] Исаев И. А., Золотухина М. Н. “История политических и правовых учений России” // М., “Юрист”, 1995.

[7] Там же, - С. 233.

[8]  Там же, - С. 234.

[9]  Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права// М., “Юрист”, 1996, - С. 348.


[10] Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: Зерцало, 1998, С. 315.

[11] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.

[12] США: Конституция и законодательные акты / Пер. с англ. Сост. В. И. Лафитский; Под ред. О. А. Жидкова. М., 1993.

[13] Конституции зарубежных государств: учебное пособие. М., 1997.

[14] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.

[15] Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. – М.: “Юрист”, 1995, - С. 326.

[16] Иностранное конституционное право / Под ред. В. В. Маклакова. М., 1996.

[17] Конституция Российской Федерации. Юридическая литература, 2005, С. 5.

[18] Конституция Российской Федерации.  Юридическая литература, 2005, С. 27.

[19] Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: “Зерцало”, 1998, - С. 275.

[20] Конституция Российской Федерации. Юридическая литература, 2005.

[21] Конституция Российской Федерации.  Юридическая литература,2005,- С.41.


[22]Конституция Российской Федерации. Юридическая литература, 2005,- С. 41.

[23]Конституция Российской Федерации. Юридическая литература, 2005,- С.39.

[24] Чиркин В. Е. “Конституционное право зарубежных стран”// М.: “Юристъ”, 1997. – С. 421.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.