Рефераты. Понятие государства: основные подходы и определения






  Конфедерация - это менее прочное по сравнению с федерацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации в отличие от федерации нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств - членов конфедерации. Нет в конфедерации и единого гражданства: имеется гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз. Объединение нескольких государств в  конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства. В конфедерацию обычно объединяются государства для достижения определенных целей. При этом они создают специальные объединенные органы для координации действий. Как правило, решение этих органов становятся обязательными для граждан отдельных государств, входящих в конфедерацию лишь после их утверждения органами этих государств. Конфедерация  иногда предшествовала образованию федерации. Например, конфедерацией была Швейцария до 1848 года.


 Наряду с указанными выше элементами формы государства его особенности с точки зрения демократизма или антидемократизма выражает понятие политического режима.

  “Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами (демократическими , антидемократическими) с помощью которых  осуществляется государственная власть.

  Демократический режим характеризуется признанием за гражданами широких прав и свобод, легально действующими оппозиционными партиями, формированием правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и так далее”1.

  В условиях антидемократического режима происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, возможно упразднение высшего представительного органа власти (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и так далее.

  Для характеристики формы государства, его политического режима большое значение  имеет понятие "демократия" (народовластие). Этим понятием обозначаются государства, в которых правление осуществляется по воле большинства, единственным источником государственной власти признается народ.  Законодательная власть в демократическом государстве осуществляется избираемым населением представительным органом (народным собранием, парламентом). Народ вправе и непосредственно осуществлять законодательную власть.

  “Выборы органов народного представительства  являются свободными и производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Права человека в демократическом государстве обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией данного государства”2.

  Следует различать понятия: "непосредственная (прямая) демократия" и "представительная демократия". "Непосредственная демократия означает прямое участие народа в решении государственных дел, например, путем референдума всенародного голосования по законопроекту. Представительная демократия  - это участие народа в управлении государством, осуществление принадлежащей ему власти через систему представительных, выборных органов власти.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство - всеобъемлющее государство, поглощающее гражданское общество. Такое всеобъемлющее управление осуществимо, как правило, только при диктатуре, основанной на единстве власти, на монополии работодательства, на единой партии, на беспощадном терроре.

  Авторитарное государство характеризуется тем, что оно не сливается с обществом, его сильная централизованная власть не является всеохватывающей, как при тоталитарном режиме. Однако авторитарное государство вмешивается в те сферы жизнедеятельности общества, в которые в условиях демократического режима государство вмешиваться не должно. Авторитаризм обычно сочетается с элементами личной диктатуры.

  “Развитие России как правового, демократического, федеративного и социального государства предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти РФ является ее многонациональный народ”1. Демократия осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности. Государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-то его части, ответственны перед человеком и гражданином, человек, его права и свободы - высшая ценность. “Система государственной власти основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а также разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением”2.  Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

  Таковы общие черты, характеризующие правовое, демократическое и социальное государство.

   

   




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


  Из анализа государственной формы организации общества можно сделать вывод, что признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, является:

-   единое территориальное и экономическое  пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь; наличие особого слоя людей - аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть;

-   единая система налогов и финансов. Государственно организованное общество имеет единый язык для общения на территории государства, единую оборону и внешнюю политику, транспортную, энергетическую и информационную системы;

-   определенные единые права личности, охраняемые государством. Власть имеется в каждом обществе, но только в государственно организованном обществе эта власть приобретает черты государственной власти, структура которой включает в себя государственно организованную группу чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих общие и классовые интересы.

  Таким образом, в широком смысле государство - это организованное политической властью общество, подчиненное правовым законам, целостность которого создается публично- властными структурами, олицетворенными в государственно-правовых институтах и отношениях. В узком смысле государство - это система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий как интересы определенных социальных групп, так и интересы общества в целом. Государство является главным институтом политической системы и основным субъектом политики как система органов власти.

Целью данной курсовой работы было определение соотношения понятий государственной власти и государственного права. После проделанной работы можно сделать  следующий вывод:

Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с двух диаметрально противоположных точек зрения. Одни исторические деятели безапелляционно связывали появление права с деятельностью государства и признавали в качестве правовых норм только те, которые фиксировались в нормативных актах государственных органов и должностных лиц. Другие, напротив, считали, что право существовало и будет существовать  вне деятельности государства, и что государство само является порождением права.

Между тем, истина заключается в нахождении золотой середины. Для принципиального решения вопроса надо отвлечься от различия понятия государства в исторических периодах его развития и исходить из того, что “государство представляет собой совершенную организацию, отражающую интересы населения”1 и должно быть озадачено поиском наиболее благоприятных для своих граждан решений. Право и государство неразделимы, если иметь в виду причины их появления в обществе и социальные роли (функции). Право и государство взаимообусловлены и взаимосвязаны. Они формируют друг друга и взаимно влияют на друг друга. Чтобы  создать правовое государство, нужно добиться последовательной демократизации общества, установить правовые основы государственного строительства и контроль над соблюдением правопорядка и принципа законности. “Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности”2.

Создание правового государства в России связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином, с совершенствованием существующего законодательства и повышением авторитета закона, со строгим соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.












 

 

ЛИТЕРАТУРА



1. Общая  теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.424.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.668.

3. Основы государства и права: Учебник.Под ред..Андреева И.А. М. 1993. С.352.

4. Лившиц.Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.340.

5. Философский словарь. М. 1997. С. 604.

6. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М. 1992. С.240.

7  Воробьев К.А. Политология. М. 1996. С.306.

8.  Керимов Д.А. Общая теория государства и права. М.1977. С.326.

9. Право.// Под ред. Варывдина В.А. М.,1999. С.32.

10. В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.368.

11. Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.466.




[1] Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.1992. С. 181.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.254.

1 Керимов Д.А. Общая  государства и права.М.1977. С. 250



1 Философский словарь. М. 1997. С. 401.

2 Там же. С.322.

3  Там же. С.20.

1 Философский словарь. М. 1997. С. 21

2 Там же. С.22.

1 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М.1994. С.23.

2 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.34.

1 Лившиц.Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.32.

1 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.34.


2 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.62.

1 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.62.

2 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.36.


1 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.57.

2  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.255

2 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М. 1992. С.190.

1 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.61.


1 Общая  теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С. 51.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.260


3 Общая  теория права и государства: Уч. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.26

4 Там же. С. 28

1 Философский словарь. М. 1997. С. 103.


2 Общая  теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.34.


1 Философский словарь. М. 1997. С. 21.

2 Там же. С. 77.

3 Там же. С.56.

4 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М. 1992. С.190.

1 Философский словарь. М. 1997. С. 23.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.255.

3 Философский словарь. М. 1997. С. 77.

4 Общая  теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С. 67.


1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.258.

1 Общая  теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.23.


1 Общая  теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.23.


2  Там же. С.24.

1 Общая  теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.24.


2 Право.// Под ред. Варывдина В.А.. М.1999. С.1.



1 Лившиц Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.58.

2 Там же. С.59.

1 Право.// Под ред. Варывдина В.А. М.1999. С.1.

2 Лившиц.Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.34.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.