Рефераты. Основные правовые системы современного мира






 

6.Система обычного права.

 

       Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента.

       Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

       Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

       Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и материальные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

       Другая черта обычного африканского права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скоре соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов.

        В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследования, землевладения решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семьи или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.

     Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и заканчивая  высшими (суды крупных вождей).

       Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак — это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжение установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.

       После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское — в Конго, португальское — в Анголе и Мозамбике, английское — в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимущество административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений — землевладение, семейное и наследственное право — остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство.

       В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.

       Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой — ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает, прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.

       Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. В частности, введен восьмичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин.

       В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер.

      Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.

      Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая, общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему права. Как целостное образование она охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый  комплекс.


7.Социалистическая правовая семья 


       Социалистическая правовая семья появилась в 1917г. в России. Ее появление было обусловлено не особенностями юридического сознания, а марксистка ленинской  идеологией, ее принципами политического устройства общества.

       Следовательно, на  примере   права    СССР  можно   рассмотреть

основные черты, присущие социалистическому праву.

       Социалистическое  право   обнаруживает   известное    сходство  с

романо-германской   правовой   системой.   Оно  достаточно  широко

сохранило   ее  терминологию, а  также  хотя бы по внешнему виду - ее

структуру.   Для  советского   права  характерна  концепция    правовой

нормы, которая   мало  чем отличается от французской  или  немецкой

концепции.   Исходя   из  этого,  многие   западные    авторы,  особенно

англичане  и   американцы,  отказываются  видеть  в  советском  праве

оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые

системы.

       Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право - это  надстройка,  отражение  определенной экономической структуры.

       Социалистическое       право       обусловлено    ярко   выраженным

классовым характером. Единственным или основным социалистического    права    являлось      вначале       революционное

творчество    исполнителей,  а  позднее нормативно-правовые акты,  в

отношении,    которых   декларировалось,  что    они   выражают   волю

трудящихся,    подавляющегося   большинства      населения,  а  затем 

всего народа, руководимого коммунистической партией.

       Принимавшиеся нормативно-правовые  акты,  большую часть которых составляли подзаконные  (секретные  и   полу секретные   приказы, инструкции и  т.д.)  фактически  выражали, прежде всего, и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

       Социалистическое     право     рассматривается    как    реализация

марксистско-ленинской   доктрины.  В своих  работах советские авторы

постоянно  ссылались   на   основоположников   марксизма-ленинизма,

труды   и   речи   советских   руководителей,   программу   и    решения

коммунистической   партии.  Такого  рода    документы,  как  партийная

программа и решения,  совершенно очевидно,  не   образуют   право  в

собственном  смысле   этого слова.  Однако их доктринальное влияние

для        советского   права   неоспоримо,    ибо    в    этих    документах

содержится       изложение    марксистско-ленинской    теории    в    ее

современном звучании по современным вопросам.  Советский   юрист,

любое другое лицо, желавшее изучать советское право, должны  были

постоянно обращаться к ним.

       Что же касается категорий и институтов, то   здесь   нельзя   не   признать   оригинальности советского права.  По  внешнему виду в нем сохранены категории и институты романо-германской системы.  Однако по своему  существу они коренным   образом   обновлены.   В  обществе  нового  типа, основанном на иной  экономической  системе,  и  руководствующимся иными идеалами, возникают совершенно иные проблемы.

       Советская      система  права по внешнему виду остается  такой же

что  и  система романо-германского типа. Существуют и существенные

отличия:   семейное    право    отделено   от    гражданского,     исчезло

торговое    право,   появилось колхозное и жилищное право. Советские

авторы    возражали,  чтобы    отличия   в   системах  права  сводились

только   к     формальным   моментам,  без  рассмотрения  содержания

отраслей права.

       Конституционное     право    в    высшей  степени   отличается   от

конституционного   права   западных  стран.  Особенно характерны две

черты:  ведущая   роль,  отведенная   коммунистической      партией,  и

осуществление    власти     и    управления    советами   всех   уровней.

Оригинальность        советского      права     не     сводится     лишь     к

характеристике     конституционного   права,     тоже  можно сказать и о

других     отраслях:  административном    праве,  уголовном,  трудовом,

гражданском  и  т.д.  Юристам   западных   стран    было   не     понятно

административное    право,    которое не сконцентрировано  на  охране

личности  и  судебном контроле над администрацией.  Для юристов же

социалистических   стран  основным  была  государственная  политика

строительства   коммунизма:   идея  судебного  контроля они заменили

новым видом контроля,  осуществляемым представителями  народа  и

общественными организациями.

