Рефераты. Основы государства и права






p>Вопрос 3. Форма Российского государства на современном этапе.

Ответ: По форме правления Россия является полупрезидентской
(президентско-парламентарной) республикой или республикой смешанного типа.

Главой государства является президент РФ, избираемый народом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как глава государства представляет Россию внутри станы и в международных отношениях; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, не противоречащие конституции и федеральным законам; решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти, в соответствии с конституцией и федеральными законами, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия
Государственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с конституцией и федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу.
Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случае избрания нового президента.

Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат – Совета Федераций и
Государственной Думы.

Форма государственного устройства России – федерация; в зависимости от принципа формирования – смешанная национально-территориальная федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющая 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – Москву и
Санкт-Петербург, 1 автономную область, 10 автономных округов; а в теории конституционного права – конституционно-правовая федерация.

Российской Федерации присущ демократический политический режим, так как:

1. Органы государственной власти формируются выборным путем.

(Президент РФ избирается на основе всеобщего равного и прямого голосовании, также избираются депутаты Государственной Думы, которая образует наряду с Советом Федераций Федеральное Собрание

(парламент).)

2. Конституцией признается политический плюрализм (политическое многообразие и многопартийность).

3. Действующей конституцией признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

4. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Вопрос 4. Право, его сущность и объективные свойства.

Ответ: Сущность права заключается в отражении его истинной природы и назначении в обществе. Определений же права существует множество. И это вполне закономерно, поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия, как «право», к характеристике которого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций, под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное, объемное представление.

К признакам права можно отнести следующие:
1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.
2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя: а) людей; б) общественные отношения; в) поведение субъектов общественных отношений.
3. Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.
4. Право по своей сущности есть средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.
5. Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности:
6. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.
7. Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей

(физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).
8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно- правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.
9. С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями

(структурой) и взаимодействующих друг с другом.
10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.
11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой- то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность

(как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.
12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.
13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно- правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.
14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).
15. Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества. Следует отметить, что более плодотворным в этом направлении является не формулирование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.

Вопрос 5. Понятие и виды норм права. Структура норм права.

Ответ: Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются:

1. Принадлежностью правовых норм к нормам социальным.

2. Юридической природой норм права.

1. Принадлежность к соц. нормам обуславливает следующие качества правовой нормы (ПН):

1. ПН – правило поведения людей в обществе;

2. ПН обладает качеством нормативности – является типовым образцом поведения:

1. круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т.п.);

2. рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;

3. вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация).
2. Юридическая природа ПН определяет их следующие специфические признаки:

1. ПН исходит непосредственно от государства или санкционируется им.

2. Представляет собой государственно-властное веление.

3. Охраняется силой государства.

4. ПН – общеобязательное правило поведения

5. Обладает качеством формальной определенности:

2.5.1. должна быть точным, конкретным предписанием (с точки зрения внутренней организации);

2. должна содержаться в официальных источниках (формах) права в плане внешней формы.

2.6. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения:

2.6.1. ПН могут быть регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент);

2.6.2. ПН выражает государственную волю, как право в целом.

2.7. Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. действует через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей.

Юридические нормы классифицируются по различным критериям:

а) по предмету правового регулирования:

. гражданско-правовые (конституцонные);

. административные;

. гражданско-правовые (имущественные);

. уголовно-правовые;

. нормы трудового права и т.д. б) по функциональному назначению:

. регулятивные – определяют модель поведения субъектов

(регулируют общественные отношения);

. охранительные (нормы административного и уголовного права) – определяют средства защиты прав и законных интересов. в) по способу воздействия на субъектов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.