Общие черты перехода от авторитаризма к демократии
В различных странах переход к демократии специфичен, тем не менее политологическая наука на основе сравнительного анализа может выявить некоторые общие черты.
Один из теоретиков и руководителей процессов демократизации в Испании Ф. Гонсалес пишет: «...не думаю, что имеется какая-то, универсальная модель политического перехода, применимая в мировом масштабе. Гораздо полезнее ... поразмышлять об элементах, которые чаще всего встречаются и являются наиболее общими для любого политического изменения при переходе от авторитарной диктаторской формы к демократической»[23]. Ф. Гонсалес, в частности, отмечает следующие элементы: желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов обществ к соглашению, к договоренности.
При каких же обстоятельствах эти элементы формировались?
Известные факты о ситуации в Испании накануне краха франкистского режима свидетельствовали о глубоком кризисе, существовавшем в стране. Аналитики отмечают его особенности: то был кризис государственных институтов (институциональный) и кризис легитимности. В обществе созрело массовое недовольство режимом; в Испании был самый высокий в Европе уровень забастовочного движения. Развертывалось национальное движений (в стране басков, в Каталонии, Галисии). Создавались оппозиционные режиму политические блоки и партии. Экономические конфликты носили политический характер. Выявилась характерная для той кризисной ситуации в Испании особенность в расстановке политических сил, их соотношении: установилось равновесие правых и левых сил, что исключало возможность как тем, так и другим прибегнуть к насилию. В ситуации кризиса и формировалось желание большинства к политическим переменам, выкристаллизовывалась воля большинства к изменениям в направлении к демократии. В то же время складывалась новая политическая элита, приобретавшая большую поддержку общества. Теряли свое значение и роль старые политические и идеологические ценности, и, развертывался поиск иных опорных ценностей — гражданских и политических.
Таким образом, начало в обществе политического кризиса —одна из существенных общих черт процесса перехода от авторитаризма к демократии.
Кризисная ситуация, как показывает испанский опыт, является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам. Тем более, если речь идет об эволюционном переходе. Какие элементы культуры имеются в виду? Прежде всего традиционное уважение воли большинства и; вместе с тем признание за каждым членом сообщества и отдельными меньшинствами (будь то социальными или атоническими) защищать свои интересы, выражать свою волю. Нетерпимость, враждебность во взаимоотношениях, непримиримый антагонизм, разделяющий "'общество на полярные социально-политические полюса, перечеркивают возможность достижения договоренности между политическими силами и реальности компромиссов, необходимых в ходе любых социальных демократических преобразований.
Следовательно, наличие культурно-политических предпосылок, обеспечивающих способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, и ответственность за судьбы прогресса, выступает другим общим признаком переходного процесса.
«Конечно, нельзя осуществить, целенаправленных политических преобразований, если общественное сознание масс будет таким, каким его характеризовал один из персонажей Пушкина в трагедии «Борис Годунов»:
«... бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
А баснями питается она»».[24]
С политическим национальным кризисом общество может покончить при условии осуществления качественных изменений в системе, а не отдельных частичных перемен и уступок со стороны устаревшего режима. Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширение (или установление) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, -— таково главное содержание политического перехода от авторитаризма к демократии. В этом узловом процессе прослеживаются, как правило, свои этапы: проведение реформ в рамках существующего режима, чему последний уже не в силах препятствовать; осуществление реформ, непосредственно разрушающих авторитарный режим. Между этими этапами возможны всплески политического кризиса, вплоть до открытых массовых выступлений народа против разложившихся политических институтов. Так было, скажем, в восточноевропейских странах, относившихся к советскому блоку.
Конкретные особенности как политического национального кризиса, так и реформаторского процесса определяются спецификой' общественно-политической ситуации, характерной для той или иной страны. Общие черты переходного процесса проявляются по разному и в условиях авторитарных и тоталитарных режимов. И естественно. Тоталитарный режим "существенно, отличен от авторитарного. При нем государство поглощает гражданское общество. Оно, стремится контролировать все стороны Жизни людей; принуждает граждан к единообразию их социальных отношений, придавая им государственную, идеологизированную форму. Что касаемся авторитарного режима, то он мягче, в смысле контроля государства над обществом, его гражданами. Здесь правящая элита неоднородна, в ее среде, как и в обществе, возможен ограниченный плюрализм. Политическая система обладает большей самостоятельностью по отношению к экономике и наоборот. Отмеченные и другие особенности режимов, конечно, существенно влияют на переходный политический процесс. И еще большее различие политических процессов, имеет место в тех странах, где утверждение демократических режимов связано со сменой социально-экономических систем: в странах Восточной Европы, в республиках бывшего Союза ССР.
Итак, возможное разнообразие демократических режимов, приходящих на смену авторитаризма или тоталитаризма, - еще одна общая черта рассматриваемых переходных политических процессов.
В зависимости от конкретных исторических условий, характера стартового политического состояния общества, особенностей политической культуры граждан могут быть установлены плюралистическая, элитарная, корпоративная либо какие-то разновидности идентитарной демократии. Скажем, элитарная демократия формируется в ситуации, когда широкие массы населения не проявляют готовности принимать активное участие в управлении государственной жизнью. В итоге политическими факторами выступают элитные группы, интеллектуальная элита, реформаторски настроенная часть бюрократии, деятели экономики и др. Плюралистическая форма демократии складывается в обществе с более или менее дифференцированной социальной структурой, наличием элементов многопартийности. Такими признаками обладали, в частности, бывшие соцстраны Восточной Европы, в том случае, если политический кризис выливается в революционный, да еще насильственный переворот, как это произошло в Иране, тоталитарный режим, в том числе в форме монархии, сменяется авторитарной системой с элементами демократии (конституция, выборы парламента, и пр.). Причем, такие элементы скорее относятся к идентитарной модели демократии.
