Рефераты. Правовые системы в современном мире






p> Важнейшее отличие американской правовой системы от английской состоит в предопределяющей роли конституции в качестве основного источника права.
Соотношение же законодательных актов, издаваемых Конгрессом и властями штатов, и норм общего права на протяжении всей истории США не раз изменялось. Основная тенденция в развитии американского права – возрастание роли законодательства при сохранении принципиального значения решений
Верховного суда США.

Законодательство штатов, расположенных на территориях, отторгнутых от
Мексики (Техас, Невада и др.), обнаруживает влияние испанской правовой системы.

В США, в отличии от Великобритании, законодательство приняло в значительно большей мере кодифицированный характер. Так ещё в 1776 году штат Вирджиния поручил Джефферсону подготовить проект уголовного кодекса, который был принят в 1796 году.

Соотношение федерального законодательства с законодательством штатов было определено в конституции США, однако оно не раз подвергалось существенным изменениям. Федеральное законодательство ныне имеет особенно важное значение в качестве источника права в регулировании вопросов экономики, финансов, обороны, трудовых отношений, охраны природы и других общегосударственных проблем, а также таможенных правил, торговли между штатами, авторских прав и др. Возрастанию роли федеральных законов за последние десятилетия в существенной мере содействовали различные социальные программы, например, по образованию, помощи малоимущим, строительству дорог и т.д.

Федеральное законодательство США сейчас публикуется в систематизированном виде в качестве Свода законов США, состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящён определённой отрасли права либо крупному правовому институту(раздел 7 – «Сельское хозяйство», раздел 40 –
«Патенты»). По своему составу Свод неоднороден: некоторые его разделы представляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало связанных между собой; другие, наоборот, включают в себя кодексы законов по соответствующей отрасли права. Свод законов США переиздаётся каждые 6 лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс указывает, какое место должен занять он в Своде законов США и какие изменения должны быть в связи с этим внесены в соответствующие главы, разделы и параграфы действующего Свода.

«Несмотря на повышение роли федеральных законов по сравнению с законодательством штатов, юристы США всё же в своей практической деятельности апеллируют прежде всего к актам местных органов государственной власти и законодательству отдельных штатов, а не к федеральным законам.»[2]

Итак, подводя итог по англосаксонской системе права, становится очевидно, что, хотя судебный прецедент и имеет до сих пор место как полноценный источник права в этой правовой семье, он всё больше и больше уступает место нормативно-правовым актам.

Романо-германская система права.

В романо-германской правовой системе превалирующая роль отдана закону, в отличии от англосаксонской правовой семьи, где одно из лидирующих мест в качестве источника права принадлежит прецеденту.

Эта семья включает страны, в которых юридическая наука возникла на основе римского частного права. Она «охватывает собой большую часть стран
Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы.

Правовые системы последних подразделяются на две группы: романскую и германскую. К первой группе относятся правовые системы Франции, Италии,
Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относят правовые системы ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.»[3]

Теперь попробуем рассмотреть каждую из этих двух групп на конкретном примере. Возьмём наиболее ярких представителей: от романской группы –
Франция, от германской – ФРГ.

1. Правовая система Франции.

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 годов и в первые последовавшие за ней годы, в особенности в период правления
Наполеона в качестве первого консула, а затем и императора.

Важнейшие документы этой эпохи, которые предопределили дальнейшее развитие французского законодательства:

1.декларация прав человека и гражданина 1789 года.

2.ряд конституционных актов периода революции и кодификация важнейших отраслей права - пять кодексов Наполеона: Гражданский кодекс 1804 года,
Гражданский процессуальный кодекс 1906 года, Торговый кодекс 1807 года, уголовно-процессуальный кодекс 1808 года и уголовный кодекс 1810 года.

Большинство названных актов сохраняют свою юридическую силу и поныне.
Так например, Декларация прав человека и гражданина считается основной частью действующей конституции 1958 года, а из пяти наполеоновских кодекса три (ГК, Торговый, УК), хотя и подверглись значительным изменениям в связи с объективной необходимостью, признаются по-прежнему действующими.

В дореволюционный период важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с 16 века собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 общих, действовавших на территории одной или нескольких провинций, ведущая роль в них отводилась «Обычаям Парижа».

