Рефераты. Правовое государство и Украина






p> Признание главными принципами законотворчества в Украине принципа верховенства права и верховенства закона означает, по крайней мере, что законы государства имеют, во-первых, отвечать праву как мере общей равной для всех свободы справедливости и, во-вторых, в законах должно быть ограничение частного своеволия как лица (физического и юридического), так и государства во благо общества. При этом закон и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе Конституции Украины и отвечать ей.

Согласно с содержанием принципа верховенства права, свобода граждан должна обеспечиваться таким правовым порядком, соответственно с которым никто не может быть принужденным делать то, что не предусматривается действующим законодательством. Каждый человек должен иметь право и, бесспорно, при этом иметь условия на свободное и всестороннее развитие своей личности, если она не нарушает прав и свободы иных людей.

Становление и укрепление рыночных отношений, функционирование которых много в чем оправдывается принципом экономической эффективности, предусматривает реализацию и широкое применение в гражданско-правовой практике известного общеправового разрешительного принципа, который имеет стимулирующий характер: «разрешено то, что не запрещено законом». Еще
Томас Гоббс писал: «Там, где сузерен не приписал никаких правил, подданный мжет действовать или не действовать по своему собственному усмотрению» То есть, по своей социальной сути свобода волеизъявления граждан в правовом государстве должна находить свое юридическое выражение в законе, принципиальной основой которого является общее разрешение «все кроме» За пределами запрета, что включает и общепринятую общественную норму «не нарушая права и свободы иных людей», лицо может вести себя в соответствия со своими потребностями и интересами, но при условии конституционно- правовой гарантии, что государство не будет вмешиваться в частную жизнь и свободу граждан. Подчеркнем также, еще ограничивая свободу лица интересами иных людей и общества в целом, общего блага и придавая при этом полную и равную для всех свободу, но за пределами законодательное запрета, мы тем самым предоставляем ей возможность быть одним из правовых способов осуществления свободы волеизъявления лица, то есть обеспечение в обществе справедливости

Что же относительно государства, органов государственных властей и органов местного самоуправления то их должностные лица должны действовать лишь на основании и в границах полномочий и способами которые предусмотренные Конституцией и действующими законами Украины (ч. 2 ст. 19
Конституции Украины). Такие полномочия вытекают из самой сути правового государства и принципа верховенства права: право должно доминировать над властями, не допускать возможное своеволие со стороны последней, обеспечивать возможность контроля со стороны гражданского общества за государственной деятельностью. То есть в данном случае должен действовать общеправовой разрешительный принцип: «можно лишь то, что позволительно законом». Как раз на основании этого основоположного принципа должно определяться публично-правовое регулирование, в частности, сфера публично- властных отношений. Соответственно указанного принципа, органам законодательных, исполнительских и судебных властей позволяются лишь такие действия, которые непосредственно предусмотрены законом, что определяет их статус и компетенцию. Даже приписывая законодательные запреты, государство может ввести лишь такие ограничении субъективных прав граждан, целью которых есть благоприятствование обеспечению общенародных интересов в целом, благосостояния общества и, что в особенности важно, которые определены лишь законами. Это следует из базовой (основоположной) конституционной нормы,которая устанавливает, что главной обязанностью правового государства есть утверждение и обеспечение прав и свобод человека
(ч. 2 ст. 3 Конституции Украины).

Следовательно, реальное осуществление демократической трансформации украинского общества требует сегодня, в сущности, качественно новой правовой политики, где бы лицо, прежде всего гражданин, рассматривалось основным субъектом частно-правових отношений - главной действующей фигурой гражданского общества. Речь идет о системе самостоятельных относительно независимого от государства социально-экономических отношений между юридически свободными и вместе с тем равноправными людями - членами общества, которые формируются, осуществляются и развиваются на принципах самоорганизации при условии правового режима, социальной справедливости, свободы и верховенства права. Иными словами, речь идет об обществе, в котором граждане и организации, самостоятельные в правовом отношении связаны между собоим обоюдными интересами и свободно действуют в соответствия с этими интересами и по своему усмотрению, не нарушая при этом законных интересов иных лиц и общества в целом.

