Рефераты. Правовое сознание






Юридическая школа способна лишь формировать профессиональное правосознание будущих юристов на основе адекватно сформированного правосознания. Коррекция правосознания ей не под силу. (5)

Проведенные ранее исследования показывают, что, как правило, юристы хорошо знают нормы права, определяющие их компетенцию, а также регламентирующие порядок их служебной деятельности. По мере того как правовые нормы отдаляются от сферы общественных отношений, в которых юрист постоянно участвует как специалист, уровень знания соответствующих положений законодательства падает, опускаясь подчас ниже требований, предъявляемых к выпускнику высшего и даже среднего юридического учебного заведения. Многие юридические работники, как оказывается, не знают норм, определяющих правовое положение своей профессионально-юридической группы в целом.



(4) Теория государства и права. Москва 1999 год. Норма-Инфра. Стр.330

 (5)Козлов Ю. Кого готовим, господа? // Юрист. 1998. № 7. С. 64


11

 
 


 

 


  11

 
Зачастую они руководствуются лишь знаниями, полученными на практике, конкретными профессиональными навыками и умениями, привычками, а также разнообразными проявлениями профессиональной активности юристов.(6)

             

                     5. ЭЛЕМЕНТЫ  И СТРУКТУРА           

                            ПРАВОСОЗНАНИЯ


              Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, которое традиционно разделяют на два элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное правосознание (правовая психология). Их также можно определить как рациональные и эмоциональные структурные элементы.

«Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни». Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии, как систематизированному, научно-обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности.  Правовая идеология стремится выявить сущность, смысл природы права. Она служит своеобразным ориентиром, планом-программой действий, деятельности различных политических объединений, движений. Основу правовой идеологии должна  составлять принятая, в данном обществе, система политических и правовых идей – государственно-правовая идеология. По мнению определенных авторов особенно актуальна эта проблема для России, а также и для Кыргызстана на современном этапе развития этих стран. Здесь правовая идеология должна опираться на принципы укрепления и защиты государства, отказа от



120

 
(6)Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. С.173.




командно-административных методов управления.                

Необходимо добиваться рационального сочетания интересов личности и общества.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации 


     12

 
Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важнейшими и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.(7)

«Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе». Эмоции органически включены в структуру сознания и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением.

Зачастую правовые чувства  и эмоции возникают ранее правовых идей, и поэтому правовая психология в правосознании имеет как бы первичный характер. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Правовая психология – это наиболее несистемный, стихийный слой правового сознания, который выражается в отдельных реакциях человека на право; она является объективно-регуляторным явлением, включает в себя область без сознательного психического явления и процессы, обусловленные фактами действительности. Правовая психология участвует в формировании как правомерного, так и неправомерного поведения.                                                                                                    

 По мнению некоторых авторов юридической литературы «от уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля над ее чувствами и эмоциями, умение «властвовать собой».

(7)В.Н.Хропанюк. Теория государства и права.–М,1998.–С.204  

130

 
 


«Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии  как структурных элементов правосознания»». (8)


 13

 
Существует мнение о том, что можно включить и такой структурный элемент – как правовая установка. Под правовой установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы и явления и готовность действовать по отношению к ним в соответствии с этой оценкой. В совокупности правовые установки формируются в системе ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки формируют жизненную позицию личности, определяют ее направленность.

Через правовую психологию реализуются:

А) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности.

Б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

          Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

           Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

          От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой».  Это       свидетельство   взаимосвязи         и

 взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных  элементов правосознания.

         Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной Кореи, а     сейчас    и

 

140

 
(8)В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. - М, 2000- С. 250)

 Китая  любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства.(9)



6.Правовая культура

          



14

 
Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры право охранителей и других должностных лиц.

          Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле она включает в себя не только результат, но способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения. В широком в правовой подготовленности. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения. А также индивидов, имеющие юридические знания. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них является ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами.                                                                            

Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет

собой  ценность в той мере, в какой позволяет людям. пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. Следовательно, как и


150

 
(9)Теория государства и права. Москва 1999 год. Норма-Инфра. Стр.336

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.