Рефераты. Правотворчество в Белоруссии






p> Процедуры обсуждения и принятия законов должны быть гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступны для понимания населения. В первую очередь это относится к актам, затрагивающим права, свободы и обязанности граждан.
Законность.

В соответствии с этим принципом нормативно-правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу. Принцип законности, прежде всего, предполагает обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества. Естественно, если сама
Конституция как основной закон государства принята на основе и при соблюдении надлежащих демократических процедур, если Конституция воплощает в себе понятие высшей справедливости, то она представляет собой, с точки зрения естественного правопонимания, основной позитивный правовой закон
Верховенство Конституции в таком случае воспринимается как верховенство права. Конституция обладает высшей юридической силой и все законы и иные нормативные акты не должны ей противоречить. В правовых демократических государствах существует специальный механизм проверки соответствия
Конституции, иных актов независимыми Конституционными судами. В свою очередь текущие законы обладают высшей юридической силой по сравнению с подзаконными нормативно-правовыми актами. В частности, правительством не должны приниматься акты, конкурирующие по юридической силе с актами законодательных органов. Здесь действует положение, при котором акт нижестоящего органа правотворчества не может противоречить акту вышестоящего правотворческого органа. Важно, кроме того, чтобы каждый вновь принятый акт не вступал в противоречие с действующим, если он не вносит в него прямые изменения.
Научная обоснованность.

Принцип научной обоснованности предполагает глубокую научную проработку соответствия принимаемого акта назревшим потребностям развития общества, т.е. необходимость и целесообразность урегулированности правом определенных общественных связей. В этих целях следует проводить научные исследования с привлечением квалифицированных, опытных ученых и специалистов-практиков, работающих в соответствующей сфере, социологические опросы, социально-правовые эксперименты, а при необходимости изучать имеющийся отечественный и зарубежный опыт, правоприменительную практику и т.д. Без глубокой научной экспертизы, широкого обсуждения не должен приниматься ни один правовой акт. Более того, целесообразно определить порядок комплексной научной экспертизы законопроектов, охватывающей политические, экономические, финансовые, правоприменительные, организационные, правоохранительные, терминологические, исторические и другие аспекты. Наиболее важные нормативные акты (прежде всего законы) не должны приниматься в спешке, без выработки механизма их осуществления. Этот механизм должен включать информационное материально – финансовое обеспечение введения в действие новых актов, выработку форм выявления их эффективности, порядка толкования и т.д. Важное значение имеет профессионализм законодателей, знание ими основ законодательной техники и сложившейся системы права. В условиях Беларуси важно учитывать тенденцию дифференциации права на частное и публичное
Всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности.

В демократических, социальных правовых государствах учёт и обеспечение прав и свобод граждан объявляется их высшей целью. Признается приоритет общепризнанных принципом международного права в сфере прав человека и обеспечивается соответствие им внутреннего национального законодательства.
В процессе создания нормативно-правовых актов это положение должно непременно учитываться. В нормативно-правовых актах не должны присутствовать нормы, в той или иной форме нарушающие права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, других законах и предусмотренные международными обязательствами государства. В принимаемых нормативно- правовых актах не должны также присутствовать нормы, устанавливающие какие- либо преимущества или ограничения по признаку пола, расы, национальности, вероисповедания и др. Ограничение прав и свобод личности допускается как исключение и только в строго оговоренных законом случаях.
Учет интересов всех социальных групп и слоев общества.

В правотворческих решениях невозможно учесть и обеспечить интересы всех общественных групп населения. Однако законодатели в государстве, провозгласившем себя социальным, должны искать максимальный баланс учета и обеспечения законных интересов членов общества, справедливое их соотношение. Государственное регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями должно осуществляться на основе равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Не должны приниматься нормативно-правовые акты, устанавливающие явные социально не оправданные преимущества для одних социальных групп и явные ограничения для других категорий населения. Должно быть исключено закрытое нормотворчество, устанавливающее социальные преимущества для "верхушечных" властных структур, а также решения, льющие возможность безвозмездно пользоваться ими, присваивать значительные общественные богатства. Законодательные акты в этом смысле должны быть научно обоснованными и связывать удовлетворение интересов всех слоев общества с активно-трудовой деятельностью.

Кроме того, должна быть обеспечена равная защита законных прав и интересов каждого. Консолидация общества в значительной степени зависит от разумного отражения в законодательстве баланса интересов всех его социальных групп и слоев.№

Сочетание общегосударственных и региональных интересов. Этот принцип актуален прежде всего для государств с федеративным устройством.