Французские правовые обычаи, записи которых сохранились с 5 века, формировались под сильным влиянием римского и канонического права либо обычного права древнегерманских племён. Однако со временем французские обычаи приобрели самостоятельный и противоречивый характер, что и привело к попыткам объединения правовых обычаев, если не на всей территории Франции, то по крайней мере на территории её больших исторических областей.

Наряду с правовыми обычаями среди источников права в 17-18 веках получают роль законы, издававшиеся королевской властью. Среди них огромное значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера.
Известное, хотя и значительно меньшее, влияние на кодификацию французского права в период правления Наполеона, а тем самым и на дальнейшее развитие законодательства во Франции оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в «Обычаях Парижа».

Составители наполеоновских кодексов удачно использовав многовековой опыт французского права совершили в сфере правового регулирования большие преобразования, которые оказались настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве других стран либо послужили ориентиром при подготовке соответствующих кодексов.

В современной системе источников права центральное место занимают
Конституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека и гражданина 1989 года, а также содержащаяся там преамбула к Конституции 1946 года.

Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие конституционные положения. «Обычные» законы – акты парламента – регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных» законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновской манере. Изменения в эти кодексах также вносятся посредством издания соответствующих законов, если законодательство не предусматривает иного.

Действующая конституция 1958 года допускает широкие возможности правового регулирования путём издания актов исполнительной властью.

Наряду с классическими кодексами в 20 веке получила широкое распространение практика издания «консолидированных» законодательных актов по отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредствам «регламентарных» актов. Сейчас во Франции насчитывается несколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, налоговый, таможенный и др.

Определённую роль в качестве источников права во Франции в наши дни играют правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В определённых случаях эти постановления носят не только рекомендательный, но и обязывающий характер при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Это то, что касается романской группы, а теперь перейдём к германской.

2.Правовая система ФРГ.

Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этом довольно длительное время, до издания соответствующих общегерманских законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в неё княжеств. За основу были взяты законы
Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства оказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс
1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств, вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказал
Гражданский кодекс Франции. При подготовке проектов общегерманских законов их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своё происхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древних германцев.

Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет конституция ФРГ 1949 года. В этом документе подробно регулируются взаимоотношения федерации и всех входящих в её состав 16 земель, а также определена система и структура органов власти.

В законодательной сфере решающая роль принадлежит федерации, а на долю земель остаётся регулирование вопросов в соответствии со своей компетенцией, относящейся к культуре, к образованию и т.д.

При толковании законов в ФРГ в отличие от многих других стран большое значение придаётся материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.

Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель.

Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признаётся важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных инстанций, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве.

Теперь можно подвести итоги по романо-германской правовой системе. Эта система основана на проверенных временем традициях римского частного права и обладает в достаточной степени определённостью и систематизированностью.
Российская Федерация также принадлежит к романо-германской правовой системе
(хотя некоторые учёные выделяют славянскую правовую систему и относят к ней и Россию).

Следующая правовая система, которую следует рассмотреть – это мусульманское право.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.

«В отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей мусульманское право не является самостоятельной отраслью либо областью науки»[4], оно лишь одна из сторон религии ислама.

Эта религия содержит в себе догмы и устанавливает, во что мусульманин должен верить; шариат (в переводе «путь следования») предписывает верующим что они должны делать, а чего не должны. Хотя шариат основан на идее обязанностей человека, в нём отведено место и для права.

Наука мусульманского права имеет два раздела. Она изучает законы и предписания и объясняет каким образом и их какого источника он возник.

Мусульманское право имеет четыре источника права:

1. Коран – священная книга ислама

2. Сунна – традиции, связанные с посланцем бога

3. Иджма – единое соглашение, к которому пришло мусульманское общество

4. Кияс – суждение по аналогии

Основой мусульманского права является священная книга ислама – Коран, который состоит из высказываний Аллаха последнему своему пророку Магомету.

Однако юридических положений или так называемых «правовых строф» явно не достаточно для того, чтобы урегулировать все общественные отношения, в которые вступают между собой мусульмане.

Мусульманские авторы выделяют 70 строф, устанавливающих личный статус,
70 строф о гражданском праве, 30 строф уголовно-правового характера, регламентирующие судебную процедуру 13 строф, 10 «конституционных» строф,
10 строф, касающихся экономики и финансов и 25 строф «международного права». Однако подобное деление строф является крайне спорным и условным.

