Рефераты. Правовое государство и гражданское общество






Политическую систему представляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Центральным институтом, политической системы гражданского общества является государство. Термин «государство» представляет собой организацию, обладающей верховной властью на определенной территории. Отличительной чертой государства является суверенность, она выражается в том, что ему принадлежит право представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для выполнения всеми членами общества, и, наконец, осуществляет правосудие. Государственная власть имеет в своем распоряжении профессиональный аппарат управления, а также специальные вооруженные отряды людей - армию, полицию и т.п., и поэтому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.

Не менее важным институтом политической системы являются политические партии. Партия - это есть политическая организация, представляющая часть общества (класс, этногруппу, социальный слой) в ее борьбе за участие в органах власти для отстаивания и проведения ее интересов внутри и вне страны. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они пропагандируют и активно защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации. Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей.[26]

Глубинным, существенным слоем являются отношения власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государственными органами и учреждениями и т.д. Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно - политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирование форм непосредственной демократии и т.д. [27]

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно – культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обуславливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразные пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействия на человека, но консолидирующими фактами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно – духовных, культурных ценностей. [28]

Человеческая деятельность многогранна. Она включает в себя многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций. В своей совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт, передает его из поколения в поколение. Она генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности (политика, наука, искусство, религия), порождают и развивают реальные изменения в жизни общества. Можно сказать, что культура – это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей человека, а также способ их создания, умения их использовать для прогресса человечества и передачи следующим поколениям.

Культура способствует непрерывному самосовершенствованию общества, его мобильности, динамичности посредством знаний, зафиксированных в различных формах духовных ценностей (научные знания, художественные достижения). Кроме того, она включает также все разнообразные средства и способы освоения и использования этих ценностей и приближение человека к ним посредством системы обучения, образования и воспитания, языка и мышления. Таким образом, культура выполняет достаточно разнообразные функции в обществе. Наиболее важные из них – познавательная, информационная, воспитательная, ценностная, социально-организующая, коммуникативная. Результатами действия этих функций становится: научно – технические открытия, социальные преобразования, развитие культурных институтов и учреждений.[29]

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство, выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.[30]

Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограниченной личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно – технического прогресса в производство и т. п. Наиболее крупные и значимые блоки права – стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «прав человека», которые являются фундаментальными, в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. Права человека и государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми. Правовые отношения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти.[31]

С учетом многовекового опыта изучения гражданского общества учеными были выработаны общие принципы, характеризующие его, к которым относятся: 1) многообразие форм собственности, рыночных отношений; 2) защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) правовое государство, основанное на принципе разделения властей; 5) свобода слова и печати; 6) невмешательство государства в частную жизнь граждан; 7) политический и идеологический плюрализм и т.д. На основании данных принципов и общих идей можно сделать вывод, что гражданское общество является более высокой ступенью в развитии социальной общности, мерой его зрелости разумности, справедливости. Гражданское общество создает необходимые условия и атмосферу для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принципов демократии: равноправия, нравственных и культурных ценностей, идеалов справедливости. Оно предполагает наличие особой сферы интересов, строго очерченной и охраняемой законом, в том числе и от произвола самого государства. Здесь над всеми призван властвовать закон, олицетворяющий порядок.[32]

Таким образом, гражданское общество – «это условное наименование того способа современно жизни, с которым неразрывно сплетены важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации – рыночную экономику и демократию… Осью гражданского общества является частная собственность. Для возникновения гражданского общества понадобилось реформация в Европе в 16-17 веках, превращение человека в индивидуума и собственника».[33]

Заключение.


Сейчас на территории распавшегося СССР, происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система права. Поэтому скажем так: На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.

Литература:

1.                 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов-3-е изд. - М.: Юриспруденция 2004. С. 513.

2.                 Гегель Г.В. Сочинения. Т.7. - М., 1989. С. 24.

3.                 История политических и правовых учений. – М.: Юр. лит-ра, 1991. С. 69-102.

4.                 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В.Мартышина.- М.: Норма,2004. С. 512.

5.                 Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Кант И. Сочинения на нем. и рус. Языках. Т. 1. - М., 1984. С. 95.

6.                 Кара-Мурза. Интеллигенция на пепелище России. - М., 1997. с. 244-245.

7.                 Конституция РФ. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2003. С. 1-2.

8.                 Корельский В.М. Теория государства и права. - М.: Изд-во Норма, 2001. С. 91-102.

9.                 Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. Т. 3. - М., 1988. С. 312.

10.            Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: «ЮристЪ», 2002. с. 379-380.

11.            Обществознание: Учеб. пособие / Под ред. Лобанова К.Н.- изд.-3-е, испр. и доп.- Белгород: БЮИ МВД Росси, 2002.

12.            Социально-политические и экономико-правовые проблемы гражданского общества. Сборник научных статей. – Белгород: БЮИ МВД РФ, 2001.

13.            Теория государства и права. / Под ред. Н.И Матузова , А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. С. 621.

14.            Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2000. с. 206-207.

15.            Цицерон. Диалоги. - М., 1966. С. 24.

16.            Человек и общество: Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебниковой. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

17.            Энциклопедия права. Учеб. Пособие./ Под ред. М.Х. Хутиз, П.Н. Сергейко. - Кубань, гос. Ун-т, 1995. С. 135.


[1] История политических и правовых учений. – М.: Юр. лит-ра, 1991. С. 69.

* исторический тип государства и права – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам и правовым системам единой общественно-экономической формации.

[2] История политических и правовых учений. … С. 69.

[3] Там же. С. 307.

[4] Цицерон. Диалоги. - М., 1966. С. 24.

[5] Корельский В.М. Теория государства и права. - М.: Изд-во Норма, 2001. С. 91.

[6] Энциклопедия права. Учеб. Пособие./ Под ред. М.Х. Хутиз, П.Н. Сергейко. -  Кубань, гос. Ун-т, 1995.  С. 135.

[7] Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. Т. 3. - М., 1988. С. 312.

[8] Корельский В.М. ... С. 91.

[9] Энциклопедия права...  С. 131.

[10] Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Кант И. Сочинения на нем. и рус. Языках. Т. 1. - М., 1984. С. 95.

[11] Корельский В.М. ... С. 91.

[12] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов-3-е изд. - М.: Юриспруденция 2004. С. 513.

[13] Гегель Г.В. Сочинения. Т.7. - М., 1989. С. 24.

[14] История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В.Мартышина.- М.: Норма,2004. С. 512.

[15] Корельский В.М. ... С. 92.

[16] Энциклопедия права... С. 133.

[17] Энциклопедия права… С. 133.

[18] Корельский В.М. … С. 94.

[19] См.: Конституция РФ. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2003. С. 1-2.

[20] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2000. с. 206-207.

[21] Корельский В.М. … С. 95.

[22] Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: «ЮристЪ», 2002. с. 379-380.

[23] См.: Корельский В.М. … с. 96-99.

[24] См.: Обществознание: Учеб. пособие / Под ред. Лобанова К.Н.- изд.-3-е, испр. и доп.- Белгород: БЮИ МВД Росси, 2002.

[25] См.: Человек и общество: Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебниковой. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

[26] Теория государства и права. / Под ред. Н.И Матузова , А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. С. 621.

[27] См.: Корельский В.М. … с. 96-99.

[28] Там же.

[29] Обществознание… С. 190.

[30] Корельский В.М. … с. 96-99.

[31] Корельский В.М. … С. 102.

[32] Социально-политические и экономико-правовые проблемы гражданского общества. Сборник научных

[33] Кара-Мурза. Интеллигенция на пепелище России. - М., 1997. с. 244-245.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.