Рефераты. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок






p> 1.9. Конституционные поправки.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются
Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном статьёй 108 Конституции
Российской Федерации для принятия федеральных конституционных законов, но согласно толкованию Конституции Российской Федерации конституционные поправки принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в особой форме - в форме законов Российской Федерации о поправках к
Конституции Российской Федерации. Законы о конституционных поправках после их одобрения органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов Российской Федерации подписываются Президентом Российской
Федерации, обнародуются и вступают в силу. Представляется, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации не должны противоречить главам
1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.

1.10. Изменения статьи 65 Конституции.

Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает две особые, упрощённые процедуры для изменения статьи 65 Конституции Российской
Федерации. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую
Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской
Федерации. В случае изменения наименования субъекта Росийской Федерации его новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской
Федерации.

2. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.

2.1. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской
Федерации.

Как уже отмечалось, положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской
Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, если предложение об их пересмотре будет поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Пересмотр глав 1, 2, 9 в рамках действующей Конституции невозможен, их пересмотр означает пересмотр Конституции Российской Федерации.

2.2. Порядок формирования и статус Конституционного Собрания.

Конституционное Собрание должно созываться в соответствии с
Федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании". Пока такой закон не принят, созыв Конституционного Собрания невозможен. В настоящее время в Государственной Думе идёт работа над различными проектами закона. Неясен даже порядок формирования Конституционного Собрания.
Неизвестно, будет ли оно избираться гражданами Российской Федерации или каким-либо образом формироваться из представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и религиозных объединений.
Неясна даже численность Конституционного Собрания. Очевиден представительный характер Конституционного Собрания. Вместе с тем его состав, по-видимому, должен вкдючать высококвалифицированных юристов и иных специалистов. По характеру полномочиям Конституционное Собрание будет учредительным органом. При этом необходимо отметить, что Конституционное
Собрание не может быть органом Федерального Собрания и не будет входить в законодательную ветвь государственной власти.

2.3. Порядок деятельности Конституционного Собрания.

Порядок деятельности Конституционного Собрания также должен быть урегулирован Федеральным конституционным законом "О Конституционном
Собрании" в соответствии со статьёй 135 Конституции Российской Федерации.
Должны быть определены срок полномочий и деятельности, внутренняя структура, порядок организации работы Конституционного Собрания, порядок разработки проекта Конституции Российской Федерации, порядок принятия решения о принятии Конституции Российской Федерации, о вынесении её проекта на референдум. Должен быть решён вопрос о председательстве, причём председательствующим может быть или определённое должностное лицо
(например, Президент Российской Федерации по аналогии с Конституционным
Совещанием, или председатели палат Федерального Собрания, как в некоторых законопроектах), или Председатель, избираемый самим Конституционным
Собранием. Некоторые вопросы деятельности Конституционного Собрания уже урегулированы статьёй 135 Конституции, статьёй 11 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации"[5].
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей
Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой
Конституции Российской Федерации (при этом не ясно, обязательны ли для
Конституционного Собрания предложения, одобренные тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы).
Проект Конституции Российской Федерации может быть либо принят двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо вынесен на всенародное голосование (референдум) большинством от общего число его членов. Непринятие Конституции Российской
Федерации или решения о вынесении её проекта на референдум означает подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации.

2.4. Всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции
Российской Федерации.

Конституционному Собранию принадлежит инициатива о проведении референдума Российской Федерации по вопросу о принятии новой Конституции
Российской Федерации. В случае принятия Конституционным Собранием решения о вынесении проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование (референдум) проведение референдума по вопросу о принятии новой
Конституции Российской Федерации является обязательным. Референдум проводится в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а также для сведения в палаты
Федерального Собрания. Президент Российской Федерации направляет запрос в
Конституционный Суд Российской Федерации о соблюдении требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в случае положительного решения своим указом назначает референдум по проекту
Конституции Российской Федерации, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трёх месяцев со дня опубликования указа. Проект Конституции Российской Федерации опубликовывается Центральной комиссией референдума (Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующей в качестве
Центральной комиссии референдума) не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Центральная комиссия референдума подводит итоги всенародного голосования (референдума) по проекту новой Конституции Российской
Федерации, она признаёт референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирателей (граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации) и признает новую
Конституцию Российской Федерации принятой на референдуме Российской
Федерации, если за неё в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании
(при условии, что выборы состоялись и признаны действительными). Решение о принятии новой Конституции Российской Федерации опубликовывается
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и вступает в силу со дня опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен формулировкой вопроса.

3. Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции
Российской Федерации.

3.1. Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8
Конституции Российской Федерации (далее - конституционные поправки) определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации,
Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к
Конституции Российской Федерации"[6]. Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьёй 134 Конституции РФ и рассмотрены в пункте 1.7. Конституционные поправки принимаются Федеральным
Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее, чем двух третей (60 из 89) субъектов
Российской Федерации .

3.2. Форма правового акта о поправке к главам 3-8 Конституции
Российской Федерации. Конституционные поправки принимаются в форме закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее - закон о поправке). Форма нормативного правового акта о поправке к
Конституции Российской Федерации было предметом рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации, было установлено, что поправка к Конституции Российской Федерации по своей юридической природе отличается от федерального конституционного закона и должен приниматься в форме особого правового акта[7]. Под поправкой к Конституции Российской Федерации
(синоним - конституционная поправка) понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3-8 Конституции Российской
Федерации. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон Российской Федерации о поправке получает наименование, отражающее суть данной поправки.

3.3. Рассмотрение проекта закона Государственной Думой.

Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную
Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом
Государственной Думы[8] в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным
Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов (300 депутатов). Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.

3.4. Рассмотрение проекта закона Советом Федерации. Одобренный
Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в
Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации[9]. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации (134 члена Совета Федерации).

3.5. Опубликование и направление в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации принятого закона. Председатель Совета
Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.