Какой из этих вариантов окажется более реализуемым, зависит от того, насколько возобладают соображения экономической целесообразности. Оптимальное сочетание этих направлений в различных конфигурациях экономической интеграции при укреплении политической независимости и сохранении этической уникальности новых суверенных государств - единственно разумная и цивилизованная формула дальнейшего постсоветского пространства.
Несмотря на расхождение в национальных законодательных системах и разный уровень экономик и политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их решения и углубления. Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия, поскольку поле интеграционных процессов и выбор инструментов очень широки.
Жизнь показала бессмысленность объединений без учета региональной, национальной, экономической и социальной специфики каждого участника Содружества. Поэтому все более предметно обсуждается предложение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ в своеобразный орган Совета глав государств, имея в виду оставить за ним проработку главным образом политических вопросов Содружества. Экономические же проблемы возложить на МЭК (Межгосударственный экономический комитет), сделав его инструментом Совета глав правительств и наделив его большими, чем сейчас полномочиями.
Обостренная социально-экономическая ситуация во всех странах Содружества, угроза дальнейшего скатывания вниз, как это ни парадоксально, имеют свою позитивную сторону. Это заставляет задумываться об отказе от политизированных приоритетов, подталкивает к шагам, поиску более эффективных форм сотрудничества.[9]
В последнее время ряд государств-участников СНГ и Европейский Союз расширили взаимодействие путем развития и повышения уровня политического диалога, экономических, культурных и других связей. Важную роль в этом сыграли двусторонние соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией, Украиной , другими странами Содружества и Европейским Союзом, а также деятельность совместных межправительственных и межпарламентских институтов. Новый положительный шаг в этом направлении - решение ЕС от 27 апреля 1998 года о признании рыночного статуса российских предприятий, экспортирующих продукцию в страны ЕС, исключение России из списка стран с так называемой государственной торговлей и внесение соответствующих изменений в антидемпинговый регламент ЕС. На очереди аналогичные меры в отношении других стран Содружества.[10]
Что касается Украины, то она наряду с другими бывшими субъектами СССР, выражает безоговорочное намерение интегрироваться в европейские структуры, готова ради этого связать себя, любыми социальными, финансовыми, правовыми обязательствами. По-видимому, дело не в том, что там сытая жизнь, хотя и это немаловажно, поскольку такая жизнь могла получиться лишь в условиях развитых демократических институтов. Главное в том, что упомянутые институты создавались в условиях уважения человека и человеческих ценностей. Интеграция Украины в европейские структуры невозможна без уяснения тех правил, по которым живет Европа.[11]
Ряд одобренных нормативных актов (в первую очередь, Указ Президента Украины от 11 июня 1998 года "Об утверждении стратегической интеграции Украины к Европейскому Союзу", а также от 24 февраля 1998 года - "Об обеспечении исполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС и усовершенствование механизма сотрудничества с ЕС), работа МИД Украины и других органов исполнительной власти Украины в последнее время, создание специального органа в экономической и социальной интеграции в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции - в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции - не оставили сомнений насчет серьезности намерений Украины ассоциироваться с Евросоюзом. Но вместе с тем, второй Саммит Украина - Европейский Союз, который состоялся 16 октября 1998 года в Вене, показал, что Евросоюз еще не готов на данном этапе адекватно отреагировать на запрос Украины насчет приобретения ассоциированного членства в ЕС. Также не было дано однозначного ответа на другие принципиально важные предложения украинской стороны - насчет привлечения Украины к работе Европейской Конференции, совместной внешней политики и политической безопасности.[12]
Какие-либо многосторонние интеграционные проекты пока что не имеют под собой реальных политико-экономических основ и их реализация в ближайшей перспективе невозможна. Поэтому СНГ нужно сохранить как структуру, в рамках которой есть возможность совершать необходимую координацию экономической политики стран СНГ, обеспечивать подходящие условия товарообмена, цивилизованным путем решать спорные проблемы и разрешать конфликтные ситуации.
Последний финансовый кризис в России, также есть убеждающим аргументом в пользу этой позиции. Пока экономическая ситуация в государствах Содружества не приобретет постоянной позитивной динамики, не сформируются окончательно все аспекты нового, рыночного устроя, демократического общества, какая-либо масштабная интеграция этих стран лишь приведет к цепной реакции негативных явлений и на этой основе - к углублению общего экономического кризиса, последствием которого может стать и кризис политический.
Список использованной литературы:
1. Гудима Б.Дорогою до спільного дому. Стосунки між Україною та Європейським Союзом у світі набуття чинності Угоди про партнерство та співробітництво між Україною та ЄС // Політика і час. - 1998. - № 5. 2. Журавка Ф. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного Союзу // Банківська справа. - 1999. - № 3. Журавка Ф. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного Союзу // Банківська справа. - 1999. - № 4. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты // Вопросы экономики. - 1998. - № 9. 5. Иванов И. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы. Последствия // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9. 6. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция // Общество и экономика. - 1998. - № 2. 7. Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // Экономист. - 1998. - № 3. 8. Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости / В кн. №Беларусь, Россия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская конференция". - Киев, 1999. 9. Козик Л., Кохно П. Процессы экономической интеграции государств СНГ // Экономист. - 1998. - № 2. 10. Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обмеженого оптимізму // Політика і час. - 1998. - № 9. 11. Любский М. (Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ. Сравнительный анализ) - Москва, 1998 // Вопросы экономики. - 1998. - № 8. 12. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого саміту України в Європейський Союз. - 1998. - № 10. - С.10, 13. 13. Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам Петербургского экономического форума 1998 г. // Экономист. - 1998. - № 10. 14. Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство / Под ред. С.В.Кивалова. - Одесса, 1999. 15. Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. 16. Тиммерманн Х. Процессы дезинтеграции и реорганизации СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 4. 17. Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист. - 1998. - № 10. 18. Чистяков Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей // Экономист. - 1998. - № 6.
----------------------- [1] Козик Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ // Экономист. - 1998. - № 2. - С.77. 2 Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обережного оптимізму // Політика і час, №9, 1998, с.17 [2] Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. - С.61. [3] Зиядуллаев Н. СНГ-современное состояние и перспективы // Экономист. 1998, 3 [4] Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости // В кн. "Белорусь, Росия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская конференция". - К., 1999. [5] Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция // Общество и экономика. - 1998. - - № 2. - С. 195.
[6] См. Журавка Ф. Європейський Економічний і Валютний Союз // Банківська справа. - 1999. - № 5. - С.54. См. ЖуравкаФ. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного Союзу // Банківська справа. - 1999. - № 4. - С.38.
См. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты // Вопросы экономики. - 1998. - № 9. - С. 121-135. [7] Любский М. -(Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ) Сравнительный анализ. - Москва, 1998 Вопросы экономики. - 1998. - № 8. - С. 151. [8] Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // - Экономист. - 1998. - С. 90. [9] Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам Петербургского экономического форума 1998 г. // - Экоомист. - 1998. - № 10. - С. 11. [10] Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство. / Под ред. С.В.Кивалова. - Одесса. - 1999. - С. 64.
[11] См. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого Саміту України - Європейський Союз // Політика і час. - 1998. - № 10. - С.10. 13.
Страницы: 1, 2, 3