Рефераты. Право Киевской Руси






Право Киевской Руси

План:

1. Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси.

Соотношение компетенции церкви и государства

2. Общественный строй Киевской Руси.

3. Государственный строй Киевской Руси.

4. Суд и процесс в Киевской Руси.

5. Правовая система Киевской Руси.

Преступление и наказание по Русской Правде. Гражданское право

6. Библиография.

Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси.

Соотношение компетенции церкви и государства

1. Предки наши в период господства языческой веры соприкасались со многими религиями, которые заметно повлияли на их собственную веру, такими как христианство, ислам, иудаизм и др. Вероятно, через их влияние они уже тогда дошли до понимания единого Бога. Что это действительно было так, подтверждает греческий историк VI века Прокопий, который писал о наших предках, что они «признают владыкой всех единого Бога, который посылает молнию; в жертву ему приносят коров или другую жертву».

Но новая вера — христианство — с триумфом продвигалась по Европе и уже в IX веке все соседние с Киевской Русью народы (кроме угров) приняли эту веру. Нельзя сказать, что христианство было новой религией для руссов, оно имело своих сторонников на землях Киевской Руси еще со времен Андрея
Первозванного. С давних времен приходило оно разными путями: с греческих колоний, с Балканского полуострова, с Хазарского каганата, с
Великоморавского государства. Но эту веру принимала главным образом элита общества — князья, бояре, городская аристократия, которые не решались открыто стать христианами, а тем более не допускали даже мысли о крещении народа, который имел свою извечную веру. Так, христианами были князь
Оскольд, князь Игорь, его жена княгиня Ольга, которая не смогла сделать христианином своего сына Святослава, но привила любовь к новой вере внуку
Владимиру, на плечи которого и легла почетная задача — провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси.

Владимир был весьма мудрым политиком, чтобы не понимать, что старая вера не могла объединить его государство — достаточно самостоятельным и демократическим оно было. Без сомнения, еще большее влияние на него оказывало то, с какой скоростью христианство завоевывало народы и страны. В
864 году приняла крещение Болгария, в 928-935 годах — Чехия, в 962-992 годах — Польша. Для Владимира стало очевидным, что, только приняв христианство. Киевская Русь сможет войти как равноправная в число европейских государств.

Из летописей неизвестно, где и при каких условиях принял христианство
Владимир. «Повесть временных лет» утверждает, что сделал он это в Корсуни.
В 987 году Византийский полководец Варда Фока восстал против императоров
Василия II и Константина. Последние обратились к Владимиру за помощью. Как условие этой помощи он изъявил желание прежде заключить брак с сестрой императоров Анной, а они как предпосылку брака — его крещение. Тогда Владимир и крестился. С его помощью Варда Фока был разбит. Однако, избавившись от опасности, византийские цари отказываются от своего обещания — отдать в жены Владимиру свою сестру. Они исполняли завещание своего деда — Константина
Порфирородного, который писал: «Когда хозары, турки или русы или какой иной северный народ... начнет просить или добиваться... чтобы породниться с императором ро-меев, взять у него дочку за себя или свою дочку отдать за императора или его сына — нужно ответить на такое позорное домогательство, что на то есть запрет, страшное и нерушимое постановление святого и великого Константина».

В ответ на это Владимир берет в осаду, а потом и захватывает одну из наилучших византийских колоний в Крыму — Корсунь. Это принудило Византию исполнить обещание и направить Анну в Корсунь, где она была обвенчана с
Владимиром. Это был апогей его славы. Единовластный хозяин огромного государства, получивший моральное благословение Второго Рима, он мог отважиться привести свой народ к новой вере. Случилось это в 988 году.

Согласно «Повести временных лет», крещение Руси происходило чрезвычайно просто: Владимир приказал скинуть в Днепр старых богов и в назначенный день выйти всем к реке. Люди с песнями входили в воду, а священники читали молитвы. И была «радость на небеси и на земли, толико душ спасаемых».

В действительности же, не все было так просто. После крещения киевлян, кратко замечает летописец, «начал Владимир ставить по городах церкви и священников, и сгонять людей на крещение по всех городах и селах».
Думается, что крещение народа растянулось не на один десяток лет.

Первыми крещение получили киевские земли, главным образом, большие города, поскольку села принимали новую веру довольно неохотно. Занялся
Владимир также и крещением северных земель государства, тех, которые позже составили Московское княжество. Здесь христианство натолкнулось на большие препоны. Так, в 991 году Владимир послал епископа в Новгород с целью подготовить новгородцев к новой вере. Как рассказывают летописи, крещение проходило здесь силой: «Путята (тысяцкий) крестил их мечом, а Добрыня
(посадник) — огнем».