Переход общества к демократии закрепляется институционализацией механизмов новой государственной власти, что также выступает существенной чертой рассматриваемого политического процесса. Институционализация включает: установление институтов парламентаризма или президентской демократии; законодательное оформление разделения властей, создание соответствующих структур всех трех ветвей власти на различных уровнях. Институционализация новой системы власти предполагает ее конституционное закрепление, что обеспечивает легитимность. Институциональное и конституционное становление демократического режима неотделимо от реформирования государственного аппарата. Ведь происходит смена правящих элит. Этот процесс имеет свои закономерности и противоречия; он весьма существенным образом влияет на формы и методы осуществления переходного периода.
Переход к демократии требует формирования соответствующих институтов гражданского общества: создание общественно-политических организаций, разного рода ассоциаций, через посредство которых граждане различных слоев населения могли бы принимать участие в политическом процессе, артикулировать свои интересы и добиваться реализации в политическом курсе правительства. В процессе укрепления гражданского общества, обретения им самостоятельности страна адаптируется к новому режиму, решается проблема «перехода лояльности». Достигается лояльность новому режиму прежних элит, по крайней мере, большинства их состава, прогрессивных слоев бюрократии, военных кругов, политической оппозиции. Происходит консолидация политических и общественных сил на базе новых ценностей, новой идеологии. С развитием гражданского общества создаются условия для сопоставления идей, подходов, позиций. Только на таком пути, а не средствами принудительного навязывания большинству взглядов меньшинства, возможна действительно демократическая консолидация общества и его развитие в рамках новых общих базовых ценностей. Естественно, что новый режим получит поддержку большинства, если выработает и будет последовательно проводить политический курс, отвечающий его интересам, и обеспечит ощутимое улучшение всего комплекса условий жизни, а не только осуществление политических прав и свобод. Постоянное сохранение такой поддержки — основа основ демократического строя. Вместе с тем народная поддержка власти не исключает права людей на несогласие с отдельными акциями или установками, не отвергает возможности конструктивной оппозиции.
Список используемой литературы:
1. Андреев С. С. Политический режим и политическая демократия // Социально-политические науки. 1992. № 2/3 с. 10-22.
2. Бурлацкий Ф. М., Галкин А.А. Современный Левиафан // Очерки политической социологии капитализма. М., 1985. С. 35-36
3. Зеркин Д. П. Основы политологии: курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544с.
4. Князев С. Д. Основы государства и права // Учебное пособие для абитуриентов. 1992. 184с.
5. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права // Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.
6. Лазарева В. В. Общая теория права и государства: Учебник // 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. – 472с.
7. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 41.
8. Марченко М. Н. Теория государства и права: Курс лекций – М.: Зерцало, 1997. 476с.
9. Марченко М. Н. Политология: курс лекций // Моск. Гос. ун-т Им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1997. 384с.
10. Онан Э. С. Понятие и классификация политического режима в развивающихся странах // Право и политика в развивающихся странах. Сборник обзоров. М., 1991
11. Работяжев Н. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник Московского университета – Сер. 12 – Политические науки. 1998. № 1 с. 3-23.
12. Федотов Г.П. Сталинократия//Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992. С. 352.
13. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.:
Юристъ, 1997. – 568с.
14. Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с. 82-85.
15. Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня. Вып. третий. С.193
[1] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1997. С. 98
[2] Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с.82
[3] Онан Э. С. Понятие и классификация политического режима в развивающихся странах // Право и политика в развивающихся странах. Сборник обзоров. М., 1991
[4] Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с.82
[5] Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с.84
[6] Бурлацкий Ф. М., Галкин А.А. Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма. М., 1985. С. 35-36
[7] Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. 1996. №. 1 с.85
[8] Основы государства и права. Учебное пособие для абитуриентов. / Под редакцией С. Д. Князева. 1992.
[9] Политология: курс лекций / Моск. Гос. ун-т Им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак.; Ред. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1997. С.145
[10] Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня. Вып. третий. С.193
[11] Троцкий Л.Д. Преданная революция. М., 1991. С.151
[12] Каганович Л.М. От 16 к 17 съезду партии. М., 1934. С.35.
[13] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. 5-е изд. Т.41. С. 403.
[14] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. 5-е изд. Т.41. С. 30-31.
[15] Работяжев Н. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник Московского университета – Сер. 12 – Политические науки. 1998. № 1. С. 7.
[16] Федотов Г.П. Сталинократия//Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992. С. 352.
[17] Работяжев Н. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник Московского университета – Сер. 12 – Политические науки. 1998. № 1. С. 15.
[18] Радаев В.В. Властная стратификация в системе советского типа//Рубеж. 1991. №1. С. 123.
[19] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.168
[20] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.178
[21] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.179
[22] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. – С.185
[23]Гонсалес Ф. Создать в обществе основе для согласия и перемен // Свободная мысль. 1995. №15
[24] Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.254
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6