Рефераты. Понятие и принципы правового государства






          Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.

          В этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении 70-ти летнего возраста. Судьи должны назначаться вышестоящими органами власти. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации - высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом.

          В суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры предприятий, организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения обоснованного и справедливого решения.


4.Конституционный суд


          Господство права предполагает, чтобы суд выступал арбитром в споре нарушения права не только в правоприменительном, но и в правотворческом процессе. Суд должен быть сдерживающим фактором против нарушений права и конституции не только со стороны исполнителя, но и со стороны законодателя. Для этого необходим конституционный суд. Он обеспечивает конституционность законов, т.е. верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя.

          Съезд народны депутатов России пошел по пути создания специализированного конституционного суда и в июле 1994 года Верховный Совет России принял закон о конституционном Суде Российской Федерации. Уже сам факт принятия закона и первые решения Конституционного Суда показали его огромное значение для формирования правового государства.  Вместе с тем, названный закон дает достаточно оснований для критики. Во-первых, его ориентация только на конституционно-«писанное право», что оставляет в стороне возможность суда руководствоваться общими принципами демократии, как это предусмотрел, например, Съезд Народных депутатов СССР в декларации прав и свобод человека от 05.09.1991г.

          В правовом государстве правосудие должно обеспечивать надежную защиту прав личности, такие отношения между личностью и государством, которые строятся на взаимной ответственности сторон. Государство определяется как официальный представитель общества, правовое государство - инструмент для эффективной реализации интересов личности. Безопасность государства имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку она обеспечивает безопасность общества и личности.


5.Взаимная ответственность гражданина и его государства

Совершенное гражданское общество-основа создания правового государства

 

          Понятия государства и общества не тождественны. Их следует различать.

          Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество-мать государства, и соответственно государство- его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

          Выявление закономерностей соотношения общества и государства позволяет правильно проанализировать путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые общества различных стран.

          Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненный благ. Общество- сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.

          Рассмотрение общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему с конкретно-исторических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация, государство и др.).

          Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или а не политических формах.

          Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве составной части входит государство. Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы- это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно- исторических образований людей- все это отражается на политических институтах.

          Главными политическими объединениями в борьбе за власть и удержание власти в современном обществе выступают политические партии. Большая роль принадлежит профессиональным союзам, объединениям по возрастному и половому признаку. Если такие организации сформировались, упрощаются выявление интересов разных групп населения, поиск лидеров, способных воплощать волю граждан в жизнь. Но такая множественная (плюралистическая) демократия возможна только в свободном обществе свободных людей.

          Свобода не привносится в общество по мановению волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отношений собственности, отношений производства, распределения, обмена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода общества тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в большой степени определяются следованием всех праву.

          Само право можно рассматривать как проявление природы вещей, как объективно обусловленную форму свободы в реальных отношениях, формальную меру этой свободы, всеобщую, нормативную и общеобязательную. Формальное равенство и формальная справедливость- наиболее общие требования права в приближении к идеалу совершенного гражданского общества. Фактическое равенство и полная справедливость в социальных отношениях- тот идеал, который граничит с утопией. В любом случае движение к идеалу возможно через посредство государства, через его законы и их неуклонное осуществление.

          Еще один важнейший принцип правового государства - признание неотъемлемого права народа на выбор своей судьбы и формы государства, на народовластие. При этом в правовом государстве права человека не могут игнорироваться «во имя» интересов той или иной нации, класса или какой-либо идеи. Без свободы каждого нет свободы общества, нет свободы народа и государства.

          Органическое сочетание прав человека и прав народа, суверенитета личности и государства обеспечивается формированием цивилизованного гражданского общества.

II

Соотношение государства и гражданского общества


            Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

          Личность- это индивидуально определенная совокупность социально- значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество- это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность- взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

          Государство- это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения.

          Гражданин- это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

          Таким образом, правовое государство - это такое устройство общества, при котором право как «нормативно закрепленная и реализованная справедливость» имеет приоритет перед государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативными актами, издающимися в его исполнении, существует разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную ( при некотором верховенстве последней); высока роль суда, в том числе конституционного, в решении важнейших проблем экономического и политического характера; существует взаимная равная ответственность гражданина и государства, подкрепленная соответствующей нормативной базой.
























Литература



Лазарев В.В. «Общая теория права и государства»              Москва 1996г.

Хропанюк В.Н. «Теория государства и права»           Москва 1996г.

Лившиц Р.З. «Современная теория права»                           Москва 1996г.

Марченко М.Н. «Теория государства и права»           Москва 1996г.

Конституция Российской Федерации

«Декларация прав и свобод человека и гражданина»

Патолкин А.С. «Общая теория права»                                  Москва 1995г.

«Собрание законодательства Российской Федерации»        1984г. №13                                                                                                 стр.1447











Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.