Крещение Руси вызвало множество дискуссий по поводу того, какое духовенство крестило народ. Известные историки, в частности, историки церкви И. Го-лубинский, В. Пархоменко придерживались взгляда, что крестить народ Владимиру помогало византийское духовенство. Но эта концепция вызвала возражение. Во-первых, в византийских источниках не упоминается такое важное событие, как крещение Киевского государства при Владимире, тогда как во многих из них упоминается крещение отдельных лиц при Ос-кольде. Во- вторых, трудно представить себе успехи христианизации при помощи византийского духовенства, которое проповедовало чужым для украинского народа языком.

Эти несоответствия привели к появлению в 1913 году гипотезы М.
Приселкрва, который доказывал, что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло не с Византии, а из Болгарии, с Охриды, где существовал независимый патриархат. Вскоре эта точка зрения становится преобладающей, и не безосновательно. С Болгарией Украина-Русь имела интенсивные отношения. В политическом отношении Болгария была менее опасной, чем Византия. Весомым аргументом была близость языков, и священники-болгары могли легко достичь понимания с новой паствой. Интересную черту в эту гипотезу добавил П.
Куренной. Исследуя остатки Десятинной церкви, которую построил Владимир в
Киеве, он пришел к выводу, что техника по строения этого здания аналогична храмам Охриды в Болгарии, а не
Византии.

Все это говорит о том, что первыми учителями христианства и церковными проповедниками на Руси были болгары.

Следовательно, сделаем некоторые выводы. Признание христианства государственной религией открыло перед Киевской Русью дверь богатой византийской культуры, которая переживала в то время свое возрождение.

Новая вера способствовала укреплению связей с другими христианскими государствами. Киев становится не только политическим, но и духовным центром государства.

Христианство внесло в жизнь народа высшую мораль, высшие идеалы и культуру, ячейками которой и стали храмы.

2. Прежде всего, рассмотрим вопрос об отношениях между церковью и государством. Ответ на него дал Христос, когда сказал: «Царство мое не от мира сего». Или когда на вопрос фарисеев, платить ли дань кесарю, ответил:
«Отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу». Этим Христос провел границу между церковью и государством. Эти две институции преследуют разные цели. Церковь должна, в первую очередь, заботиться о душах верующих, о воспитании их в духе учения Христового, о приближении их к Христу, об единении их с
Христом. Государство должно заботиться о порядке и мире в обществе, защищать права и свободы каждого из его членов, заботиться о материальном благосостоянии граждан.

Отличаются церковь и государство и объемом своей деятельности.
Государство ограничивается территорией, а церковь является вселенской.
Наконец, есть разница и в способе влияния на своих членов. Государство часто применяет принудительные методы, тогда как церковь не должна употреблять их никогда и действовать только путем убеждения и примера.

Но это не значит, что между церковью и государством нет никакой связи.
Христос не запретил платить дань кесарю, а апостол Павел писал: «Хозяин —
Божий слуга тебе на добро. А делаешь ты зло, то бойся, поскольку не зря он носит меч, поскольку он — Божий слуга, мститель в гневе преступнику.
Поэтому необходимо подчиняться не только из-за гнева, но и из-за совести.
Через это вы и налоги даете, поскольку они слуги Божие, именно тем всегда занятые. Итак, отдайте надлежащее всем,.кому налог — налог, кому пошлина — пошлина, кому страх — страх, кому честь — честь» (поел. к Римлян., XIII, 4-
7).

А поскольку государственная власть, как сказано в Святом Письме, является от Бога, то между церковью и государством должно быть сотрудничество.

Известия об организации первой церкви в Украине очень скупые. Патриарх
Фотий писал, что в 864 году по просьбе князя был выслан в Русь епископ.
Теперь мы с уверенностью можем утверждать, что Владимир 14 августа 988 года не крестил Русь, а только провозгласил христианство единой государственной религией. Христианство распространялось в Украине со времен Андрея
Первозванного. Иное дело, что в течение почти ста лет украинская митрополия возглавлялась греками, которых посылал Константинопольский патриарх, без согласования с киевскими князьями.

Согласно с практикой Византии, митрополии не только пребывали в духовной зависимости от патриарха, но и вся их территория подчинялась византийскому царю. Но это было только теоретически, поскольку на практике такой зависимости быть не могло: Византии не ~ хватало реальной силы, чтобы воплотить это в жизнь.

Епископов, как правило, назначал князь. При Изяславе II собор епископов вторично самостоятельно в 1147 году избрал митрополитом Клима
Смоля- тича. Следовательно, мы видим стремление Киевской Руси к автономной церкви.

Православие XI-XII веков в целом не было враждебно настроено против других религий. Постоянные торговые отношения с иностранцами — варягами, немцами, уграми, поляками, арабами, иудеями — способствовали толерантности в религиозных вопросах. Так, в XII веке ирландские купцы основали в Киеве костел св. Девы.

Общественный строй Киевской Руси

Для феодального общества характерно деление населения на сословия.

Сословие — это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процес формирования сословий только начался.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.