Рефераты. Парламент






Парламент

Министерство внутренних дел России

Юридический институт

МВД России

Малый Ивановский пер., д. 2

Кафедра конституционного

и муниципального права

Курс 2

№ группы

№ зачетной книжки

Контрольная работа по курсу

« Конституционное право зарубежных стран »

Тема : ПАРЛАМЕНТ .

Вариант № 3

Адрес места жительства :

Москва

План .

1.Введение

2. Понятие, структура, компетенция. Взаимоотношения парламента с исполнительной и судебной властью.


3.Законодательный процесс. Стадии, законодательная инициатива, комитеты.
Промульгация законодательных актов.

1

Введение

Общенациональное представительное учреждение – парламент имеет многовековую историю.
Дальние прародители его – английский парламент, испанские кортесы возникли в XII – XIII веках. Согласно теории разделения властей - парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.
Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во время античности - это Народное собрание
(экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; древнеримский Сенат, возникший на основе древних куриатных комиций и ставший высшим учреждением Республики.
Считается, однако, что родиной современного парламента является Англия - в
Xlll веке королевская власть в соответствии с великой хартией вольности
(1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и других странах, которые затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа.
Британский парламент — один из старейших парламентов мира (часто его называют “праматерью” — точнее было бы говорить “праотцом” — парламентов).
Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.
Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Британский парламент — удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его организации и деятельности.
Само понятие “парламент” употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как верховном законодательном органе, имеют в виду не только обе палаты парламента — палату общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин

2
“парламент” употребляют для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть — палату общин.
Члены палаты общин именуются “членами парламента”. Правительство несет ответственность только перед палатой общин, и эта ответственность именуется
“парламентской”. Именно палата общин осуществляет то, что называют
“парламентским контролем над финансами”.
Особенностью британского парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации и деятельности, содержатся в

обычных законах страны (их очень мало), другие — в неписаных нормах конституции, конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса — начиная от выдвижения кандидатов, деления страны на избирательные округа и кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством.

Понятие, структура, компетенция.Взаимоотношения парламента с исполнительной и судебной властью.

Парламент в свете теории разделения властей - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от их структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируется посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат довольно разнообразны. К основным из них относятся:
1. Формирование верхней палаты посредством непрямых косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат - верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных

3 советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 - в заморских департаментах, 5 - в заморских территориях.
Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием.
2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии.

Конгресс США — высший представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат — палаты представителей и сената.
Палата представителей является органом общенационального представительства. 435 ее депутатов избираются на два года в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Между штатами депутатские места распределяются пропорционально численности населения.


Перераспределение мест осуществляется раз в десять лет по итогам переписи населения. Избирательные округа по выборам в палату представителей должны иметь равное, по возможности, число населения.
Верхняя палата — сенат.— является органом представительства штатов.
Независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами. Сенаторы избираются на шесть лет в те же сроки, что и палата представителей. Но в отличие от последней каждые два года состав сената переизбирается только на одну треть. Это обстоятельство придает сенату особый статус постоянно действующего органа. Особая роль сената определяется также тем, что за ним по Конституции закреплен ряд самостоятельных полномочий. “По совету и с согласия” сената заключаются международные договоры. С одобрения сената президент производит назначения на должности федеральных судей и должностных лиц федеральной администрации.
Немалое значение имеет и небольшой, в сравнении с палатой представителей, состав сената, что предопределяет его роль как элитарного института власти.

При избирании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма ( в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и, как правило, "связан" обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии).

4
3.Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии.
В Канаде Сенат состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены; для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на четыре группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами. В настоящее время система представительства выглядит следующим образом:
1. Приморские провинции (Новая Шотландия, Нью-Брансуик —по 10 сенаторов,
Принца Эдуарда —4)—24 сенатора.
2. Квебек — 24 сенатора.
3. Онтарио — 24 сенатора.
4. Западные провинции (Манитоба, Саскетчеван, Альберта, Британская
Колумбия — по 6 сенаторов) — 24 сенатора.
Кроме того, с 1949 г. назначают шесть сенаторов от провинции
Ньюфаундленд, а с 1976 г. — по одному сенатору от Северо-Западных территорий и Юкона.

Каждый сенатор считается представителем всей провинции. Исключение представляет Квебек, каждый сенатор от которого рассматривается как представитель одного из 24 особых (“исторических”) округов.
Кандидат на должность сенатора должен отвечать четырем основным требованиям: иметь канадское гражданство; быть не моложе 30 лет; проживать в провинции, от которой он назначается; быть владельцем недвижимой собственности, оцениваемой не менее чем в 4 тыс. долл. и не обремененной долгами.

4.Традиционный феодальный способ формирования верхней палаты применяется в
Великобритании. Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты -
1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента.
Одиннадцать членов палаты - лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциями). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

Палата лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов,

5

виконтов, баронов, имена которых вписаны в так называемую “золотую книгу” английского дворянства. Это пэры парламента. Они подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных.
К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.
Все остальные члены палаты относятся к категории светских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате — 789 потомственных пэров и пэресс.
В палате имеется 359 пожизненных пэров и пэресс. Большинство из них — это политические и партийные деятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышедшие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, профсоюзные деятели, известные актеры.
Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.
Одиннадцать членов палаты — лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.
В палате лордов, как и в палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь значительно, как в палате общин.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.