Рефераты. Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы






p> Очевидно, что ближайшая задача - это восстановление жизненно необходимых разрушенных межгосударственных связей в сфере экономики для выхода из кризиса и экономической стабилизации, т.к. эти связи являются одним из самых важных факторов роста эффективности и благосостояния народа.
Далее могут последовать различные сценарии и варианты экономической и политической интеграции. Готовых рецептов нет. Но сегодня видны некоторые пути будущего обустройства Содружества:
1) экономическое развитие при взаимодействии с другими странами СНГ преимущественно на двусторонней основе. Наиболее четко такого подхода придерживается Туркменистан, который не подписал Договор об экономическом союзе, но в то же время активно развивает двусторонние отношения. К примеру, заключено и успешно осуществляется стратегическое Соглашение РФ о принципах торгово-экономического сотрудничества до 2000 года. К этому варианту более склоняются Украина и Азербайджан;
2) создание региональных интеграционных блоков в рамках СНГ. Это прежде всего касается трех (национал) центрально-азиатских государств -
Узбекистана, Казахстана и Киргизии, принявших и реализующих ряд важных субинтеграционных соглашений;
3) глубокая интеграция принципиально нового типа на рыночной основе с учетом баланса интересов больших и малых государств. Это - ядро СНГ в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Какой из этих вариантов окажется более реализуемым, зависит от того, насколько возобладают соображения экономической целесообразности.
Оптимальное сочетание этих направлений в различных конфигурациях экономической интеграции при укреплении политической независимости и сохранении этической уникальности новых суверенных государств - единственно разумная и цивилизованная формула дальнейшего постсоветского пространства.

Несмотря на расхождение в национальных законодательных системах и разный уровень экономик и политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их решения и углубления.
Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия, поскольку поле интеграционных процессов и выбор инструментов очень широки.

Жизнь показала бессмысленность объединений без учета региональной, национальной, экономической и социальной специфики каждого участника
Содружества. Поэтому все более предметно обсуждается предложение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ в своеобразный орган Совета глав государств, имея в виду оставить за ним проработку главным образом политических вопросов Содружества. Экономические же проблемы возложить на
МЭК (Межгосударственный экономический комитет), сделав его инструментом
Совета глав правительств и наделив его большими, чем сейчас полномочиями.

Обостренная социально-экономическая ситуация во всех странах
Содружества, угроза дальнейшего скатывания вниз, как это ни парадоксально, имеют свою позитивную сторону. Это заставляет задумываться об отказе от политизированных приоритетов, подталкивает к шагам, поиску более эффективных форм сотрудничества.[9]

В последнее время ряд государств-участников СНГ и Европейский Союз расширили взаимодействие путем развития и повышения уровня политического диалога, экономических, культурных и других связей. Важную роль в этом сыграли двусторонние соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
Россией, Украиной , другими странами Содружества и Европейским Союзом, а также деятельность совместных межправительственных и межпарламентских институтов. Новый положительный шаг в этом направлении - решение ЕС от 27 апреля 1998 года о признании рыночного статуса российских предприятий, экспортирующих продукцию в страны ЕС, исключение России из списка стран с так называемой государственной торговлей и внесение соответствующих изменений в антидемпинговый регламент ЕС. На очереди аналогичные меры в отношении других стран Содружества.[10]

Что касается Украины, то она наряду с другими бывшими субъектами
СССР, выражает безоговорочное намерение интегрироваться в европейские структуры, готова ради этого связать себя, любыми социальными, финансовыми, правовыми обязательствами. По-видимому, дело не в том, что там сытая жизнь, хотя и это немаловажно, поскольку такая жизнь могла получиться лишь в условиях развитых демократических институтов. Главное в том, что упомянутые институты создавались в условиях уважения человека и человеческих ценностей. Интеграция Украины в европейские структуры невозможна без уяснения тех правил, по которым живет Европа.[11]

