Рефераты. Понятие формы государства и ее элементы






Понятие формы государства и ее элементы

ПЛАН.


1.    Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?.................................................2

2.    Социальные нормы родового строя…………………………………….5

3.    Цивилизационный подход к типологии государства…………………6

4.    Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы………...8

5.    Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства…………………………………………………10

6.    Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства…………………………………………………...11

7.    Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?..................12

8.    Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков………………………………………………………...13

9.    Представьте в виде схемы классификацию государственных органов………………………………………………………………………14

10.                      Государственная символика Российской Федерации……..…15

11.                      Список использованной литературы…………………………….17























  1. Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?


Наименов

      теории

Сторонники

 Основное

содержание

Достоинства

Недостатки


1. Теологи-

ческая

Ф.Аквинс-кий,

Ф. Лебюфф,

Д. Эйве

Бог создал государст-во.

Придавая государству ореол святости, идеологи этой теории способствуют утверждению в обществе по-рядка, согласия, духовности.

Данная теория умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство. К тому же теологическая теория недоказуема, т.к. основана на вере.

2. Патриа-рхальная

Аристо-тель,

Конфуций,

Р. Филмер,

Н.К. Михай-ловский

Государство как продукт развития семьи.

Так как изначально признается божественное происхождение власти «патриарха»,

подданные должны покорно подчиняться государю. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые условия жизни для человека.

Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается,

 не назначается и не смещается поданными,

ибо они – его дети.

3. Договор-ная

Б. Спиноза,

Т. Гоббс,

Дж. Локк,

Ж.Ж. Руссо,

А.Н. Радищев

Государст-во как продукт соглашения между людьми.

Теория порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и полит. власти. Это был серьезный шаг вперед в познании государства. Так же она имеет и демократичес-кое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя.

Слишком схематичное и идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

4. Психо-логическая

Л.И. Петра-жицкий,

Д. Фрезер,

З. Фрейд,

Н.М.Корку-нов

Государст-во возникло в силу особеннос-тей человечес-кой психики.

Психологичес-кие закономерности – есть важный фактор, влияющий на все социальные институты. Его не в коем случае нельзя игнорировать.

Роль психологических свойств личности преувеличено в процессе образования государства. Они не выступают в качестве решающих причин.

5. Теория

 насилия

Е. Дюринг,

Л. Гумпло-вич,

К. Каутский

Государст-во возникло в результате военно-политичес-ких факторов.

Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств.

Насилие следует все же рассматривать как один из факторов возникновения государства, но не основным[U1] .


Множественность теорий происхождения государства можно объяснить так:

Во-первых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

В-третьих, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов. Одним словом, мыслили односторонне;

И, наконец, нельзя исключит и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

Мы постарались рассмотреть некоторые известные на сегодняшний день  теории происхождения государства. При рассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь в виду, что ее создатели – это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить их с точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. *


















*Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 г. С. 51-52

  1. Социальные нормы родового строя.

Социальные нормы – это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми.

К ним относятся:

1. Ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной.

2. Обряды – правила поведения, заключающиеся в символичных действиях, но, в отличии от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие идеологические (воспитательные) цели.

3. Мифы – предания, сказания, повествования о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникшие в первобытном обществе.

4. Моральные нормы – правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло.

5.Нормы этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Причем отношения благоприятного, располагающего к общению.

6. Мононормы – различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и другие) единые для всех его членов.*




















* Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 1999 г. С. 185-215.

  1. Цивилизационный подход к типологии государства.

Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. Под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.


Суть цивилизационного подхода состоит  в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.

Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу.

Достоинство цивилизационного подхода состоит в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу.

Выделяют следующие этапы цивилизации:

1.    локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

2.    особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.)

3.    всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо.

4.    В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально – экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.