Рефераты. Понятие и структура государственного аппарата






p> По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные
(правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

К вышестоящим органам государственной власти Украины относятся:
Верховна Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины,
Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины, Высший Арбитражный Суд
Украины.

Каждая из названных систем является носителем соответствующей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.Для того, что предотвратить злоупотреблению властями и возникновению авторитарных, абсолютных властей, не связанных правом, эти ветви не должны сосредотачиваться в руках одного органа. Распределение власти таким образом является структурообразующим и функциональным принципом рациональной организации и контроля. Размежевание направлено на то, чтобы удержать государственную власть от возможных злоупотреблений. Все органы и ветви государственных властей призванные быть хранителями Конституции.
Конституция должна стоять над этими властями, а не власти над Конституцией.
Распределение власти выражается в распределении компетенций, во взаимном контроле, в системе противовесов, сбалансированности, то равновесие достигается путем взаимосогласия. Распределение властей служит средством сдерживания власти государства в рамках принципов развитого общества, служит механизмом защиты прав человека, закрепленного в Конституции.

Законодательная власть делегирована народом Верховной Раде
(парламенту). Компетенция парламента Украины определена В IV разделе
Конституции: «Верховна Рада України».

Исполнительная власть-это ветвь государственной власти, которая направлена на исполнение законов и других нормативных актов. Она представлена Кабинетом Министров Украины и другими 14 органами исполнительной власти (раздел VI Конституции).

Судебная власть осуществляет правосудие. Она руководствуется только законом и не зависит от субъективных влиянии законодательной или исполнительной власти (раздел VIII Конституции).

Президент Украины структурно не входит ни в одну ветвь власти, но в то же время является главой государства и выступает от его имени (ст. 102). В ст. 106 Конституции определяется место Президента как главы государства. Он выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры, заключает международные соглашения, принимает верительные и отзывные грамоты послов других государств, назначает всеукраинский референдум, внеочередные выборы в Верховную Раду, прекращает полномочия парламента, если в течение месяца одной очередной сессии его пленарные заседания не могут начаться, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование и т.д.

Важное место занимают контрольно-надзорные органы (прокуратура, государственные инспекции), «силовые» ведомства (Вооруженные Силы, органы национальной безопасности).

Государственная исполнительная власть- это организация деятельности, направленная на достижение определенной цели, решение поставленных задач, государственное управление социальными процессами.

Кабинет Министров- является высшим органом исполнительной власти.

Кабинет Министров ответственный перед Президентом и подконтрольный и подотчетный Верховной Раде Украины (ст. 113).

В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, Первый вице-премьер- министр, три вице-премьер министра, министры.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия более половины конституционного состава Верховной Рады. Верховная Рада может принять резолюцию недоверия Кабинету Министров (ст 87). Персональный состав
Кабинета Министров определяется Президентом по представлению Премьер- министра. Решение о прекращении полномочий и об отставке Премьер-министра принимает Президент единолично (п 9ст 106).

Премьер-министр Украины руководит работой Кабинета Министров Украины, направляет их на выполнение программы деятельности Кабинета Министров, утвержденной Верховной Радой Украины; входит с прошениями к Президенту
Украины об образовании, реорганизации и ликвидации министерств, других центральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных государственным бюджетом Украины на содержание этих органов.

Кабинет Министров слагает свои полномочия перед новоизбранным
Президентом Украины.

Премьер-министр Украины и другие члены Кабинета Министров Украины имеют право заявить Президенту Украины о своей отставке. Отставка Премьер- министра влечет за собой отставку всего Кабинета Министров Украины.
Принятие Верховной Радой Украины резолюции о недоверии Кабинету Министров
Украины ведет к отставке всего Кабинета Министров. Кабинет Министров, отставку которого принял Президент Украины, по поручению Президента продолжает исполнять свои полномочия до начала работы новоизбранного
Кабинета Министров, но не более 60 дней. Премьер-министр обязан подать
Президенту заявку об отставке Кабинета Министров Украины по решению
Президента Украины или в связи с принятием Верховной Радой резолюции о недоверии. Все министры несут коллективную ответственность перед
Президентом независимо от их позиции или принятия правительством того или иного решения.

Полномочия Кабинета Министров определены ст. 116 Конституции. Они довольно широкие и направлены на:

. обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;

. принятие мер для обеспечения прав и свобод человека;

. обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природоиспользования;

. разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития;

. обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом;

. разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины

Государственного бюджета Украины; подает Верховной Раде отчет о его выполнении;

. осуществляет меры для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;

. организовывает и обеспечивает обеспечение внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела;

. направляет и координирует работу министерств и других органов исполнительной власти;

Кабинет Министров в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения. Акты Кабинета
Министров Украины подписывает премьер-министр Украины. Существует специальная процедура подготовки правовых актов Кабинета Министров, предусмотренная положением о подготовке проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров, которое утверждено постановлением Кабинета
Министров и предусматривает подготовку как текста правового документа, так и объяснительной записки к нему, в которой прилагаются необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и других последствий его реализации.

Кабинет министров должен осуществлять контроль за исполнением принятых им правовых актов непосредственно или через подчиненные ему органы.

Члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и местных органов исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой во вне рабочее время, входить в состав руководящего органа или совета предпринимателей, целью которых является получение прибыли.

Организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров
Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины.

К органам государственной исполнительной власти принадлежать также министерства, государственные комитеты, ведомства; их органы на местах; государственные администрации районов и областей во главе с представителями
Президента.

Согласно закона Украины «Про формування місцевих органів влади і самоврядування» органами местного самоуправления являются сельские, местные, районные и областные Рады. Рады создают исполнительные комитеты.
Они не являются государственными, но могут по поручению исполнять государственные функции. Такими органами являются: исполнительные органы сельских и городских Рад народных депутатов.

Перечисленные органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительную потому, что непосредственно исполняют распоряжения законодательной власти, а распорядительную – потому, что для исполнения этих распоряжений необходимо уже от своего имени издавать акты управления.

Аппарат государственного управления решает практически все вопросы жизни общества в области народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство), социально-культурного строительства (охрана здоровья, образование, социальное обеспечение).

Раздел Конституции о Кабинете Министров не охватывает всех сторон его деятельности, которые требуют законодательного урегулирования. Поэтому
Конституция в ст. 120 предусматривает принятие отдельного закона касательно этого вопроса. В нем будут более детально изложены полномочия и организация деятельности, порядок формирования и состав Кабинета Министров , его отношения с Президентом, Верховной Радой, другими органами исполнительной власти., урегулирования механизма осуществления исполнительно- распорядительных функций, исключения случаев их дублирования и несогласованности, обеспечение эффективного надзора и повышение профессиональной ответственности государственных служащих любого ранга за исполнение принятых решений.

Использованная литература.

1.Х.Л.А.Харт «Концепция права» Киев 1998

2.под. ред. М.Настюка «Правзнавство» Львов 1995

3.под. ред. Самсонова «Введение в политологию» Москва 1994

4. «Основы правознавства» О.Михайленко Киев 1997

5. «Українське державотворення”

О.М.Мироненко, Ю.И.Римаренко, И.Б.Усенко, В.А.Чехович Киев 1997

6.Конституция Украины 1996



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.