Иджма является третьим источником мусульманского права и используется для углубления и развития легального толкования божественных источников.

Призванные толковать закон, мусульманские юристы прибегают к рассуждению по аналогии. Это рассуждение можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Мусульманские легисты тем и отличаются от юристов общего права, что не создают новые нормы права, а лишь толкуют нормы, записанные в Коране.

Главное в мусульманском праве – его оригинальность по природе происхождения в сравнение с правовыми системами и даже с каноническим.
Мусульманское право следует рассматривать как систему, полностью независимую от других правовых систем.

Сейчас вполне очевидно, «что сложившееся 10 веке нашей эры мусульманское право непригодно для нужд современного общества. В нём нет регламентации некоторых институтов, которые сегодня необходимы. Кроме того многие нормы мусульманского права, приемлемые в своё время, теперь не только не отвечают нынешним условиям, но даже шокируют того, кто знакомится с ними.»[5]

Далее мне бы хотелось рассмотреть такую тему, как правовые системы
Дальнего Востока. И здесь как мне кажется необходимо выделить Китай и китайское право.

Правовые системы Дальнего Востока. Китайское право.

Для народов стран Дальнего Востока вообще характерно отсутствие веры в право как средство обеспечения социальной безопасности и порядка. Право в этих странах, безусловно, существует, однако, играет крайне незначительную роль.

Для Китая характерно отсутствие влияния из вне на развитие социальных институтов и соответственно и на развитие права.

К юристам китайцы относятся с недоверием, так как используя абстрактные нормы они создают препятствия к достижению компромиссов. В
Китае любое конкретное решение должно было отвечать справедливым и гуманным чувствам (возмещение вреда не должно было ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести к разорению его семью.

Тип общества, существовавший в Китае в течении многих веков соответствовал тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества – семья, с почти неограниченной властью главы семьи. Община и государство должны соответствовать модели семьи. Жителю общины полагалось следовать ритам, определённым правилам поведения соответствующим статусу жителя в общине.
Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание.

Идея «общества без права» вроде бы была опровергнута революцией 1911 года. После победы революции началась работа над кодификацией законодательства. В 1929 был принят Гражданский кодекс, в 1930 году –
Земельный кодекс и т.д. Однако за этой ширмой продолжали существовать традиционные понятия.

В результате победы коммунистической партии в 1949 году были отменены все ранее изданные законы и декреты и упразднены суды. Новые законы воссоздавали советскую модель права.

После полного разрыва Китая и СССР китайская революция взяла другой курс. Приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным перестройкам.

В 1982 году была принята 4 конституция, в которой были отражены основные идеи реформы, предпринятой Дэн Сяопином. В этот новый период развития появились важные законы в области уголовного и гражданского процесса, законы о гражданстве, патентах и т.д. Уголовный кодекс 1980 года содержит 192 статьи и разделён на общую и особенную части.

Этот интерес к праву, однако, не даёт основания забывать о многовековых традициях, в которых не было места праву. тем не менее начиная с 1976 года последовали серьёзные изменения и может быть вскоре из системы права Дальнего Востока учёные будут выделять китайскую правовую систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, я попытался рассмотреть основные правовые системы в современном мире. На основании тех данных, которых я привёл в этой курсовой выскажу свою субъективную точку зрения о превосходстве романо-германской правовой системы над другими (в связи с чёткой определённостью, кодифицированностью, рациональностью).

Хотя, в последние годы полным ходом идёт интеграция правовых систем, и со временем становится всё труднее отнести ту или иную страну к определённой правовой системе.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. РЕНЕ ДАВИД, КАМИЛЛА ЖОФФРЕ-СПИНОЗИ. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

СОВРЕМЕННОСТИ.

2. О.А. ЖИДКОВ, Н.А. КРАШЕНИННИКОВА. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

3. А.Х. САИДОВ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

МИРА

4. Н.И. МАТУЗОВ, А.В.МАЛЬКО. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

5. М.Н. МАРЧЕНКО. ОБЩАЯТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
-----------------------
[1] Рене Давид. Основные правовые системы современности. 1998. С 208
[2] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998 г. с. 108
[3] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998г. с. 109
[4] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998 г. с.121
[5] Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности.1998 г. с.317

-----------------------
[pic]



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.