Рефераты. Особенности развития феодального государства и права в странах востока






p> Центральными органами государственного управления считались следующие ведомства (диваны):

1) Диван-ал-Джуид, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу.

2) Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.

3) Диван-ал-Барид - управление дорог и почты, руководившие также строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечит передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость.
Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю).
Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от их реальной власти.

В конце 8 века наметились новые тенденции в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись на завоеванных территориях, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое, в ряде районов весьма многочисленное войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи. Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.

1.4. Мусульманское право

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на
Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение.

Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиальное право. Оно было органически слито остеологией ислама, пронзало его религиозно-этическими представлениями.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространено свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде сторон Азии и
Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и
Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть
Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявления в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением возникло и другое направление - шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а так же частично в Ливане и Йемене.
Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточения светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, имели признавали только те предания о пророке
Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к праведному последнему халифу Али.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата сгруппировались в четыре основных полка, представлявших собой по существу самостоятельные правовые шкалы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: Ханифиты, маликиты, шафииты, ханболиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб (от Абу
Ханифа) имел своих последователей, прежде всего в таких странах, как
Египет, Турция, Индия, а также на территории нашей страны.

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исламом, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, с той чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

1.4.1. Источники мусульманского права.

Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку
Муххамеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев до исламской
Аравии. Составления Корана растянулось на несколько десятилетий.
Канонизирование его содержания и составления окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644 - 656 гг.).

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет конкретное толкование, данные пророкам в связи с частными случаями. Но многое установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна, состоящая из многочисленных рассказов о суждениях и поступках самого Муххамеда. Из сунны выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины».
Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Иджма развивалась как в виде интерпретации текста Корана или
Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с
Муххамедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджтахидов.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывались острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом, ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно- правовые отношения государственной власти с населением.


1.4.2. Имущественные и семейные отношения.

Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса».
Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм, находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов - мусульман на волю рассматривался как благородное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины.

Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего, в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в соответствии мусульманина (воздух, море, мечети и др.). Не признавалась собственность мусульман и на так называемые «нечистые вещи» - вино, свинину, книги и т.д.

Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата.

Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины, которые называли хиджаз. На эти земли могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.д.

Частная феодальная собственность в Арабском халифате имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения.

Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество, переданное собственникам на какие- либо религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенных доход с вакуфа для себя и своих наследников.

В шариате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку.
Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение односторонних специфических обязательств- обетов.

Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которая, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать «свои договоры» рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием
«нечестных» или изъятых из оборота вещей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.