№ См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право Т.2.С.3
Он заключается в том, что правотворческие решения федеральных властей должны учитывать интересы регионального характера, отражать местные особенности. Но не менее важны эти положения и для унитарных государств.
Бывает, что нормативно-правовые акты, принимаемые центральными органами, в чем-то ущемляют интересы населения определенной местности, вызывая негативное к ним отношение. В результате эффективность действия актов значительно снижается. Следовательно, те решения центральных нормотворческих органов, которые затрагивают интересы какого-либо из регионов, должны очень тщательно прорабатываться с этой точки зрения и учитывать местные интересы. Естественно, и местные органы в своих актах не должны игнорировать общегосударственные интересы. Актуальность для Беларуси этого принципиального положения связана с регулированием различных сторон жизни населения в регионах, потерпевших от аварии на ЧАЭС. Названный принцип важен и при определении правового положения создаваемых в республике свободных экономических зон, и во многих других случаях.

Нормотворчество, как процесс, осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий:

- планирование нормотворческой деятельности;

- нормотворческая инициатива;

- подготовка проекта нормативного правового акта;

- принятие (издание) нормативного правового акта;

- включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

- опубликование нормативного правового акта.
Кроме вышеперечисленных стадий возможно также выделение в отдельную стадию принятие мер по введению в действие нормативного
___________________________________________________________________
№Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №6. С34. правового акта. В данном случае имеется в виду фактическое введение в действие, так как законодатель окончательно придает юридическую силу принятому нормативному правовому акту путем его опубликования.

В связи с развитием информационных технологий иным содержанием стала наполнена и предпоследняя стадия нормотворческого процесса.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь существует не только как печатное издание, но и в цифровом варианте. Так, на апрель 2000, возможностями сайта Национального центра правовой информации Республики
Беларусь в интернете воспользовалось 57 тысяч пользователей. В интернете размещено более 6.000 нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Данная база данных, существующая в интернете, является эталонным банком данных правовой информации Беларуси. №

___________________________________________________________________
№ Интернет обучает законам // Советская Белоруссия. 2000. №90. C.1.

ГЛАВА 2. Субъекты правотворчества.

Таким образом, существуют следующие субъекты правотворчества:
-правотворчество народа путем референдума;
-правотворчество компетентных государственных органов(должностных лиц);
-правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий.

Правовые нормы как общеобязательные правила поведения возникают, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов, которую называют в юридической науке правотворчеством (как уже было сказано выше). Следует однако иметь в виду, что содержание и объем указанной государственной деятельности не всегда одинаковый. № В одних случаях компетентные органы государства сами непосредственно издают правовые нормы, в других – они могут придать общеобязательное значение нормам, исходящим от негосударственных организаций, или обычаям.І В тех же случаях, когда юридическое решение, в котором содержаться общие правила поведения, принимаются посредством референдума (народного голосования), государство придает такому решению официальное значение. Достоинство референдума, если он проводится с целью принятия нормативного акта, проявляется в том, что здесь воля народа выражается непосредственно. Однако опыт свидетельствует, что путем референдума весьма трудно

№Общая теория государства и права: Курс лекций./под общ.ред.А.Ф.Вишневского.-Мн.:Тесей,1998.(С.322)
ІКолесников Е.В. Обычай как источник советсткого государственного права.(С.25)

принять акт, истинно выражающий эту волю. Ибо результаты голосования в значительной степени зависят не от содержания акта, а от вопросов, предложенных для голосования, которое нередко формулируется туманно.
Вынесение на референдум сколько-нибудь крупных актов нецелесообразно, поскольку на них невозможно дать однозначный ответ.

Исходя из сказанного субъектами правотворчества являются во-первых компетентные государственные органы, когда нормы права создаются ими и исходят прямо от них. Функцией правотворчества в Республике Беларусь обладает достаточно широкий круг государственных органов и должностных лиц.
К их числу относятся: Президент Республики Беларусь, Национальное собрание
(Парламент), Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства, местные Советы, исполнительные комитеты, их управления и отделы, руководители предприятий, учреждений, организаций и другие. Каждый из этих органов обладает правотворческими полномочиями в пределах своей компетенции. Полномочия на издание нормативно- правовых актов определяются Конституцией Республики Беларусь, другими законами. Во-вторых субъектом правотворчества являются негосударственные организации, когда государство осуществляет санкционирование норм этих организаций. В этом случае нормам, изданным негосударственными организациями, или обычаям государство придает общеобязательное значение, юридическую силу. Следует также иметь в виду, что компетентные органы государства в определенных случаях могут поручить негосударственным организациям принятие нормативно-правового акта. Принятым таким путем актам придается юридическое значение и они не нуждаются в последующем утверждении. В - третъих, специфическим субъектом правотворчества выступает народ.№ В соответствии с Конституцией Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут
№ Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г).Статья
73(стр.64) проводиться референдумы. Участие государства в процедуре принятия нормативных решений непосредственно народом является минимальным. Оно заключается в объявлении референдума, «оформлении» его результатов, опубликовании и введении принятого решения в действие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.