Рефераты. Понятие, признаки,функции права. Адвокатура






нарушения закона судом, прокурором, другими участниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого (подозреваемого) или представляемого; обжаловать в интересах и по поручению (или с согла­сия) клиента незаконные и необоснованные решения суда и других право­применительных органов.

Добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней связа­на с тем, что адвокатура - не государственный орган, а добровольное объе­динение юристов-профессионалов, оказывающих правовую помощь. Любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, может подать заявление с просьбой принять его в адвокатуру. Заявление рассматривает президиум коллегии адвокатов не позже чем через один месяц после его по­ступления. Лица, имеющие стаж работы по юридической специальности (сле­дователя, прокурора, судьи, нотариуса и др.) не менее двух лет, принимаются в адвокатуру без прохождения стажировки, однако им может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Лица, не имею­щие такого стажа работы (в частности, выпускники юридических вузов и факультетов), до зачисления в адвокатуру обязаны пройти стажировку сроком от шести месяцев до одного года (продолжительность стажировки устанавли­вается президиумом коллегии адвокатов). Постановление об отказе в приеме в адвокатуру может быть обжаловано в суд. Правила об обжаловании таких постановлений в высшие исполнительные органы субъектов Федерации и приостановлении этими органами постановлений президиумов коллегий ад­вокатов об отказе в приеме (ст. 12 Положения об адвокатуре) практически не действуют, хотя формально и не отменены. Этих правил нет в проектах Зако­на об адвокатуре. Адвокат в любой момент вправе выйти из коллегии.

Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сооб­щество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) коллегии, предоставляя опреде­ленные полномочия ее выборным органам - президиуму, председателю пре­зидиума, ревизионной комиссии, квалификационной комиссии.

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСК, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Не применяются те статьи Положения об адвокатуре, в которых говорится о государственном контроле за деятельностью этого профессионального объединения. Общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов не созываются по предложению (указанию) Министер­ства юстиции РФ и его органов в субъектах Федерации (ст. 5 Положения). Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии не утвер­ждаются исполнительными органами субъектов Федерации (ст. 6). Решение

этих вопросов входит в компетенцию самой адвокатуры. Министерство юстиции более не устанавливает правила оплаты труда адвокатов (ст. 6), поскольку размеры их гонораров определяются соглашениями между адво­катами и клиентами.

Президиум коллегии адвокатов не согласовывает с органами юстиции
назначение и освобождение заведующих юридическими консультациями
(ч. 1 ст. 8 Положения). Члены коллегии адвокатов больше не руководству­ются инструкциями и методическими рекомендациями Минюста и его ор­ганов в субъектах Федерации (ст. 14); Минюст ныне не разрабатывает тако­го рода акты. Количество работающих в коллегии адвокатов теперь опреде­ляется самой коллегией и ее президиумом. Постановление президиума кол­легии адвокатов о наложении на адвоката дисциплинарного взыскания не
может быть обжаловано в высшие органы исполнительной власти субъек­тов Федерации (ст. 27). Жалоба может быть подана общему собранию
(конференции) адвокатов или в суд.  

Отменено «общее руководство» коллегиями адвокатов со стороны пред­ставительной и исполнительной власти, включая Министерство юстиции и его органы на местах (ст. 31). Они более не контролируют соблюдение коллегиями адвокатов Положения об адвокатуре и других касающихся ее нормативных актов (ст. 32).

Министерство юстиции и его органы в настоящее время не заслушивают сообщения председателей коллегий о работе коллегий адвокатов, не обоб­щают практику их работы (ст. 33); не приостанавливают, как и органы ис­полнительной власти субъектов Федерации, действие решения общего соб­рания (конференции) коллегии адвокатов и постановления ее президиума в случаях несоответствия их закону (ст. 35). Министр юстиции РФ, министры юстиции, начальники управлений (отделов) юстиции субъектов Федерации не используют право давать поручения президиумам коллегий адвокатов возбудить дело о дисциплинарной ответственности адвоката (ст. 27), хотя проявить инициативу в постановке этого вопроса они могут.

