Рефераты. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерациии






p> В соответствии с п.4 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», основанием ответственности законодательного органа государственной власти субъекта
Федерации перед Президентом РФ является принятие конституции (устава), закона субъекта РФ или иного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

Такое противоречие должно быть установлено решением суда, вступившим в законную силу. Если при этом законодательный орган государственной власти субъекта Федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу либо иного установленного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный противоречащих федеральному закону и недействующим, и в результате такого уклонения от принятия мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, причем создание препятствий в результате уклонения законодательного органа государственной власти субъекта РФ должно быть также установлено судом, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта РФ.

Вынесение предупреждения в адрес законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации является профилактической мерой, которая призвана побудить органы государственной власти субъектов РФ к добровольному исполнению решения суда, способствовать выполнению мим конституционных обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию для субъекта РФ в процедуре применения федерального воздействия.[7]

Названные последствия характеризуют существенность допущенных в нормативных правовых актах субъекта Федерации нарушений Конституции РФ и федеральных законов, которые могут послужить основанием для применения такой меры как роспуск законодательного органа субъекта Федерации. Из этого следует, что применение указанной санкции к законодательному органу субъекта Федерации в связи лишь с формальным противоречием принятого им нормативного акта федеральному нормативному правовому акту не возможно. Но, к сожалению, в законе не указывается субъект обращения в суд для установления указанных фактов, хотя, скорее всего, с заявлением в суд должен обращаться Президент Российской Федерации, так как именно он должен возбуждать процедуру роспуска законодательного органа субъекта Российской
Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного органа государственной власти субъекта РФ принимается в форме указа. Поскольку предупреждение выносится в форме ненормативного указа Президента РФ, не исключается также возможность его оспаривания в установленном процессуальным законом порядке в Верховном суде РФ, решение которого, однако, не может ставить под сомнение ни состоявшееся, ни возможное в будущем решение Конституционного суда Российской Федерации и не должно предопределять его содержание.[8]

После вынесения Президентом России предупреждения законодательному органу государственной власти субъекта РФ, этот орган должен принять в пределах своих полномочий меры по исполнению решения суда. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательный орган государственной власти субъекта Федерации не принял мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вносит в Государственную думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть этот проект федерального закона. Обязанности
Государственной Думы принять этот федеральный закон нет. По смыслу закона, принятие либо непринятие закона должно стать выражением политической воли
Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что в законе установлена обязанность Президента
России выносить предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта РФ в случае допущения указанных в законе нарушений, а также обязанность вносить в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта
РФ. Прекращение именно законом полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, по мнению Конституционного суда, также является гарантией. В силу самой Конституции Российской Федерации принятие федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Федерации предполагает участие всех субъектов законодательного процесса, ориентировано на обеспечение необходимого баланса интересов Российской Федерации и ее субъектов и служит повышению степени защиты от произвольного и не соразмерного наступившим последствиям, а также нецелесообразного использования федерального воздействия. Именно в ходе законодательной процедуры должна обсуждаться и гарантироваться соразмерность федерального воздействия негативным последствиям нарушения субъектом РФ конституционной обязанности следовать
Конституции РФ и федеральным законам.[9]

Закон также устанавливает, что с момента вступления в силу решения суда до вынесения Президентом России предупреждения законодательному органу государственной власти субъекта РФ или внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Федерации должно пройти не более одного года. Момент начала отсчета этого срока четко не указан. По мнению И.С.
Стоякиной, отсчет этого срока необходимо начинать со дня вынесения первого решения суда о несоответствии нормативного акта законодательного органа субъекта Федерации федеральному законодательству. Также, на ее взгляд, не совсем удачной является конструкция нормы Федерального закона в части установления срока. Она считает, что целесообразнее было бы определить в законе отдельно срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу субъекта Федерации, и отдельно срок
- для обращения с законодательной инициативой о принятии федерального закона о роспуске законодательного органа субъекта Федерации.[10]

Законодательное закрепление института федерального принуждения, несомненно, было необходимо, и их введение в 2000 году было совершенно правильным. Принятые законодательным органом государственной власти нормативные правовые акты могут противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, и Федерации необходимо иметь возможность каким-то образом влиять на законодательные органы власти субъектов в целях создания и сохранения на территории РФ единого правового пространства. Только с 1998 по 2000 год из 50 тысяч зарегистрированных Министерством юстиции законов субъектов РФ одна треть не соответствовала Конституции РФ.[11]

К недостаткам п.4 ст.9 можно отнести:

1.Шестимесячный срок, который дается законодательным органам государственной власти субъектов Федерации на исполнение решения суда;

2.Трехмесячный срок, который дается законодательным органам государственной власти субъектов Федерации на исполнение решения суда после вынесения предупреждения Президентом РФ;

3.Двухмесячный срок, в течение которого Государственная Дума должна рассмотреть проект федерального закона о роспуске законодательного органа власти субъекта Федерации;

4.В связи со всем вышеизложенным – чрезмерная затянутость самого процесса применения санкций и его низкая эффективность.

5.Процессуальные пробелы – например, в законе не указано, в форме какого судебного постановления (если оно принимается не Конституционным судом) должно быть установлено, что в результате уклонения законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц.

При реализации положений статьи 9 закона, неизбежно возникнет закономерный вопрос о процессуальном порядке установления в суде противоречий, содержащихся в нормативном правовом акте законодательного органа власти субъекта Федерации. В настоящее время ни одним процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен порядок рассмотрения такого рода дел. В связи с этим в случае возникновения необходимости применения закона никакой иной, кроме Конституционного суда, судебный орган не сможет принять к своему рассмотрению дело по причине отсутствия процессуальных норм, регламентирующих порядок принятия и рассмотрения такой категории дел.

Здесь же можно повторить и то, что уже было сказано в связи с ответственностью законодательного органа государственной власти субъекта РФ перед высшим должностным лицом субъекта – не должны нести ответственности депутаты, голосовавшие против принятия нормативного правового акта, содержащего нарушения, и не должен быть распущен законодательный орган, если высшее должностное лицо путем наложения вето препятствовало устранению содержащихся в нормативном правовом акте законодательного органа власти субъекта РФ противоречий.

В порядке, описанном выше, законодательные органы государственной власти субъекта РФ несут ответственность за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности
Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства
Российской Федерации. Об этом говорится в ст.3.1 закона.

Постановлением Конституционного суда от 4 апреля 2002 года установлено, что для наступления ответственности органов власти субъектов Федерации не достаточно одного формального противоречия, они должны существовать в неразрывной связи с положениями статьи 3.1 закона.

Однако положения статьи 3.1 очень спорны. Несомненно, законодательные органы государственной власти субъектов РФ должны нести ответственность за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской
Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, но почему такая ответственность ставится законодателем в зависимость от наступления столь серьезных последствий? Почему только тогда, когда нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам повлекут за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, законодательные органы государственной власти субъекта Федерации несут ответственность? Почему при этом для нарушений прав и свобод человека должна быть характерна массовость и грубость нарушений? Конституция гласит, что Россия – правовое государство. Разве правовое государство не должно защищать права и свободы каждого отдельно взятого гражданина? А по каким критериям будет определяться массовость и грубость? В законе об этом ничего не говорится.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.