Рефераты. Правовая реформа в 1990-х годах






p> Закон также устанавливает тайну исповеди.

Активизация деятельности тоталитарных сект вынудила государство пойти на ограничения деятельности религиозных объединений, в 1997 году был принят
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Религиозные организации могут быть зарегистрированы как юридические лица только после продолжительной деятельности религиозных групп. Установлено более десяти оснований для судебной ликвидации, в частности: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества, принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, склонение к самоубийству, воспрепятствование получению обязательного образования, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения; противодействие выходу, побуждение к совершению противоправных действий.

22. Реформа в сфере массовой информации.

Гласность и свобода массовой информации – одно из демократических завоеваний периода перестройки. Законом СССР «О печати и других средствах массовой информации», Законом РФ 1992 года «О средствах массовой информации» установлены свобода массовой информации и запрет цензуры, права на поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими. Одновременно установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации, то есть на использование СМИ для противозаконной деятельности, а с учётом поправки 1995 года также на пропаганду порнографии, культа насилия и жестокости, а также ответственность за злоупотребления свободой массовой информации вплоть до закрытия в судебном порядке.

В 1995 году принят Федеральный закон «О рекламе», упорядочивший правовое регулирование рекламной деятельности. В связи с развитием компьютерных телекоммуникационных сетей общего пользования ( Всемирной Сети
«Интернет» и других ) обсуждается необходимость принятия федерального закона о глобальных компьютерных сетях.

23. Общие характеристики новой правовой системы.

Новая правовая система включает следующие виды нормативных правовых актов:

(1) Конституцию РФ,

(2) Федеральные конституционные законы, федеральные законы

(3) Федеративный договор и другие договоры о разграничении предметов ведения и полномочий

(4) Указы и распоряжения Президента РФ

(5) Постановления и распоряжения Правительства РФ

(6) Постановления Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам их ведения

(7) Правовые акты федеральных органов исполнительной власти и других федеральных государственных органов

(8) Конституции, уставы и законы субъектов РФ

(9) Подзаконные правовые акты субъектов РФ

(10) Уставы и другие правовые акты муниципальных образований

Правовая система также включает следующие источники права:

(1) Общепризнанные нормы и принципы международного права

(2) Международные договоры, ратифицированные и не ратифицированные РФ

(3) Референдумные нормы

(4) Постановления Конституционного Суда РФ

(5) Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ по вопросам правоприменительной практики

(6) Другие судебные решения

(7) Общеправовые принципы

(8) Правовые обычаи

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Конституция РФ установила принцип открытости правовой системы. Все законы, а также любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, в противном случае они не должны применяться. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация полного текста в «Собрании законодательства РФ»,
«Российской газете» или «Парламентской газете», однако некоторые статьи законов о бюджете вопреки Конституции РФ засекречиваются.

Российская правовая система практически не признаёт судебный прецедент в качестве источника права за двумя исключениями. Во-первых – обобщение судебной практики и руководящие разъяснения пленумов Верховного и Высшего
Арбитражного судов. Во-вторых, положения, воспроизводящие признанные
Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться судами и другими правоприменяющими органами.

Законодательство России признает аналогию закона ( применение закона, регулирующего сходные отношения ) и аналогию права ( общие начала и смысл законодательства, требования добросовестности, разумности, справедливости ), но не во всех отраслях ( Ст.6 ГК РФ, Ст.11
АПК РФ, Ст.3 УК РФ ).

Признаёт закон и правовой обычай ( Ст.5 ГК РФ «Обычаи делового оборота» ), но он не применяется, если противоречит законодательству.

24. Свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

(1) Верховенство Конституции РФ на всей территории РФ (ст.4).

(2) Высшая юридическая сила Конституции. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, в противном случае они должны считаться недействительными.

(3) Прямое действие Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ. Суды и другие государственные органы должны применять Конституцию РФ.

(4) Конституция – ядро правовой системы. Законодательство основывается на Конституции РФ. Конституция координирует законодательство и обеспечивает его единство.

(5) Учредительный характер Конституции. Конституция – результат учредительной власти народа. Проголосовав за Конституцию, народ утвердил форму правления и государственное устройство.

(6) Стабильность Конституции РФ. Главой 9 установлен особо сложный порядок принятия конституционных поправок к главам 3 – 8, а глава 1 «Основы конституционного строя», глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» вообще не могут быть изменены, только в порядке пересмотра Конституции.

25. Значение международного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным законом, применяются правила международного договора.
Международные договоры, затрагивающие основные права и свободы человека, предусматривающие принятие федеральных законов, устанавливающие иные, чем федеральный закон, подлежат ратификации, причём ратификация осуществляется федеральным законом. Отсюда следует, что ратифицированные международные договоры имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы. Кроме того, официально опубликованные международные договоры, не требующие принятия внутригосударственных актов, имеют прямое действие на территории
РФ и могут применяться непосредственно.

26. Значение прав человека. Судебная защита прав человека.
Гражданство.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2). В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права ( имеются в виду в первую очередь нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 года ) и в соответствии с
Конституцией РФ (ст.17).Глава 2 Конституции полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). В судебной практике последних лет наметилась тенденция к непосредственному применению прав человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд (ст.46). Подобная норма была и в Конституции СССР (ст.58), но она во многом оставалась неисполняемой декларацией. ГПК РСФСР предусматривает судебное обжалование лишь некоторых административно - правовых отношений ( главы 22 – 25 ГПК РСФСР ). Закон РФ 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает совершенно иной подход: каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.3). Ограничения прав и свобод человека, не вызванные конституционной необходимостью, а также ограничения прав и свобод законами субъектов РФ и подзаконными актами неконституционно, и такие ограничения нередко рассматриваются
Конституционным Судом РФ по жалобам граждан и по запросам судов (ч.4 ст.125).

Изменён статус гражданина РФ. Он не может быть лишён гражданства, быть выслан из РФ или выдан другому государству. Допускаются изменение гражданства и двойное гражданство.

27. Государственные правозащитные органы.

(1) Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, действует Комиссия по правам граждан при Президенте РФ;

(2) Правительство РФ принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (ст.114);

(3) Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

(4) Уполномоченный по правам человека, назначаемый Государственной
Думой.

Кроме того, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.

Такое количество государственных органов, уполномоченных защищать права и свободы человека и гражданина, естественно, поскольку правоохранительная ( в частности правозащитная ) функция – одна из основных функций правового государства.

28. Референдумное право.

Конституция СССР предусматривала решение важнейших вопросов жизни страны и рассмотрение законов на референдуме, но эти нормы, как и многие другие, оставались недействующими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.