Рефераты. Понятие, классификация и содержание основных функций государства






Один из приоритетов многосторонней российской диплома­тии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влия­ния Российское государство несет особую ответственность за под­держание стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами. Правовому обес­печению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит федеральный закон "О порядке предоставления Российской Феде­рацией военного и гражданского персонала для участия в деятель­ности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности". Не менее важной формой участия России в пре­одолении возникающих в мире межнациональных и иных воору­женных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1, Теория государства. М.:Зерцало,1998,с.206).


2.2.3.     Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.

 Эта новая основная функция возникла у Российского государ­ства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Оча­ги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную уг­розу безопасности нашей страны.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государ­ство выступает за укрепление содружества, прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплекс­ного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно-признанных стандартов в области прав чело­века и национальных меньшинств, гражданства и защиты пересе­ленцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тен­денции развития данной функции являются такие документы, как: Договор о Союзе Республики Беларусь и России, Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Рес­публикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.207-208).


2.2.4.     Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничест­ва с другими странами в решении глобальных проблем.

В само­стоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыноч­ным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэко­номической деятельности принадлежит всем организациям и предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок това­ров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуются опреде­ленное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции (Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993, №6,с.106).

Новый характер международных связей открыл благоприят­ные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-техниче­ского сотрудничества посредством ее интеграции в мировую эконо­мику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглаше­ние о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. В на­стоящее время ведется работа по налаживанию на основе принци­па партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государ­ствами Западной Европы, с большинством которых подписаны дву­сторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэконо­мические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельно­сти, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внеш­неэкономических связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соот­ветствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон РСФСР "О предпри­ятиях и предпринимательской деятельности", Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", законы Российской Федера­ции "О валютном регулировании и валютном контроле", "О госу­дарственных внешних заимствованиях РФ и государственных кре­дитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юри­дическим лицам и международным организациям", "О присоедине­нии Российской Федерации к Уставу Совета Европы" и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудни­чество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безо­пасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными бо­лезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных про­изводственных аварий, катастроф (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.208)

Вывод по второму вопросу: рассмотрение классификаций наглядно демонстрирует взаимосвязь всех направлений деятельности современного государства, раскрывает содержание основных вопросов, связанных с решением проблем, которые возникают на данном этапе развития Российского государства.

Деление функций государства по разным критериям, раскрытие их содержания,   позволяет всесторонне рассмотреть деятельность государства и понять, что делает государство, чем занимаются его органы и какие вопросы оно решает.


3.      Правовые формы осуществления функций государства

Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в своей деятельности различ­ные методы.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звень­ев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных орга­низаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам дея­тельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действо­вать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государ­ственные органы и должностные лица работают, какие юри­дические действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществле­ния функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юриди­чески значимыми действиями, влекущими за собой право­вые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с пись­мами и заявлениями граждан и т.п.

 Основными правовыми формами осуществле­ния функций государства по первому критерию являются (см. приложение схема №3). (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства. М.:Зерцало, 1998,с.209):

1.             законодательная;

2.             управ­ленческая (исполнительная);

3.             судебная;

4.             контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании пред­ставительными и законодательными органами законов, обязатель­ных для исполнения всеми государственными органами, общест­венными объединениями, органами местного самоуправления, долж­ностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные за­коны наделено Федеральное Собрание — парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представ­ляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реа­лизацию органами исполнительной власти (государственного управ­ления) функций государства в сферах развития экономики и куль­туры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

От управленческой деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.