Устранение государственного руководства адвокатурой и контроля над ней опирается на ст. 30 Конституции РФ, которой гарантируется свобода деятельности общественных объединений.

Инструкция об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предпри­ятиям, учреждениям и организациям, утвержденная Минюстом РСФСР 25 апреля 1975 г., вводила тарифные ставки за все виды услуг, оказываемых адвокатами, и устанавливала пре­дельный размер месячного заработка адвокатов. В 1990 г. этот «потолок» был поднят, а затем
и вообще отменен.

Независимость адвокатуры не влечет произвола ее деятельности. В соответствии с Законом о прокуратуре нарушения законности в деятельности адвокатуры могут быть предметом прокурорского надзора. УПК РСФСР ст. 243, 262) и ГПК РСФСР (ст. 145, 148) предоставляют суду право кон­тролировать законность действий адвоката при разбирательстве уголовных л гражданских дел, требовать уважения к суду и подчинения распоряжения председательствующего. При нарушении адвокатом закона суд вправе реагировать на это частным определением (постановлением), направляе­мым в президиум коллегии адвокатов. Президиум вправе наложить на такого адвоката дисциплинарное взыскание. Однако встречаются случаи вынесения необоснованных частных определений (постановлений) в отношении адвокатов, которые ведут бескомпромиссную защиту, обращая внимание ;уда на допущенные им или прокурором процессуальные нарушения, предвзятость и необъективность при рассмотрении дела.

Граждане имеют право обжаловать в суд незаконные действия и решения должностных лиц и органов коллегии адвокатов - президиума, предсе­дателя президиума, заведующих юридическими консультациями, бюро и фирмами.

Некоторые полномочия в отношении адвокатских объединений сохраняют Министерство юстиции РФ и его органы на местах. Министерство рассматривает ходатайства об организации новых адвокатских коллегий, союзов, ассоциаций, оценивает с точки зрения закона их уставы и дает в установленном порядке согласие на их образование, а также регистрирует вновь образуемые объединения адвокатов. Для создания адвокатских бюро, фирм, кабинетов в рамках коллегии, по сложившейся практике, достаточно письма Министерства юстиции о согласии на образование этих адвокатских структур. ) отказ в согласии на образование новых коллегий адвокатов может быть обжалован в суд. Действующие коллегии адвокатов не нуждаются в получении такого согласия. Если деятельность вновь созданной коллегии адвокатов противоречит ее уставу или закону, Министерство юстиции вправе аннулировать свое согласие на ее образование. Такое решение опять-таки может быть обжаловано в суд. Министерство юстиции вправе реагировать на жалобы граждан по поводу ненадлежащих защиты и представительства, направляя эти жалобы в соответствующий президиум коллегии адвокатов и влагая свое мнение о необходимости привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. К ведению Министерства юстиции отнесена защита адвокатуры от всех форм давления и вмешательства в ее дела. Минюст истребует и анализирует статистические данные о работе адвокатуры.

Гласность, открытость в деятельности адвокатуры заключается в том, что адвокаты вправе знать о положении дел в этой профессиональной организации, участвуя в общих собраниях (конференциях) колле­гии адвокатов, присутствуя на заседаниях ее президиума, выполняя функ­ции члена ревизионной или квалификационной коллегии. Адвокат вправе вынести на обсуждение общего собрания или конференции любой вопрос, касающийся деятельности этой организации. С таким же вопросом он мо­жет обратиться в президиум коллегии, который обязан дать адвокату моти­вированный ответ. Общественный контроль за деятельностью адвокатуры осуществляется в гласных судебных процессах с участием адвокатов. Закон не запрещает присутствие представителей средств массовой информации на общих собраниях (конференциях) адвокатов и на заседаниях президиума коллегии адвокатов. Деятельность адвокатуры открыто обсуждается обще­ственностью.