       Еще  одним  важным аспектом социалистического права  является

Отрицание   советскими   юристами  частного права.  Права по мнению

теоретиков      марксизма - ленинизма  -  это   не    более   чем    аспект

политики,     инструмент     в   руках   господствующего  класса.  В  этой

концепции       не   остается   места     для   частного   права,     которое

претендовало    бы    на   независимость,    от   каких  бы  то   ни    было

предвзятых  мнений   и  политических   обстоятельств;   "право    -   это

политика,   и,     наоборот,   то,  что      не    является    политикой,      не

является правом".

       Для     советской     правовой     системы  остались  чуждыми  идея

господства  права  и   мысль   о  том,   что   надо    изыскивать    право,

соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных  лиц  и  общества.  Право  носило императивный характер,   было   теснейшим   образом   связано  с государственной политикой,  являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью   и  принудительной  силой  правоохранительных (карательных) органов.  В  теории  исключалась  возможность  для судебной практики  выступать  в  роли созидателя норм права.  Ей отводилась лишь   роль   строгого   толкователя    права. Несмотря  на  конституционный  принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в   руках    господствующего    класса, обеспечивал его  господство и охранял, прежде всего, его интересы.

       Процессуальные формы были упрощены и были ограничены права  подсудимых  на защиту. Существовала идеализация судебного производства. Произошел отказ от суда присяжных.

       В настоящее        время,  в  результате  перемен  произошедших в

первую     очередь  в  бывшем  СССР,    социалистическое   право   (за

исключением   некоторых стран) практически перестало существовать.

Это очередной  раз доказывает, что когда государство ставит себя  выше  права,  когда  право  является  "инструментом в руках господствующего класса или партии" - такое  государство  заранее

обрекает себя на развал и гибель.


8.Заключение. 

 

       В данной работе   были  рассмотрены  основные  правовые  черты

основных   правовых   систем    современного   мира.      В  заключении

хотелось      бы   отметить,   что,   наверное,  не  существует  идеальной правовой     модели,  которая одинаково подходила бы для всех стран. Много      плюсов    можно  отметить   у   романо-германской   правовой системы. Правовые нормы четко кодифицированы.  Правоприменителю не составляет труда  найти  ту  или  иную  норму.  Но  с  другой стороны, доктрина,  выражающая  тождество  права и закона,  может сыграть и отрицательную роль.  Так было в 30 годы в  Германии,  когда к власти пришел тоталитарный режим,  и, изменив законы, поставил закон над правом.

       Плюсом социалистической правовой системы можно считать глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения и распоряжения государственным имуществом, а так же внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений. Детально были проработаны нормативно правовые формы защиты наемных рабочих, гарантированного права на труд, бесплатного образования и так далее.

       У  прецедентного  права    преимущество    в том,  что оно ближе к

практике,  но   с   другой  стороны очень затруднен поиск  прецедентов

при реализации норм права.

       В последнее время, в  результате  развития  международного права,    торговых    и     экономических    связей     между       странами

наблюдается    тенденция  к  сближению  правовых  систем  различных

стран.   Так    в   странах   "общего   права"   все    большее    значение

приобретает   кодификация,  а  в странах         континентального  права 

наоборот судебный прецедент.

      Также    не   трудно увидеть,  что   даже   принадлежность  стран  к

одной и  той   же  крупной  правовой  семье,  отнюдь  не        исключает

существенных различий между национальными правовыми  системами этих стран.







9.Библиография.


1.М.Н. Марченко.  Общая теория государства и права.

                                       Москва.1998г.

2.А.Х.Саидов. Введение в основные правовые системы         

                        современности.   Ташкент, 1988г.

3.Рене Давид. Основные правовые  системы современности.

                                    Москва, Международные отношения.1999г.

4.А.Р. Cукиянен. Мусульманское право. Москва 1986г. 

5.К. Кросс. Прецедент в английском праве.   Москва1985г.                         

6.БЭС. Москва,1975г.

7.Всемирная история государства и права. Москва , Манускрипт 1994г.

8.Правовая система социализма.Москва,1988г. Книга 1, раздел 1.

9.Советское государство и право. Издательство Наука№6 1981г.

10.М.А. Суптаев. Обычное право в странах Восточной Африки.

                                      Москва. Наука 1984г.

11.И.Б. Новицкий. Римское право. Ассоциация “Гуманитарное знание” 

                                          «Теис», Москва 2001г.

12.О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. История государства и права

                    зарубежных стран. ”Норма”, Москва,2001г. .


[1] Рене Давид. Основные правовые системы современности. 1999.

[2] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998 г. с. 108

[3] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998г. с. 109

Коваленко А.И.Краткий словарь справочник по ТГП. Москва  [Н1]

 [Н2]


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.