Современный национальный прогресс в Украине, прогресс в праве возможен через включение в процесс общественного развития не только потенциала государства, а обязательно и творческого потенциала всех ее граждан, возрождение энергии гражданского общества. Без последнего фактора все действия относительно внедрения положений Конституции Украины, политические старания осуществить демократические трансформации в украинском обществе будут бесплодными. Любая политика, программа, модель рыночной трансформации экономики или законодательный акт теряют свой смысл, если им недостает человеческого измерения, ориентированного на обязательный учет частных интересов человека, их координацию с публичными интересами общества. Ведь человек (а не государство) должно стать качественно новой основой демократического общественного развития Украины. А отсюда, законодатель, сознавая эту историческую тенденцию, признал в Украине жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность самой высокой социальной ценностью (ст. 3 Конституции
Украины). Конституция Украины, как известно, после первого раздела «Общие принципы» имеет специальный раздел «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».

Демократизация экономической и социально-политической жизнедеятельности украинского общества актуализирует вопрос об отображении и закреплении в системе национального права меры, уровня оптимального соотношения и взаимосвязи интересов лица, общества и государства, размежевание и - главное - взаимодействия публично-правовых и частно-правових основ регулирования общественных отношений, прежде всего в экономической сфере.
Монопольный приоритет публично-правового режима регулирования экономических отношений, который был обусловленный главным образом спецификой советской централизованно-плановой организации народного хозяйства и властей, политическими мотивами защиты интересов советского государства, в конечном итоге интересами партгосноменклатуры, должно уступить сегодня балансу взаимодействия принципов и норм публичного и частного права - органических составляющих единой, целостной системы права Украины. Речь идет о стратегии формирования, функционирования и развития такой системы права, которая гармонично обеспечивала б взаимодействие объективно существующих в обществе как частных, так и публичных потребностей и интересов лица, общества и государства, их взаимную ответственность. При этом должны функционировать лишь адекватние формы и методы правового регулирования. В частности, речь идет о реальном создании принципиально новой законодательной модели экономических отношений гражданского общества в
Украине, основой которой должны быть публично признанные общепризнанные частноправовые основы. В первую очередь речь идет о недопустимости своевольного вмешательства государства, ее органов и должностных лиц в частноправовые отношения граждан и частных юридических лиц при условии, что они не выходят из рамок закона; юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественную самостоятельность и свободу договоров участников хозяйственных (в широком понимании) отношений; продоление незаконного лишения права собственности; судебная защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов физических и юридических лиц в случае их нарушения и тому

Даже для государства, когда оно будет действовать в частноправовой сфере как субъект имущественных отношений, субъект гражданского права, выступая через создаваемые им публичные юридические лица, должны быть такие же права и такая же ответственность, как и для иных субъектов. То есть к государству в этом случае должен применяться также частноправовой порядок регулирования и нормы частного права. В частности, государственная собственность должна защищаться такими же гражданско-правовыми способами, как и иных собственников, а исковая давность при этом должна быть одинаковой для субъектов частноправовых отношений и тому подобное.

Тем не менее правовое государство как политико-управленческий феномен, который должен нести определенные социальные обязанности и ответственность перед обществом, должно иметь право вмешиваться (но все же лишь на законных основаниях) в сферу частной собственности, если нарушаются публичные интересы и права общества. Это означает, что в обществе, где действует принцип верховенства права, не только государство обязано предохранять частную собственность, но и сам собственник должен иметь определенные социальные обязанности и нести ответственность (в том числе и юридическую) перед обществом.

Внедрение в жизнь новых идей, принципов и положений Конституции
Украины, трансформация украинской правовой системы не могут и не должны быть осуществлены, во-первых, мгновенно, путем радикального, революционного слома существующих институтов и норм и, во-вторых, сами по себе[9] .
Преобразование современных общественных отношений на правовых принципах, становление в стране демократического политического режима и экономического порядка, обеспечение прав и свобод человека и достойных условий ее жизни, внедрение реального самоуправления и народовластия, обеспечение благосостояния народа и общественного согласия в обществе, организации функционирования государственных властей, ее ветвей согласно с Конституцией и на ее основе - дело значительного и кропотливого сотрудничества всего
Украинского народа, согласованных действий государственных деятелей и служащих и пересекающихся граждан. И этот процесс сотрудничества должен быть системным, последовательным, поэтапным и, главное, эволюционным.

5. Пути формирования правового государства в Украине

Важным этапом на пути становления независимости Украины, развития признаков ее самостоятельной государственности стало принятие Верховным
Советом Украины 28 июня 1996 г. Конституции Украины. Как политико- правовой акт чрезвычайной важности и долгосрочного действия она представляет фундамент не только современных, но и будущих демократических преобразований в общественных отношениях, основу формирования правовой системы украинского гражданского общества, социального, правового государства, ее национального законодательства. Можно утверждать, что заложены фундаментальные конституционные основы правового поля экономического и политического функционирования общества, взаимоотношений государства, общества и лица (человека, гражданина).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.