Адвокатская тайна - необходимое условие существования адво­катуры. Ее отсутствие исключало бы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие к адвокату.

В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина в коллегию адвокатов за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участ­никах, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственника­ми обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения о личной жизни граждан, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные ад­вокату лицом, которое он представляет в гражданском или административ­ном процессах; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

В ст. 9 Положения об адвокатуре установлено: «Адвокат не вправе раз­глашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юри­дической помощи». Это положение, универсальное по своему характеру, распространяется на деятельность адвоката не только по гражданскому, но и по уголовному или административному делам.

Существует пять основных гарантий сохранения адвокатской тайны: 1) требование закона не разглашать сведения, сообщенные в связи с осущест­влением защиты и оказанием другой юридической помощи (ч. 7 ст. 51 УПК, ч. 3 ст. 16 Положения об адвокатуре); 2) запрет допрашивать в качестве сви­детеля защитника обвиняемого — об обстоятельствах, которые стали ему из­вестны в связи с выполнением обязанностей защитника (п. 1 ч. 2 ст. 72 УПК), и адвоката, представителя профсоюза, другой общественной организации - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя по уголовному делу (п. 3 ч. 2 ст. 72 УПК); 3) запрет допрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданско­му делу - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с испол­нением обязанностей представителя; 4) разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине без ограничения их коли­чества и продолжительности (ч. 2 ст. 51 УПК); 5) отсутствие уголовной ответственности адвоката за недоносительство о любом преступлении, ставшем ему известным со слов обвиняемого или его родственников, если они обратились за юридической помощью.

К субъектам тайны относятся адвокаты в предпроцессуальный, т. е. до заключения соглашения о защите или представительстве (не подлежат ог­лашению заданные клиентом вопросы, представленные им документы, составленные адвокатом бумаги и его устные разъяснения), и процессуаль­ный периоды их деятельности, члены президиума коллегии адвокатов, рас­сматривавшие вопрос о дисциплинарной ответственности адвоката, и пере­водчик, участвовавший в беседах адвоката со своим подзащитным.

Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случа­ев, когда они служат его реабилитации. Для предания огласке такого рода информации необходимо согласие правопреемников.

Адвокат не вправе оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Досье адвокатов, журналы учета посетителей и учетно-регистрационные карточки должны храниться в условиях, исключающих возможность озна­комления с ними лиц, не имеющих отношения к адвокатуре.

Децентрализация как принцип организации адвокатуры означает самоуправление на уровне каждой коллегии, невмешательство одной колле­гии в дела другой, отсутствие общефедерального органа, стоящего над коллегиями и управляющего их делами.

Задача.


Во время отсутствия семьи Зуевых дома, к ним в квартиру проникли двое неизвестных людей, которые похитили документы, подтверждающие факт усыновления семьей Зуевых ребенка в 1991 году, что являлось семейной тайной. По истечении двух дней неизвестные люди стали шантажировать семью Зуевых под угрозой распространения данных сведений.

Какое конституционное право семьи Зуевых было нарушено?


В данном случае нарушены права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ) – Гл.2. ст.23 –

1.«Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.»

ст.24. п.1 «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.»

Список использованной литературы:

1.                 Хропанюк. Теория государства и права. Уч.для ВУЗов.М.,1997

2.                 Алексеев С.Теория права. Уч.М.1995

3.                 Корельский. Теория государства и права. Уч. Для ВУЗов.М.,1997

4.                 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4 с.443

5.                 Конституция РФ.2000

6.                 Уголовно-процессуальный кодекс РФ

7.                 Гражданско-процессуальный кодекс РФ

8.                 Положение «Об адвокатуре РСФСР» от 20.11.1980

9.                 Инструкция об оплате юридической помощи, утв. Минюстом РСФСР от 25.04.1975

10.             Мелехин. Теория государства и права. Уч.пособие,2005


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.