Ряд одобренных нормативных актов (в первую очередь, Указ Президента
Украины от 11 июня 1998 года "Об утверждении стратегической интеграции
Украины к Европейскому Союзу", а также от 24 февраля 1998 года - "Об обеспечении исполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
Украиной и ЕС и усовершенствование механизма сотрудничества с ЕС), работа
МИД Украины и других органов исполнительной власти Украины в последнее время, создание специального органа в экономической и социальной интеграции в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции - в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции - не оставили сомнений насчет серьезности намерений
Украины ассоциироваться с Евросоюзом. Но вместе с тем, второй Саммит
Украина - Европейский Союз, который состоялся 16 октября 1998 года в Вене, показал, что Евросоюз еще не готов на данном этапе адекватно отреагировать на запрос Украины насчет приобретения ассоциированного членства в ЕС. Также не было дано однозначного ответа на другие принципиально важные предложения украинской стороны - насчет привлечения Украины к работе Европейской
Конференции, совместной внешней политики и политической безопасности.[12]

Какие-либо многосторонние интеграционные проекты пока что не имеют под собой реальных политико-экономических основ и их реализация в ближайшей перспективе невозможна. Поэтому СНГ нужно сохранить как структуру, в рамках которой есть возможность совершать необходимую координацию экономической политики стран СНГ, обеспечивать подходящие условия товарообмена, цивилизованным путем решать спорные проблемы и разрешать конфликтные ситуации.

Последний финансовый кризис в России, также есть убеждающим аргументом в пользу этой позиции. Пока экономическая ситуация в государствах Содружества не приобретет постоянной позитивной динамики, не сформируются окончательно все аспекты нового, рыночного устроя, демократического общества, какая-либо масштабная интеграция этих стран лишь приведет к цепной реакции негативных явлений и на этой основе - к углублению общего экономического кризиса, последствием которого может стать и кризис политический.

Список использованной литературы:

1. Гудима Б.Дорогою до спільного дому. Стосунки між Україною та
Європейським Союзом у світі набуття чинності Угоди про партнерство та співробітництво між Україною та ЄС // Політика і час. - 1998. - № 5.
2. Журавка Ф. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного
Союзу // Банківська справа. - 1999. - №
3. Журавка Ф. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного
Союзу // Банківська справа. - 1999. - №
4. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты
// Вопросы экономики. - 1998. - № 9.
5. Иванов И. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы. Последствия //
Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9.
6. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция
// Общество и экономика. - 1998. - № 2.
7. Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // Экономист. -
1998. - № 3.
8. Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости / В кн.
№Беларусь, Россия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская конференция". - Киев, 1999.
9. Козик Л., Кохно П. Процессы экономической интеграции государств СНГ //
Экономист. - 1998. - № 2.
10. Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обмеженого оптимізму // Політика і час. - 1998. - № 9.
11. Любский М. (Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ.
Сравнительный анализ) - Москва, 1998 // Вопросы экономики. - 1998. - № 8.
12. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого саміту України в
Європейський Союз. - 1998. - № 10. - С.10, 13.
13. Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам
Петербургского экономического форума 1998 г. // Экономист. - 1998. - №
10.
14. Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство / Под ред. С.В.Кивалова. - Одесса, 1999.
15. Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3.
16. Тиммерманн Х. Процессы дезинтеграции и реорганизации СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 4.
17. Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист. - 1998. -
№ 10.
18. Чистяков Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей // Экономист. - 1998. - № 6.

-----------------------
[1] Козик Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ // Экономист.
- 1998. - № 2. - С.77.
2 Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обережного оптимізму // Політика і час, №9, 1998, с.17
[2] Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. - С.61.
[3] Зиядуллаев Н. СНГ-современное состояние и перспективы // Экономист.
1998, 3
[4] Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости // В кн.
"Белорусь, Росия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская конференция". - К., 1999.
[5] Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция
// Общество и экономика. - 1998.
- - № 2. - С. 195.

[6] См. Журавка Ф. Європейський Економічний і Валютний Союз // Банківська справа. - 1999. - № 5. - С.54.
См. ЖуравкаФ. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного
Союзу // Банківська справа. - 1999. - № 4. - С.38.

См. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты // Вопросы экономики. - 1998. - № 9. - С. 121-135.
[7] Любский М. -(Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ)
Сравнительный анализ. - Москва, 1998 Вопросы экономики. - 1998. - № 8. -
С. 151.
[8] Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // - Экономист.
- 1998. - С. 90.
[9] Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам
Петербургского экономического форума 1998 г. // - Экоомист. - 1998. - № 10.
- С. 11.
[10] Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство. / Под ред. С.В.Кивалова. - Одесса.
- 1999. - С. 64.

[11] См. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого Саміту
України - Європейський
Союз // Політика і час. - 1998. - № 10. - С.10. 13.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.